Найти в Дзене

Вкратце о Дал Риаде — какой она нам предстаёт в исторических источниках, и о том, причём тут Ирландия

Дал Риада — небольшое раннесредневековое королевство, располагавшееся по обе стороны Северного пролива, который отделяет Ирландию от Британии и соединяет Ирландское море с Атлантикой на севере. Так оно и существовало в этом мире разделений и соединений. Начнём с того, кто его населял. Поскольку речь о политическом образовании, заглубляться до времён неандертальцев смысла не малейшего, но и без этого история достаточно причудливая. Традиция приписывает основание королевства некому Карибре Риаду, который возглавил переезд скоттов (scoti) из Ирландии в Аргайл — область в Шотландии, расположенную по берегам залива Ферт оф Лорн. Персонаж этот мелькает кое-где в ирландских генеалогиях, которыми историки вынуждены пользоваться — ничего другого, относящегося к столь седой древности, не завезли. Деятельность этого человека предшествует 500 году новой эры на десять поколений. Но вот с использованием генеалогий есть маленькая проблема: их авторы так и не договорились между собой о том, что счи

Дал Риада — небольшое раннесредневековое королевство, располагавшееся по обе стороны Северного пролива, который отделяет Ирландию от Британии и соединяет Ирландское море с Атлантикой на севере. Так оно и существовало в этом мире разделений и соединений.

Начнём с того, кто его населял. Поскольку речь о политическом образовании, заглубляться до времён неандертальцев смысла не малейшего, но и без этого история достаточно причудливая. Традиция приписывает основание королевства некому Карибре Риаду, который возглавил переезд скоттов (scoti) из Ирландии в Аргайл — область в Шотландии, расположенную по берегам залива Ферт оф Лорн. Персонаж этот мелькает кое-где в ирландских генеалогиях, которыми историки вынуждены пользоваться — ничего другого, относящегося к столь седой древности, не завезли. Деятельность этого человека предшествует 500 году новой эры на десять поколений.

Аргайл
Аргайл

Но вот с использованием генеалогий есть маленькая проблема: их авторы так и не договорились между собой о том, что считать поколением: физическое время жизни людей (тогда 10 поколений — примерно 200-300 лет) или время «правления» главы дэривине, которое начинается никак не ранее его совершеннолетия, а то и позже (тогда 10 поколений в интересное время можно и в столетие утоптать, если постараться и жить буйно и весело, да и временной интервал становится гуттаперчевым).

Ещё одна беда — античные авторы, упоминающие и не упоминающие скоттов, путаются в показаниях. Как это? Птолемей поселил на полуострове Кинтайр, аккурат посреди Дал Риады, эпидиев. Аммиан Марцеллин писал о набегах скоттов 360 года, но утверждал, что люди эти — кочевники. Опираясь на свидетельство первого и авторитетное мнение второго, достопочтенный Беда считал скоттов приезжими из Ирландии. Кто-то за ним добросовестно повторял, кто-то утверждал, что скотты — местные.

Монастырь новодельный, построен уже в средние века, а тот, что основал Колум Килле, викинги по привычке разрушили.
Монастырь новодельный, построен уже в средние века, а тот, что основал Колум Килле, викинги по привычке разрушили.

Ирландские хронисты впервые упоминают короля Дал Риады, умершего в 501 год новой эры. Звали его Фергус МакЭрк, а написано о нём в "Анналах Тигернаха" из манускрипта Rawlinson B 488 (список неполный, но остальные ещё более куцые). Из этой ирландской летописи бодро списывали и в Шотландии, в частности автор «Хроники скоттов» много оттуда почерпнул. Шотландские генеалогии, например, Senchus fer nAlban, упоминают и других сыновей Эрка, живших раньше Фергуса: родоначальников кланов Кенел Лорне и кенел Энгуса с острова Айлей (самого южного из Внутренних Гебридских островов). В конце VI века данные пошли кучно: на острове Айона Колумом Килле был основан монастырь, при нём — скрипторий, и в скриптории в том числе писали хроники. Обитель на острове Айона была центром учёности, просвещения и христианизации Северной Англии и Шотландии. Но имеет значение и то, что отцами-основателями были ирландцы, которых в силу менталитета свои, ирландские, проблемы интересовали более, чем туземные, в том числе какого-то Рима. Такой перевёрнутый мир.

