Найти в Дзене
Мыcли вслух

Как искать стоянки в водном походе

Поиск стоянки один из самых важных элементов сплава. Можно застрять на обносе порогов или пролететь их с ветерком, можно выйти пораньше и пройти побольше или проспать, медленно собираться и пройти мало, но финал всегда один - куда-то надо "бросить кости". На поиски стоянки уходит время и остатки сил. Конечно, все перемещения и стоянки планируются заранее еще до похода, но на практике зачастую приходится искать стоянки там где они необходимы, а не так где они могут быть. Поиски стоянки это - не веселые приключения на адреналине и не наслаждение движением по маршруту, когда всегда вперед. Это такая же неприятная нагрузка к переходу, как "Материалы XXVII съезда КПСС" в придачу к Джеку Лондону. Суровая обязаловка, жизненно необходимая туристу, как необходим отдых уставшему путнику. Свою карьеру туриста-водника я начинал пассажиром в Салюте трешке. Недавно меня пытались уличить во вранье, дескать не было такой байдарки! Ну что поделать, я её не покупал и документов к ней не изучал. Мы на
Оглавление

Поиск стоянки один из самых важных элементов сплава. Можно застрять на обносе порогов или пролететь их с ветерком, можно выйти пораньше и пройти побольше или проспать, медленно собираться и пройти мало, но финал всегда один - куда-то надо "бросить кости". На поиски стоянки уходит время и остатки сил. Конечно, все перемещения и стоянки планируются заранее еще до похода, но на практике зачастую приходится искать стоянки там где они необходимы, а не так где они могут быть.

Поиски стоянки это - не веселые приключения на адреналине и не наслаждение движением по маршруту, когда всегда вперед. Это такая же неприятная нагрузка к переходу, как "Материалы XXVII съезда КПСС" в придачу к Джеку Лондону. Суровая обязаловка, жизненно необходимая туристу, как необходим отдых уставшему путнику.

Лирическое вступление

Свою карьеру туриста-водника я начинал пассажиром в Салюте трешке. Недавно меня пытались уличить во вранье, дескать не было такой байдарки! Ну что поделать, я её не покупал и документов к ней не изучал. Мы наш Салют звали "трёшка", потому что в нем нас было трое, а то, что его официальное название было "Салют М-5,2" я узнал уже сейчас. Не кидайте тапками, суть от названия не меняется!

В те времена электронных часов и мобильных телефонов не было и за месяц в походных условиях часы могли критично сбиться. Поэтому в начале похода назначали хранителя часов - участника не только с самыми точными часами, но ещё и человека ответственного, который на забывал заводить часы регулярно. Ну, а раз был хранитель часов, то был и хранитель дней. Ведь за месяц, можно и пару дней легко потерять. Ну и конечно были хранители месяца и года. Я, был почетным хранителем года, пустячок, но все-таки должность!

Еще из индивидуальных обязанностей у меня было надувание трех матрасов. Тех что были в СССР. Надувать приходилось ртом и после третьего я обычно убывал на некоторое время в созерцание облаков... Довольно долго у меня было только две обязанности. Позже будучи просто пассажиром, я волей не волей стал включаться в мучительный процесс поиска стоянки.

Время на поиск стоянки пропорционально количеству ложных высадок с осмотром. Причем с каждой новой высадкой желание искать новую стоянку стремительно уменьшается, а силы тают...

И вот, наблюдая за поисками и, имея время и силы для анализа, а также неплохое зрение, что мной же выдавалось за неоспоримое преимущество, я потихонечку выбился в ответственного за поиск стоянок. Со временем опыт копился и теперь чувствую в себе моральные силы этим опытом поделиться. Да, сразу отмечу - зрение важно, но обычно мозг достраивает картинку, под опыт имеющийся в наличии, а клише не всегда работает.

Вот на фото песчаный пляж с низким сосняком. А в действительности за приятной полоской песка начинается болото...

