Найти в Дзене

Русские православные храмы в МАРОККО – старейшие из африканских! Невероятная история

Чем дальше улетаешь от дома, тем меньше рассчитываешь обнаружить русский след на чужой земле, особенно когда это Марокко. Вот французы тут знатно наследили, а Россия с Магрибом исторически мало взаимодействовала. Каково же было наше удивление, когда мы узнали про эти православные сооружения в Рабате и Касабланке и их историю, после чего рванули туда. Увы, не обошлось без сложностей и разговоров с охраной. Но обо всём по порядку. Появление заметного числа наших соотечественников в этих землях связано с печальными событиями Гражданской войны, начавшейся в 1917 году. Марокко, поделённое между французами и испанцами, не было популярным местом для переезда жителей Российской империи, однако в 1920-х годах здесь нашли временный или постоянный приют белоэмигранты, оказавшиеся ранее в Тунисе, Франции, Югославии и Болгарии. Приход в Рабате возник в 1925 году и первоначально располагался в муниципальном бараке, оборудованном под церковь. Через два года по просьбе русской общины Марокко в Рабат

Чем дальше улетаешь от дома, тем меньше рассчитываешь обнаружить русский след на чужой земле, особенно когда это Марокко. Вот французы тут знатно наследили, а Россия с Магрибом исторически мало взаимодействовала. Каково же было наше удивление, когда мы узнали про эти православные сооружения в Рабате и Касабланке и их историю, после чего рванули туда. Увы, не обошлось без сложностей и разговоров с охраной. Но обо всём по порядку.

Появление заметного числа наших соотечественников в этих землях связано с печальными событиями Гражданской войны, начавшейся в 1917 году. Марокко, поделённое между французами и испанцами, не было популярным местом для переезда жителей Российской империи, однако в 1920-х годах здесь нашли временный или постоянный приют белоэмигранты, оказавшиеся ранее в Тунисе, Франции, Югославии и Болгарии.

-2

Приход в Рабате возник в 1925 году и первоначально располагался в муниципальном бараке, оборудованном под церковь. Через два года по просьбе русской общины Марокко в Рабат приехал иеромонах и бывший насельник Валаамского монастыря Варсонофий (Толстухин). При нём религиозная жизнь расцвела, в некоторые годы богослужения совершали даже ежедневно.

Но денег на строительство полноценного храма у людей не было. И тут произошёл удивительный случай. Тяжело заболел знатный житель Рабата Шериф Хусейн Джебли, женатый на русской Елене Безруковой. Медицина ему не помогла, поэтому по совету супруги он пригласил отца Варсонофия и попросил его помолиться. Впоследствии Джебли выздоровел и усмотрел в этом чудо. Он решил отблагодарить священника и пожертвовал русской общине участок земли для строительства храма.

-3

Ещё предстояло найти где-то немалую сумму. Начался сбор пожертвований, но с протянутой шляпой никто не стоял. Прихожане организовывали благотворительные русские вечера с театральной программой и даже полноценные балы. Всё это культурное великолепие было диковинкой для Марокко, арабы и французы принимали артистов на ура. Нужную сумму относительно быстро собрали и отстроили Церковь Воскресения Христова за год. Она открыла свои двери в 1932 году.

Сегодня русских в Рабате очень мало. Власти неоднократно поднимали вопрос о закрытии храма, но РПЦ старается поддерживать церковную жизнь и сейчас приход действует. Но попасть туда не так просто. Убедились в этом лично. Мы приехали в будний день, встали перед забором и решили сфотографировать церковь, но тут же подошёл правоохранитель-марокканец, приставленный к этому зданию. Он попросил не делать фото, что, конечно, странно и глупо. Я объяснил, что мы из России и очень хотим посетить этот храм. Охранник кивнул, что-то спросил на арабском у своего коллеги, который дежурил на территории. По итогу консилиума нам сказали, что попасть за забор и тем более внутрь здания не выйдет. Объяснить причину не смогли. И напоследок этот полицейский ещё раз попросил не снимать церковь. Как видите, мы всё же успели сделать некоторые кадры, чтобы показать красоту вам.

-4

В отзывах к этому месту на гугл-картах люди пишут, что один раз в воскресенье тут всё же проходит служба, на которую съезжаются люди. А живущие в районе арабы благодарят общину за то, что они поддерживают чистоту на территории церкви и вокруг неё. Мол, не чета местным коммунальщикам.

В продолжение малоизученной темы русского православия на марокканской земле. В Касабланке мы нашли храм, который гораздо скромнее церкви в Рабате, но также имеет интересную историю.

-5

Бежавшие от гражданской смуты прошлого века соотечественники изначально проводили религиозные встречи в квартирах города. После Второй мировой войны рабатская община присоединилась к Московскому патриархату, но многие жители Касабланки не приняли это решение, так как им не нравилась связь юрисдикции с советской властью. Их приняла к себе Русская православная церковь заграницей, существовавшая отдельно. В 1952 году число прихожан в Касе выросло до 800 человек.

-6

Скромное и симпатичное здание Церкви Успения Пресвятой Богородицы, которое вы видите на фото, строили с 1957 по 1958 гг. Но уже в конце 80-х многие дети эмигрантов первой волны в связи с тяжёлой политической ситуацией в Марокко массово переехали во Францию. Приход стал стремительно пустеть, а в начале 2000-х церковь продали по мутной схеме. На этом месте планировали возвести деловой центр. Оставшиеся православные верующие встали на защиту святыни и сохранили храм. Первое после возвращения церкви богослужение состоялось в день 1025-летия Крещения Руси в 2013 году.

-7

Увы, и тут попасть за забор нам не удалось, всë закрыто. Даже никакой классический охранник к нам не вышел. Русских в Касабланке сегодня не много, так что вероятно службы проводят раз в неделю или пару раз в месяц. По крайней мере такой вывод можно сделать из комментариев, которые люди оставляют на гугл-картах.

-8

Вот такая история этих островков русской культуры на далёкой африканской земле. Рады были поделиться ей с вами. Подписывайтесь и следите за новостями, попутчики!