страничка из Rawlinson B 488
страничка из Rawlinson B 488

Монахи под предводительством Колума Килле поселились на острове Айона благодаря щедрости короля Коналла макКомгалла (умер в 576 году). Его сменил и тоже покровительствовал монастырю Эйдан макГаброн. Первый принадлежал к клану Кенел Комгалл, второй — Кенел нГаброин. Оба были талантливыми военными вождями, проецировавшими силу с Гебридских островов как на побережье Шотландии, так и в Ирландию. В данном случае, счастливый билет был у них в кармане: Колум Килле и его преемник принадлежали к О'Ниалам, как раз взошедшим в зенит силы и контролировавшим половину Ирландии. В итоге на тот клин земель на северо-востоке Улада никто не посягал, а в Аргайле короли Дал Риады укрепились самостоятельно.

Святого Колума Килле чаще всего изображают седым старцем. Мне кажется, этот витраж лучше отражает его сущность: принц по рождению, священник по выбору, святой по всем его поступкам.
Святого Колума Килле чаще всего изображают седым старцем. Мне кажется, этот витраж лучше отражает его сущность: принц по рождению, священник по выбору, святой по всем его поступкам.

Так или иначе, с лёгкой руки античных, а затем и раннесредневековых хронистов, в исторических источниках и нарративной литературе закрепился статус кво: проникновение ирландских кланов в будущую Шотландию и на Гебридские острова и перехват ими рычагов управления. Как Вы уже поняли, правящих кланов было четыре, а кланы попроще никто не считал.

В основном правящие элиты сначала были именно из Кенел Комгайл и Кенел нГаброин, королей выбирали из их числа. Отношения между кланами складывались по-разному: то ссорились, то ладили.

К середине VII века при правнуке уже упоминавшегося Эйдана макГаброина, Домнале Бреке, Дал Риада утрачивает большую часть своих владений в Ирландии и терпит ряд обидных неудач в Шотландии, а в 642 году и вовсе попадает под власть короля англов Освиу. Домнал не то, чтобы сильно виноват в случившейся катастрофе: началось уже при его предшественнике и родиче Коннаде, который в компании вождей нГаброин решил воевать пиктов. Пошли по шерсть — вернулись стриженными: доминирующее племя пиктов, Уи Келбад, наваляло им разбило их наголову, военачальники Дал Риады, в том числе король, полегли на поле боя. Домнал, только что избранный королём, после разгрома не располагал существенной военной силой и не видел смысла продолжать бодаться с Уи Келбадами. Он подружился с их королём Конгалом. Думаете, это всё в Шотландии происходит? Ага. Уи Келбады — кридани, то есть ирландские пикты. Уи Келбады, стремившиеся доминировать не только в Северной Ирландии, но и дальше на юг, в какой-то момент столкнулись с О'Нейлами. Конфликтовать с таким сильным противником, имея в тылу маленькую, но очень ершистую Дал Риаду, им было не очень интересно. Домнал, пытаясь получить передышку в военных действиях, практически выдернул занозу, и в Ирландии началась война между Северными О'Ниалами и пиктами. Стоит ли напоминать, что настоятелями Айоны по новодельной традиции были или выходцы из О'Ниалов, или их ставленники?

