Найти в Дзене
Анна Тычук | Психолог

Нарциссическая травма на примере фильма "Блондинка в законе"

Нарциссическая травма формируется в детском возрасте, когда ребёнок не понравился значимым для себя людям таким, какой он есть. Когда родители или другой значимый человек (но чаще всего это именно родители) - не увидели ребёнка по-настоящему, не заинтересовались его личностью, не приняли его особенности, не смогли его полюбить по-настоящему или не смогли разглядеть его целиком. И в результате такого опыта - ребёнок почувствовал себя неинтересным, плохим, дефектным, отверженным, личностно не привлекательным и т.п. И в результате у него сформировалась нарциссическая травма (которая в лучшем случае осталась именно травмой, а в худшем случае привела к развитию нарциссического характера или вообще нарциссического расстройства личности). Но я в своей статье говорю именно о том варианте нарциссической травмы, которая не привела к формированию нарциссического типа личности. О нарциссической травме у людей, не являющихся нарциссами. И в общем такой ребёнок вырастает во взрослого, у которого

Нарциссическая травма формируется в детском возрасте, когда ребёнок не понравился значимым для себя людям таким, какой он есть. Когда родители или другой значимый человек (но чаще всего это именно родители) - не увидели ребёнка по-настоящему, не заинтересовались его личностью, не приняли его особенности, не смогли его полюбить по-настоящему или не смогли разглядеть его целиком.

И в результате такого опыта - ребёнок почувствовал себя неинтересным, плохим, дефектным, отверженным, личностно не привлекательным и т.п. И в результате у него сформировалась нарциссическая травма (которая в лучшем случае осталась именно травмой, а в худшем случае привела к развитию нарциссического характера или вообще нарциссического расстройства личности).

Но я в своей статье говорю именно о том варианте нарциссической травмы, которая не привела к формированию нарциссического типа личности. О нарциссической травме у людей, не являющихся нарциссами.

И в общем такой ребёнок вырастает во взрослого, у которого имеется нарциссическая травма.

И часто взрослые люди вообще не помнят о своих травмах, полученных в детстве. Они могут помнить отдельные ситуации, которые их ранили. Но всё равно не отдавать себе отчёта в том, что именно их травмировало в этих ситуациях, и что именно они чувствовали в этом опыте.

Действительно травматический опыт детства - обычно у людей "отщеплён". То есть люди не имеют сознательного доступа к этому своему опыту, эти переживания им не доступны. Они спрятаны от их сознания.

Даже, если умом человек понимает, чем именно он был травмирован в детстве - вся глубина этого опыта ему всё равно не доступна, если он этот свой опыт не прорабатывает в глубинной многолетней терапии.

А в случае нарциссической травмы - человек и его окружение может вообще не догадываться о том, что имела место травма. Нарциссическая травма обычно формируется не в результате конкретных ситуаций, как, например, травма насилия. А формируется скорее в результате определённой атмосферы, в которой растёт ребёнок, которую чаще всего люди воспринимают, как норму.

Нарциссическая травма - это накопительная травма, которая формируется у ребенка постепенно в результате накопления "мелкого" травмирующего воздействия на него или в результате многократно неудовлетворяемых у него потребностей, которые являются необходимыми для формирования здоровой психики у ребёнка.

И такой "отщеплённый" травматический опыт детства во взрослом возрасте проявляется у людей через то, что этот опыт разыгрывается. То есть у травмированного человека что-то такое происходит в его отношениях с другим человеком или с другими людьми, что активизирует у него болезненные переживания из его детства.

То есть как будто бы такой человек во взрослой жизни перепроживает что-то похожее на то, что его когда-то травмировало в детстве.

И детские травмы проявляются в нашей взрослой жизни именно таким способом - через различные разыгрывания.

И именно с таким разыгрыванием нарциссической травмы столкнулась главная героиня фильма "Блондинка в законе" Элль Вудс - в своих любовных отношениях.