Пример пляжа. Бревно просто намыло весной и это не скамейка, хотя с води выглядит именно так
Пример пляжа. Бревно просто намыло весной и это не скамейка, хотя с води выглядит именно так

Глоссарий

В водном походе время, проведенное "на воде" называется сплав, поэтому и водный поход есть сплав. Хоть по порогам и бурной воде, хоть по стоячей воде, название одно - сплав. А вот действо (процесс, место) на берегу на сплаве имеет несколько вариантов. Попробую их перечислить:

  • Стапель - начало маршрута, место, где собираются или надуваются лодки, всё из рюкзаков достается, проверяется, раскладывается по гермам, продукты и общественное оборудование распределяются по экипажам, часть продуктов откладывается в кабанчик и далее по списку дел. Это, наверное, самый ответственный день.
  • Антистпель - место выхода с маршрута, где производятся действия обратные стапелю. Продуктов остаться не должно. А значить все проще. Самое неприятно дождь, но это всего лишь граммы по сравнению с килограммами продуктов на стапеле.
  • Стоянка - место отдыха на берегу, с ночевкой, установкой палаток и приготовлением пищи со частичной или полной разгрузкой лодок, организацией кухни, натягиванием кострового тента и т.п. Стоянки незначительно отличаться по особенностям. Некоторые типы в силу специфики даже имеют индивидуальные названия, например:
    Дневка - стоянка на которой группа проведет весь день. Этот день обычно используется с пользой (может быть организована баня или помывка, постирушки, сушка, радиальные выходы, рыбалка, сбор грибов и ягод и конечно фотосессии).
    Оборудованная стоянка - это стоянка, имеющая в своем арсенале подобие мебели (стол, скамейка).
    Недавно коллеги "по цеху" подняли тему
    именных стоянок (см. Стоянки, которые мы помним).
  • Остановка (техническая техническая) - периодически на сплаве необходимо делать технические остановки. Обычно они регламентируются по времени на воде - есть необходимость разминать ноги на суше и проветривать то чем передается движущий момент лодке. Но зачастую бывают просмотры порогов, красивых мест, стоянок на "а вдруг пригодится потом" и конечно "ой что это белое там чернеет", а это обычно грибы и ягоды. Если цель такой остановки сходить по нужде, то остановка называется перепис, и главные правила на ней (те же что и на любой стоянке) "мальчики налево, девочки направо". А кто не хочет - тот изучает навигатор или делает красивые фото или черпает воду из лодки, т.е. отдыхает как по-походному.

Как-то зацепился взглядом в статье про водно-туристическую терминологию за бивуак. Удивился, прокомментировал и не ожидал, что будет столько приверженцев этого термина. В меня полетели пруфы, начиная с Лермонтова и аж до Квадригина. Ну что сказать.. Обратимся к теории

Бива́к (бивуак, нем. biwak, фр. bivouac — лагерь), походный военный лагерь — походное расположение войск на отдых или ночлег под открытым небом, вне населённых пунктов.
Ла́герь (англ. Camp, нем. Lager), (общее понятие) — комплекс зданий и сооружений, временных или постоянных, специально оборудованный для временного проживания (нахождения) в нём людей,

Так вот бивак, кемпинг, лагерь - это суть оборудованная стоянка, причем бивак ещё и военная. Ну и зачем столько не очень подходящих по смыслу заимствованных слов, если есть родное слово, от понятного процесса? Где встал - там и стоянка! А если имеется ввиду территория, где стоит группа - то это лагерь. Т.е. ищем красивую стоянку, а дежурный находится в лагере или в расположении (лагеря). Так правильнее.

Называете как удобно - главное в походы ходить)))

Правила приличия

По аналогии с обычной жизнью, в походе палатка - это дом, лагерь - это двор. Без спроса в дом не заходят! По двору без приглашения не ходят. При входе на двор или проходя мимо люди желают здоровья а если идут во двор, то называют цель визита. Так принято. Равно как принято в лесу здороваться в том числе и поднятой рукой - я не скрываю своё присутствие и не держу зла.

Особое отношение в лагере к костру, он же очаг, и к нему исторически трепетное отношение. К костру может присесть любой путник. Хозяева всегда приглашают погреться и делятся кипятком или чаем. Конечно, поздороваться и познакомиться в таком случае особенно уместно. А обменяться информацией иногда бесценно!

Требования к стоянке

Рассмотрим требования к стоянкам по типам.

Стапель и антистапель

Отличает такие стоянки необходимость в наличии подъезда или близость дороги, а для антистапеля крайне желательно наличие устойчивой связи. И если наличие дороги как раз определяет может ли стоянка быть стапелем, то связь это мера предосторожности, которая вроде как и не нужна, но если что-то пойдёт не так, то очень нужна.

Типичный стапель
Типичный стапель

Важно на таких стоянках и свободное пространство. Собрать или разобрать и высушить лодку, разложить вещи - всё это требует определенного пространства. А если в этой же точке снимается с маршрута не одна группа? А вариантов нет - надо договариваться, относиться с пониманием, жить по правилам коммуналки.