-6

Игумен, Шегене (625-652 год), самый что ни на есть О'Ниал, он и делает политику. Ругают Домнала монахи поносными словами, и, хотя из Ирландии ему не прилетает, зато отовсюду движутся неустановленные враги рядами и колоннами - всех поощряют на бунт и благословляют на неповиновение. Шегене пиктов серьёзной силой не считает и управу на Домнала нашёл в соседней Нортумбрии, где много обителей основал, многих обратил в христианство, и даже кое-кого на юге Англии. Король Нортумбрии — его большой друг и товарищ. Последнее поражение Домнал, судя по нарративным источникам, получил от бриттов, но наиболее вероятно, уходили его свои же, кто-то из претендентов на престол, которых прокатили на выборах. Яблоко само упало в руки короля Освиу. А Шегене возвысился так и пользовался таким уважением, что слава о монастыре на острове Айоны гремела по всей Британии; когда игумен умер, поминальные службы проходили и в Ирландии, и в англо-саксонской Гептархии. Об англах в Дал Риаде забыли сразу же после смерти Шегене: их власть здесь держалась только на авторитете религиозного лидера.

Святой Адамнан
Святой Адамнан

Клану Кенел Комгайл, который был не при делах, не простили череду разорительных конфликтов, стычек и смуты. Разумеется, все заслуги перед страной были забыты. Впереди почти полсотни лет правления представителей нГабройнов. При этом продолжаются попытки подвинуть нГабройнов со стороны двух других влиятельных кланов — Кенел Лоарнов на севере Аргайла (в 690 году делают заявку на трон) и О'Энугсов на Внутренних Гебридах. Семьи, из которых выбирают королей (электоральные элиты) тесно связаны через брачные союзы. Эти кланы теперь называют тремя третями Дал Риады. И тут в раскладе появляется новая карта: Адамнан, девятый аббат Айоны (правление 679-704 г.). Адамнан способствовал крещению пиктов и организации дочерних монастырей в пиктских королевствах. Не без его деятельного участия у пиктских властителей проснулся интерес к Дал Риаде — и они обратили внимание именно на попавшего в тень Кенел Комгайл. Пиктские вожди женятся на знатных девушках именно из этого клана.

А что же Адамнан? Он всеми силами старается искоренить приметы православия в кельтской церкви, добиться мира между Ирландской церковью и Святым Престолом, Айона становится центром паломничества, куда едут из Европы, сам он — учёный богослов, признанный и широко известный за пределами Британских островов. И, будучи человеком честолюбивым, с удовольствием играет в политику. Первые пиктские летописи появляются при его правлении, и в них Дал Риада описывается как ирландская колония на землях пиктов, а Айона — дар пиктских королей благочестивому Колму Килле. Если первое, скорее всего, медицинский факт, то насчёт предоставления земли пикты просто примазывались.

В начале VIII века под давлением пиктов Айона меняет некоторые правила, считавшиеся нерушимыми. С 710 года и до 734 в Дал Риаде постепенно на первые роли выходит клан Кенел Лорна. Король Лорнов, Шелбах макФерхар, до сих пор сидевший дома тихо, совершенно неожиданно вступается за честь сыновей пиктского короля Найтона, убитых родственниками-Комгайлами. Найтону не везёт: он терпит поражение за поражением. Шелбах, напротив, успешен: он дважды разбил войско бриттов при Думбертоне, разорял крепости нГабройнов в Кинтайре. НГабройны активно сопротивлялись, как военными, так и политическими средствами, однако пикты предпочитали поддерживать Лорнов, и в 733 году королём Дал Риады избран Доннгал, племянник Шелбаха.

Считается, что в образе Самсона, раздирающего пасть льва, на стенке саркофага прижизненное изображение Онуиста мап Вургиста, короля пиктов Энгуса I.
Считается, что в образе Самсона, раздирающего пасть льва, на стенке саркофага прижизненное изображение Онуиста мап Вургиста, короля пиктов Энгуса I.

Доннгал ещё до избрания крепко задружил с королём пиктов Онуистом, сыном Вургиста. Онуист, сын Вургиста — личность в истории пиктов достаточно загадочная. Что за имечко дурацкое? Да ничего особенного: Онуист - так пикты произносили имя Энгус, а Вургист - всего-навсего Фергус. Начнём с того, что королём он стать в принципе не мог: имелись более знатные, богатые и легитимные претенденты. Но, когда их слишком много, с точки зрения политики и здравого смысла куда лучше, чтобы центры силы уравновесили друг друга, а в фокусе оказался не самый сильный лидер. Вот Онуист и оказался, но оказался он человеком не только удобным, но и честолюбивым, беспринципным и ловким политиком, умевшим находить сторонников. Сам он, как будто, войско не водил, но оно исправно одерживало победы, на его власть никто не посягал. С подачи его приятеля Доннгала, присутствие пиктов в ДалРиаде становится несколько назойливым.