Её парень Уорнер, от которого она ждала предложения руки и сердца - внезапно бросает её. Давая ей понять, что он не может связать свою жизнь с такой девушкой, как она. Что она слишком несерьёзна, увлекается модой, а не более серьёзными вещами, что она недостаточно умна, недостаточно интелегентна и т.д.

И Элль ранит подобный опыт отвержения. Она болезненно переживает разрыв и отвержение со стороны своего любимого человека.

Но в какой-то момент она узнаёт и осознаёт - какой нужно быть, чтобы её бывший парень захотел с ней связать свою жизнь. И принимает решение измениться, стать такой, чтобы ему понравиться. И для этого она поступает учиться в Гарвард на юриста.

И какое-то время она пытается демонстрировать своему бывшему парню - что она может стать такой, какой он хочет её видеть. Она пытается этому образу соответствовать.

И такой путь часто выбирают дети с нарциссической травмой. Чувствуя, что их не любят такими, какие они есть, что ими "настоящими" не интересуются - они пытаются понять, какими их ходят видеть.

Они пытаются стать не такими, какими они в действительности являются - надеясь таким образом переиграть ситуацию, где их не любят, или где ими не интересуются. Они надеются, что если они смогут стать другими или по-крайней мере произвести такое впечатление - то их полюбят, начнут уделять внимание, перестанут отвергать и унижать и т.д.

Кто-то становится "взрослым не по годам" - и через это добивается изменения отношения к себе. Кто-то начинает достигать больших успехов в учебе, в какой-то деятельности - и через это пытается понравиться. Кто-то стремится, наоборот, быть более неспособным, чем он есть в действительности - чтобы через это, например, поднимать самооценку своих родителей, чувствуя, что в этом случае они начинают более положительно на него реагировать.

В общем, стратегии могут быть разными - в зависимости от бессознательных нужд родителей. Но главное это то, что ребёнок начинает демонстрировать или пытаться демонстрировать себя таким, каким родители бессознательно хотят видеть его.

И если это срабатывает, то эта стратегия у ребёнка закрепляется. У него формируется некое "ложное Я", "маска", которую он начинает демонстрировать другим людям вместо себя настоящего.

-2

И что-то похожее сначала происходит в фильме у Элль Вудс. Она пытается переиграть ситуацию отвержения со стороны своего бывшего парня - через то, что демонстрирует ему, что она другая. Что она может быть такой серьёзной - какой он хотел бы видеть женщину рядом с собой.

Элль надевает на себя "маску", пытаясь понравиться своему бывшему. Она искренне пытается измениться и произвести нужное впечатление на него.

Но это всё равно не срабатывает. Даже тот факт, что она смогла пройти сложный отбор и поступить на юриста - не сделал её другой в глазах её бывшего парня Уорнера. Он всё равно продолжает воспринимать её, как несерьёзную и не особо умную блондинку.

К тому же Элль узнаёт про то, что Уорнер обручён с другой девушкой Вивиан, которая соответствует его образу "идеальной для него жены" - в отличии от Элли.

И эта ситуация для героини ещё и осложняется тем, что и студенты юрфака и её преподаватели также не воспринимают её всерьёз. Видя в ней лишь легкомысленную блондинку и не веря в то, что она сможет на равных с ними стать серьёзным юристом.

Эта ситуация вызывает в Элли злость и возмущение. И она решает направить свой гнев в то - чтобы ещё усерднее учиться и доказать им всем, что из неё может получиться хороший профессионал.

И она достигает в этом успехов - в результате чего её зовут на престижную юридическую стажировку.

-3

И в какой-то момент выясняется, что её бывший парень Уорнер "своим умом", в отличие от Элль, не смог поступить в Гарвард на юрфак. Что он не прошёл отборочного экзамена, и что он учится в Гарварде только благодаря связям своего отца.

И что его высокомерное отношение к "недостатку ума" у Элли, его презрительный взгляд и уверенность в её неспособности проявлять серьёзность - на самом деле были вызваны его неуверенностью в самом себе. Он сам стыдился того, что недостаточно умный - и поэтому приписывал Элль те качества, которые были ярко в нём самом проявлены, но которые он не любит в самом себе.