Раз есть дорога, то есть опасность встретить самого злобного обитателя леса - человека. Если так случилось, то в первую очередь поздороваться (это важно поэтому повторяю) и наладить отношения (как погода, клюет ли рыба, что нового в мире). Нельзя светить дорогим оборудованием и любым алкоголем, и уж тем более не предлагать "за знакомство". За знакомство можно предложить таким же туристам, а лучше обменяться вкусняшками коих в походе мало. Тем кто не ловит рыбу будет приятно получить в подарок рыбу, а если есть дети, то конфеты другого вида, это бесценный подарок. Если в поле зрения есть люди, то за вещами следить, не разбрасывать! Лодки убирать на берег. Весла под полог палатки, а топор под пол.

Много на таких стоянках мусора, поэтому лодку не волочить и босиком не бегать, впрочем это на любой стоянке не стоит делать. Мало на таких стоянках дров, поэтому их стоит привезти с собой или не торопиться сдувать лодки (особенно на антистапеле), вдруг придется сплавать за сушинами.

Днёвка

Конечно самые яркие впечатления от преодоления препятствий. Но не меньше впечатлений от заслуженных днёвок. Именно на них происходит движуха, которой нет на сплаве. Именно дневка дает возможность отдохнуть, привести себя в порядок и набраться новых сил для ... преодоления препятствий!

Если днёвка, то, конечно, нужен хороший выход к воде, т.к. днёвка это и баня и стирка и покупаться и просто лишний раз за водой сходить. Поэтому к воде должно быть два, а лучше три и даже более выходов. И чтобы место было для всех лодок, и чтобы таскаться было удобно, потому что на дневке обычно разгрузка полная или близкая к ней. А это значит удобный спуск. Спуск может быть со склона, т.е. плохой, но при этом с хорошим подходом к воде, например, есть удобные камни, с которых можно помыть миску или морду лица. А бывает - наоборот, тинистый, болотистый берег, такой что за водой только на лодке, а про покупаться можно забыть, но со множеством дорожек почти без уклона.

Конечно хотелось бы отдохнуть на оборудованной стоянке, так чтобы принимать пищу за общим столом, да под натянутым на каркас тентом. А кофе пить на троне, да с видовой панорамой.. Не бывает? Да ладно! Даже с пушкой бывает!

оз. Кереть
оз. Кереть

Когда турист вносит частичку себя в оборудование стоянки, то стоянка может стань не насиженной и утоптанной, а образцово-показательной. Такие места просто заряжены позитивом и добротой их создателей. А нужно то всего - бережно относиться к природе и прикладывать незначительные усилия для сокрытия следов своей жизнедеятельности.

И это еще не всё! Если сильный ветер, то стоянка должна быть защищена лесом или холмами, горами. А если штиль, то лучше стоять на продуваемом мысу чтобы не было гнуса. Желательно чтобы на стоянке был пляж (купаться и валяться если кому то это надо), дрова (для костра), камни (для бани), рыба, грибы, ягоды, интересные птицы и животные, цветы и деревья, закаты и туманы и чтобы радуга на три стороны и много всякого прочего! Нет, ну а чего сразу "так не бывает"? Бывает. Только места знать надо.

Ковдозеро
Ковдозеро

Стоянка

Место для переночевать и пойти дальше, в минимуме должно иметь :

  1. Костровище. Это может быть и обложенный камнями от ветра очаг и просто место где что-то уже жгли. Про безопасность помним - не под деревьями, на не торфянике и далее по списку.
  2. Место для палаток. Если соло-поход, то место под одну палатку. Ну, а если табор (>20 человек), то... См. бивуак. Место под палатку - это относительно ровный участок без сильного уклона. Если колышки не воткнуть, то можно придавить камнями, а оттяжки палатки можно вязать на деревья, желательно не смолистые.
Традиционно место под палатку занимается велом - лежит весло, значит место занято.

Как-то на Юрюзани мы встали на каменистом острове длиной метров 50 и шириной метров 20. На острове не было растительности и вообще ничего не было. Дрова мы привезли с собой, а для прочего - была лодка. Так теоретические, минимальные требования были подтверждены.

Остановки

На перекус достаточно чтобы было костровище, а на перепис, сойдет,... Да любая кочка сойдет. Стоит только напомнить о вынужденных стоянках - аварийных. Если пробито дно, киль в холодной воде, травма - срочно на берег, клеиться, греться, лечиться. Иногда все и сразу. В такие моменты обычно проверяется коллектив. А действовать он должен как у муравьев - каждый тащит посильную соломинку и никто не стоит без дела.

