Найти в Дзене
ВЕТ ФАКТОР

Экономисты в панике. Новые правила мировой торговли.

2 апреля американский президент Дональд Трамп объявил о масштабных импортных пошлинах, масштабы которых превзошли самые смелые предположения экспертов. Эти меры вызвали тревогу среди аналитиков по всему миру, так как их возможные последствия для глобальной экономики трудно просчитать. Ряд экономистов охарактеризовали происходящее как "тарифное цунами", способное изменить ландшафт мировой торговли. По словам Олу Сонолы из Fitch Ratings, речь идёт о ключевой точке перелома, последствия которой затронут не только США, но и множество других стран, рискующих скатиться в рецессию. Он также подчеркнул, что при длительном действии новых тарифов любые текущие экономические прогнозы утратят актуальность. Президент США подчеркнул, что ответные тарифы будут не симметричными. Он представил сравнительную таблицу: в Китае средняя ставка на американские товары достигает 67%, в то время как США планируют ввести в ответ пошлины в размере 34%. ЕС облагает продукцию из США на 39%, а американский "ответ"

2 апреля американский президент Дональд Трамп объявил о масштабных импортных пошлинах, масштабы которых превзошли самые смелые предположения экспертов. Эти меры вызвали тревогу среди аналитиков по всему миру, так как их возможные последствия для глобальной экономики трудно просчитать.

Ряд экономистов охарактеризовали происходящее как "тарифное цунами", способное изменить ландшафт мировой торговли. По словам Олу Сонолы из Fitch Ratings, речь идёт о ключевой точке перелома, последствия которой затронут не только США, но и множество других стран, рискующих скатиться в рецессию. Он также подчеркнул, что при длительном действии новых тарифов любые текущие экономические прогнозы утратят актуальность.

Президент США подчеркнул, что ответные тарифы будут не симметричными. Он представил сравнительную таблицу: в Китае средняя ставка на американские товары достигает 67%, в то время как США планируют ввести в ответ пошлины в размере 34%. ЕС облагает продукцию из США на 39%, а американский "ответ" составит 20%. Япония — 46% против 24% со стороны США. Минимальный базовый уровень пошлин составит 10% и вступит в силу 5 апреля, с более высокими ставками — с 9 числа.

Экономисты предупреждают: средний уровень новых американских пошлин составит примерно 22%, что последний раз наблюдалось более века назад — в 1910 году. Бывший главный экономист МВФ Морис Обстфельд считает, что США открыли экономический фронт, последствия которого будут болезненны не только для зарубежных партнёров, но и для самой американской экономики. Особенно беспокойство вызывает выборочная политика по странам — она может ввергнуть торговую систему в хаос.

В ING озвучили крайне мрачный прогноз: новая пошлинная политика — это наихудший сценарий для Европы, ставший реальностью. При этом они отмечают, что степень последствий пока сложно оценить, слишком много неопределённых факторов.

Трамп надеется, что его стратегия подтолкнёт корпорации к возвращению производства в США и пополнит госбюджет. Однако эксперты указывают на обратный эффект: рост инфляции, ослабление экономического роста и высокая вероятность рецессии в ближайшие годы.

По расчётам Джеймса Найтли, экономиста по глобальным рынкам в ING, каждый американец может ощутить на себе последствия: расходы увеличатся примерно на $1350 в год.

Среди стран, которые пострадают сильнее всего, оказался Вьетнам. На товары оттуда вводятся пошлины в размере 46% — при том, что туда в последние годы активно переносили производство таких категорий, как мебель, игрушки и одежда. В 2024 году общий импорт из Вьетнама достиг $136,6 млрд, показав рост почти на 20% за год. Повышение тарифов, скорее всего, ляжет на плечи потребителей, что ударит по их реальным доходам и скажется на экономической активности в 2025 году.

Эксперты отмечают, что одним из тревожных факторов остаётся неопределённость сроков действия новых пошлин. Адам Хеттс из Janus Henderson Investors считает, что текущая стратегия похожа на элемент торговых переговоров, и именно это будет удерживать рынки в состоянии неопределённости.

Тем не менее он видит и позитивную сторону: такая жёсткая позиция может открыть простор для последующих уступок и возможного смягчения тарифов.