То есть он не столько отвергал Элли из-за того, что она поверхностная и не очень умная. А сколько отвергал самого себя - что он не соответствует тем высоким ожиданиям, которые его семья возлагает на него.

И за своими проекциями на Элль - он на самом деле не видит её саму. Он не видит и не может увидеть Элли целиком - что она не только симпатичная легкомысленная блондинка, но ещё и талантливый будущий юрист. Которая, в отличие от него - смогла сама поступить на юридический.

И чаще всего за историями нарциссической травмы - стоят какие-то похожие вещи. Когда родители не смогли принять и полюбить своего ребёнка, не смогли разглядеть в нём какие-то стороны его личности - не потому что ребёнок недостаточно хорош, не интересен, не имеет сильных качеств или не такой, как надо. А в силу каких-то особенностей их психики.

Часто нарциссически травмируют своих детей те родители, которые сами в своём детстве не получили поддержки для развития своего здорового нарциссизма от своих родителей. Часто стыдят своих детей те родители, которые сами переполнены стыдом. Часто не интересуются внутренним миром своих детей те родители - которые не интересуются своим собственным внутренним миром, и которые не получали подобного интереса в детстве от своих родителей.

Или такие травмирующие родители могли иметь какие-то серьёзные психические проблемы, из-за которых они были не способны видеть и любить своих детей.

Например, у родителей могло быть нарциссическое или какое-то другое расстройство личности. Или родители могли иметь пограничную или психотическую структуру психики - вследствие чего они были не способны воспринимать ребёнка, как отдельную от себя личность.

Но дети в силу недостаточности жизненного опыта - ещё не могут признавать подобные ограничения своих родителей. Часто они берут на себя ответственность за эти ограничения. И выбирают скорее считать себя плохими - чем видеть то, что их родители не способны дать им то, в чём они нуждаются, в силу своих внутренних причин.

-4

И после того, как Элли попадает на стажировку и проявляет себя на ней, как довольно талантливый юрист - в какой-то момент выясняется, что преподаватель выбрал её только для того, чтобы попытаться соблазнить её. Что он также, как и многие другие люди из окружения Элль - видят в ней лишь красивую и поверхностную куклу.

И в этот момент становится более очевидно и более ясно то - в чём именно заключается нарциссическая травма Элль. Она рассказывает подруге, что на самом деле, несмотря на то, что многие люди, в том числе её родители, довольно хорошо к ней относятся - никто не воспринимает её всерьёз. Никто не верит в её способность стать хорошим юристом. Никто не замечает то, что она умная, ответственная и серьёзная.

В ней все лишь отражают её привлекательную внешность, её женственность, её лёгкость. Но никто не замечает другие стороны Элли - что она действительно является довольно способным начинающим юристом, что вообще-то она намного умнее, серьёзнее и ответственнее, чем всем вокруг неё кажется.

В результате этих разыгрываний во взрослой жизни Элль - становится ясно то, что её травмировало в детстве не столько отвержение со стороны её родителей. А сколько то, что её видели лишь частично. Что в ней замечали только "смазливое личико" и её поверхностность - но не видели в ней большего. Того, на что на самом деле она была способна. Не видели и не отражали в ней её глубину.

И именно эта её детская нарциссическая травма разыгралась в её взрослой жизни - с бывшем парнем Уорнером, с одногруппниками из Гарварда, с профессором Кэллоханом, который её домогался, и со всеми остальными.

И здорово, что в этот момент Элли встречает не только тех, с кем она получает ретравматизацию. Но и тех, кто смог её поддержать на её пути становления, как юриста.

Её поддерживает новая подруга, поддерживает знакомый юрист Эммет, который замечает в Элль те её стороны, которые не замечают другие люди. Также она получает неожиданную поддержку от женщины - преподавателя, которая мотивирует её остаться в Гарварде и продолжить обучение на юрфаке.