Напоминаю о безопасности в лесу

Раз уж зашла тема про аварии напоминаю о безопасности! Правила простые, но приходят они только с опытом:

  • В лесу ходить в шапке или платке
  • Все что чешется - чесать. Чем быстрее найти клеща, тем проще от него избавиться. Мне выковыривали ножом из спины. Редиска залез глубоко и умер.
  • Соблюдать дистанцию. Ветка от идущего впереди может хлестнуть по лицу. Особенно сухая еловая. Это прям...
  • По камням не прыгать и даже не ходить, если они мокрые (а ты с камерой и думаешь "ща точно навернусь", а потом бурсит через год... не спрашивайте откуда я это знаю).
  • В дупла и под камни руки не совать.
  • При себе иметь репелент и НЗ (спички, тб, леску с крючком, расческу, если есть волосы). Этому учил мудрый лесник.
  • Костер заливать водой и на ночь гореть не оставлять. В него же съедобное, например, рыбу или ее производные не кидать. На запах может придти Прокурор. Смешно, но к нам приходил. И хоть был вдалеке, но было не приятно!
Фото есть!
Фото есть!

Резюмирую требования к стоянке

Что ищем по убыванию приоритетов:

  • Ровное место для палаток. Это обязательное условие (мастхев).
Шишки - не в счет!
Шишки - не в счет!
  • Хороший подход к воде. Хороший это когда в тапочка можно сесть в лодку или набрать воды, а еще искупаться. и так чтобы все лодки встали. А если место одно, то вся группа по конвейеру разгружает последовательно лодки.
И чтобы из лодки сразу в палатку
И чтобы из лодки сразу в палатку
  • Костровище. Можно разжечь костер в любом месте. Но мы заботимся о природе и не испытываем почву на торф. Если есть готовое костровище - другого не надо делать!
Защита от ветра есть, причем надежная
Защита от ветра есть, причем надежная
  • Защита от ветра или наоборот ветер (от насекомых) Казалось бы ну ветер и что. Как-то в походе две недели дул ветер. Когда перестал в ушах стоял шум. Лицо частично потеряло чувствительность и прочий дискомфорт. Ветер также неприятен как и дождь. Но есть затишки из скал и леса, костровые тенты наконец.
  • Оборудование. Кто откажется в походе от стола и скамейки. Пустячок, а приятно.

Негативные факторы

Что не ищем и стараемся избегать (все пункты одинаково важны):

  • Населённые пункты
  • Дороги с активным движением
  • Кладбища
  • Сельхозугодья (особенно места выпаса крупного рогатого скота), места обитания крупных животных.
Предварительно ищем по карте (населенные пункты и дороги). Окончательно - при осмотре стоянки. Когда осматриваемое место признано годным, производится обход по сторонам не дальше чем на 5 минут. Если ничего подозрительного не обнаружено, то группа встает. Сомнения решает волевым решением Адмирал!

Как искать стоянку?

Тему я не забыл. Просто одно цепляет другое и не понимая что именно мы ищем, не стоит переходит к обсуждению поисков.

Самый надежный вариант - стоянки запланированные. О них узнают ещё до похода по лоциям или по фотографиям. Даже по прошествии двадцати лет, хорошая стоянка остается, как минимум стоянкой. Если согласно лоциям/фотографиям в одном участке несколько стоянок, то этот участок плоский и стоянок на нем много, можно найти

В лоциях таки стоянки указаны обычно в "плюс минус лапоть" по карте. Например, "на выходе из озера" это может быть разброс в 5-10км. Хотя стоянки привязанные к порогам не перепутать - "обходная тропа по правому берегу со стоянкой на выходе". Такое место хорошо утоптано и однозначно есть места где "клеились" и "кормились".

Не стоит вязать маршрут на одну конкретную стоянку. Ее можно не найти или она может быть занята.

Если ситуация безвыходная (киль, болезнь, антистапель, дети) и необходимо встать именно на занятой стоянке, то надо соблюсти приличия, а именно познакомится и попросить разрешения встать рядом.

Не встречал туристов которые бы отказали в гостеприимстве. Но и этикет никогда не нарушал.

Если рядом встает группа, то в лагере (речь про территорию) объявляется режим "порядок". Все вещи консолидируются. Мелочовка не разбросана по лагерю, все что может быть убрано под тент - убрано. Очерчиваются границы лагеря. Нет не колья с банками! Но так чтобы было понятно какую площадь занимает лагерь - можно огородится лодками, сушильными веревками и пр.