Пиктские воины
Пиктские воины

В 734 году король пиктского Ахала был захвачен возле крепости Лорнов Дунолли (около Обана). Его, а ещё вождя нГабройнов, пойманного раньше его собственным братом, отдали королю пиктов Онуисту, а тот их взял и казнил. Доннгал с ним тут же поссорился, потому что так не делают — не принято так у ирландцев. Онуист почему-то обиделся, сверг Доннгала, и королём стал ставленник пиктов и коллаборационист Муйреда из нГабройнов. Доннгал сначала убежал в Ирландию, но там он был совсем никому не интересен, а человеку, привыкшему жить на широкую ногу, это давалось трудно. Вернувшись в Дал Риаду, беглец убедил Муйреду отложиться от пиктов. Онуист пошёл на Дал Риаду войной, и в 736 году было всё кончено. Известно, что Доннгала поймали. Ни его судьба, ни судьба Муйреда, неизвестны.

Место инаугурации королей Дал Риады
Место инаугурации королей Дал Риады

Зато известно, что Онуист прожил долгую жизнь. Он вёл успешную дипломатическую игру в Мунстере в Ирландии и в Мерсии в Британии, вопросы, которые не решались миром, решал силой, дружил с религиозными деятелями, основал церковное поселение в нынешнем Сент-Эндрюсе в будущей Шотландии, разбогател и был в таком авторитете, что невозможно стало занять престол, если в предках нет этого персонажа. Смерть его была замечена не только пиктами, но и соседями. По крайней мере в одном монастыре на севере Англии имя его навечно внесено было в поминальный список.

В этом саркофаге в Сент-Эндрюсе некогда покоились честные останки Онуиста мап Вургиста, то есть короля пиктов Энгуса I
В этом саркофаге в Сент-Эндрюсе некогда покоились честные останки Онуиста мап Вургиста, то есть короля пиктов Энгуса I

Дал Риаду унаследовал сын Онуиста, как сын наследует дойное стадо. Он не король, просто правитель и крыша. Ирландцы об этом знают, но деньгами можно купить покой и качество жизни. У них своя правда, у пиктов — своя.

Герои приехали.
Герои приехали.

Дал Риада завоёвана пиктами, но вплоть до прихода к власти Константина, сына Вургиста, теперь уже областью, а не страной, продолжают править выходцы из Ирландии, всё те же нГабройны — от пиктов успешно откупаются. Константин пришёл к власти в 789 году. В 795 году на Айону приехали беспокойные люди из Скандинавии и повели себя, как конченные дикари и придурки. Наступила другая эпоха. Мощи святого Колумбы перевезли в Данкельд, в специально построенную новую церковь. В Дал Риаде — пиктский король, сын Константина. В 830 году скандинавы обживаются в Аргайле и на островах, а с 847 года ими захвачена вся Дал Риада. Но не тут-то было, тут Вам не Европа и вовсе не Англия, это так не работает!

Ирландские знатные семьи уже давно втянуты в орбиту пиктских элит, а благодаря забавной системе престолонаследия, когда к власти в королевстве приходит не сын короля, а внук от старшей дочери, на пиктском троне оказался ирландец. Дал Риада перестала существовать, зато у колонизации Шотландии ирландцами открылось второе дыхание. Скоро не будет ни пиктов, ни норвежцев, ни данов, - только скотты, шотландцы, говорящие по-гэльски и поддерживающие клановую организацию общества.

Уважаемые читатели! Если Вам действительно нравится контент, поддержите, пожалуйста, автора подпиской и лайком. Если очень нравится - кнопка для подарков внизу справа. Спасибо!