И именно защиту Элли, как юриста - выбирает подозреваемая Брук Тейлор, над делом которой они работали на стажировке. Брук тоже поверила в Элль, как в серьёзного юриста, смогла увидеть в ней эти способности. Чем, безусловно, поддержала её.

-5

И хоть эта история с обучением на юрфаке - началась как попытка через своё "ложное Я" угодить Уорнеру. В процессе этого обучения - Элли смогла в большей степени стать самой собой.

Как она сказала Эммету: "довольно этих строгих костюмов, хватит пыжиться, пытаясь стать другой". А он ответил ей: "а может ты пытаешься стать собой?".

То есть процессе обучения на юрфаке - Элль открыла в себе те свои стороны, которые раньше не были отражёнными её родителями и другими людьми из её окружения. Но которые точно в ней были. И которые Эммет с самого начала, в отличие от всех остальных - замечал в ней.

Элли говорит подруге: "люди замечают во мне лишь светлые волосы и пышный бюст. Никто не воспринимает меня всерьёз - ни студенты с юрфака, ни Уорнер, ни даже мои родители. Я впервые решила, что кто-то увидел, что я могу стать не просто хорошенькой пустоголовой куклой, а чем-то гораздо большим. Но я здорово ошиблась. Кэллохан видит во мне не юриста, а смазливую девку - как и все окружающие".

И это частая история у взрослых людей с нарциссической травмой. Что они выбирают таких же неспособных их отразить и увидеть целиком людей, какими были их родители. И именно у них пытаются получить то, чего им не хватило в детстве.

Что они как будто бессознательно и не ищут тех, кто действительно может дать им "новый опыт увиденности". А как будто ищут таких же фрустрирующих людей, какими были их родители.

И как раз тем человеком, который действительно смог дать Элль Вудс новый опыт - оказался её будущий муж юрист Эммет. Который видел, что несмотря на её красивую внешность, романтичность и пристрастие к розовому - Элл очень талантливый и серьёзный юрист. Эммет смог увидеть это в Элли раньше - чем она сама стала способна признавать в себе эти свои качества и способности.

-6

И в фильме "Блондинка в законе" - можно увидеть не только пример нарциссической травмы, но и путь исцеления от этой травмы.

Элли при поддержке других людей - смогла признать в себе и начать проявлять те свои стороны, которые в ней с детства не видели. Она присвоила себе свою серьёзность, ответственность, свой ум и свой талант, как юриста. И смогла научиться опираться в своей жизни на эти свои сильные стороны.

Она стала не таким юристом, какими обычно являются другие "нормальные" юристы. Присвоив себе свою серьёзность и свой тонкий ум - она не перестала быть самой собой. Она смогла интегрировать и те свои стороны, которые в ней всегда отражали другие люди - и те свои стороны, которые она смогла присвоить себе только сейчас.

Она доказала и самой себе, и другим людям - что можно оставаясь лёгкой и модной блондинкой "в розовом", стать в тоже время серьёзным и проницательным юристом. Что это не взаимоисключающие стороны её личности.

И что те её качества, из-за которых её долгое время другие люди не воспринимали всерьёз - могут стать её "фишкой", как юриста. Что эти её стороны могут помогать ей в её работе, что именно благодаря им она также может выигрывать дела.

К концу фильма Элль Вудс научилась быть самой собой. Не только той собой, какой её с детства отражали другие люди. Не только той собой, какой она может быть для того, чтобы считаться хорошим юристом. Оказалось, что эти разные её грани - можно интегрировать. Что она может быть собой в полной мере.

К концу фильма Элли освоила саму себя. И в полной мере стала самой собой. И это как раз то - к чему стоит стремиться людям, которые хотят исцелить свою нарциссическую травму.

Исцелить свою нарциссическую травму - это значит стать собой в полной мере.

__________________________

Фильмотренинг "Сильные стороны семейного козла отпущения": http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/silnye-storony-semeinogo-kozla-otpusheniya