Очевидные признаки стоянки

Обычно стоянки видны при небольшом (до 300м) отдалении с воды. Их характерные признаки:

  • Протоптанные выходы к воде. Их можно легко спутать с бобровыми скатами или водопойными тропами. Но в отличии от зверя человек топчет шире, более ветвисто (у животных строго линия) и не на больших уклонах.
  • Следы деятельности (обычно деструктивной, к сожалению) человека, т.е. разнообразный мусор - от веревок, до пакетов, остатки бань, жерди для разбора сетей или веревки, покореженные деревья - снятая береста, следы пожара, и пр.
Дорожки
Дорожки
  • Могут быть видны сооружения типа стола/лавки. Тут уж почти 100% стоять можно. Вопрос только насколько убита эта стоянка человеком. Но не будем о грустном, да и мусор можно и нужно убирать, не только за собой.

Менее очевидные признаки

Помним, что стоянка в первую очередь плоские места под палатки, а значит ищем горизонталь. Исключаем болота, резкий подъемы и заросшие кустарником площади. Трава - это почти всегда место под палатки, в вот кустарник - самое неприятное. Наличие густого кустарника видно только вблизи, издалека это еле заметная светло-зеленая полоска.

По карте можно заранее определить места возможных стоянок не только по лоциям. Косвенно на наличие стоянки может указывать старая дорога, зимник, вырубка, урочище и пр. Т.е. любая деятельность человека, но не в болоте. По береговой линии это либо открытый мыс (выступ, лоб), либо укрытие (бухта, лахта, заводь). Также стоянку есть шанс найти на урочищах. Урочища - это места с названиями. Даже если там и нет стоянки, то посмотреть будет интересно!

Неочевидные признаки

По карте, как и вблизи относительно понятно. А если "где-то воон там, что то белеет"? Тогда ищем неочевидные признаки:

  • Редкий лес. Если стоянка, то она волей неволей будет очищена от сухостоя. Поэтому сухие деревья - скорее признак, что осматривать нечего. А вот если стоянка хорошая, то на 5-10 мин ходьбы (прибл 1км радиус) лес основательно почищен и от дров и от кустов (вытоптано, выстругано). Если в темной полосе леса есть щербинки - то начинает теплится надежда. Конечно щербинка может привести в избушку или овраг/скалу, но! Далее смотрим на высоту деревьев. Лес почищенный от сухостоя растет чуть выше. Так же косвенно о хорошем месте могут говорить исполинские деревья. На одном таком я посадил дрон. Я его ловко подцепил спиннингом. С первой попытки! Слишком быстро и слишком ловко, поэтому минус луч.
-17
  • Пляжи. Они - всегда манят. Если за пляжем редкий соснячок, то это место стоит осмотреть. Если ели или березы, то скорее всего там просто болото.
  • Читаем по деревьям. Под осинами спать тревожно - они очень шумят, даже при слабом ветре, под ними обычно темно и влажно, даже если и ровно. А почти всегда под ними ровно. Березы - влажно и в ураган опасно. В ураган везде опасно, но под березами опаснее всего. Ели - мрачно и опять же в ураган не лучшее место. Сосны обычно означают песок и, возможно, стоянку.
Пляжжжж
Пляжжжж
  • Мысы. Типичная карельская стоянка на озере - каменный лоб с редким сосняком. На теплых камнях вечером приятно вкушать ужин, наслаждаясь акатом, когда ласковый ветер прогоняет мошку.
  • Полки в лесу. Типичная "высокая" стоянка в лесу - это подъем на 5-15 метров по небольшому уклону на ровную площадку. Такие площадки почти видны с воды. Вернее виден уровень, но сами стоянки скрыты и без осмотра их не найти.
Паньгома
Паньгома
  • Острова. Достаточно часто стоянки располагаются на островах. Видимо на них исторически безопаснее. А может острова более потертые что ли... Хороший пример скрытной стоянки есть на видео обзорного полета на Елозерезе. С воды читалась только узкая тропинка. Тропинка на острове? Точно не водопой! Проверили - и не пожалели.
  • Каменные плиты. Колышки на них не обычно воткнуть, но в остальном! Мысы отдыхают! Просто в пику мысам привожу. Такие стоянки не пропустить.
Белое море. Жемчужная бухта
Белое море. Жемчужная бухта

Заключение

Позволю себе процитировать Феликса Квадригина, ибо он изложил мысль кратко и доходчиво, а перефразировать - только портить.

Основной Закон Стоянки суров и прост, как суровы и просты все основные законы природы: лучшая стоянка – в двухстах метрах ниже по реке.

И от себя - ищите и обрящете. Сложно? Значит поход интересный и в карму и в здоровье много придёт. За этим и ходим!

До новых встреч!
До новых встреч!