Найти в Дзене

Октябрины, красная свадьба и красные похороны: как в советское время видоизменились церковные таинства

В статье предлагаю подробно рассмотреть советский комплекс "красной обрядности", который в начале 20-х годов XX в. включал в себя три инициативных элемента: октябрины (альтернатива крещения), комсомольская свадьба и красный похоронный обряд. Обрядово-традиционный вакуум, образовавшийся в следствие борьбы советской власти с религиозным мировоззрением, требовал нового качественного наполнения. Решение нашлось в системе гражданских ритуалов, укореняемых в быту и не нарушающих прежнего уклада, правда с одной оговоркой: нововведения сохраняли в общих чертах прежнюю христианскую структуру, но наполнялись другим идейным содержанием. При этом новая обрядность была призвана не только заменить, но и дискредитировать аналогичные религиозные формы. Новый традиционный комплекс стал именоваться красной обрядностью и включал в себя важнейшие инициативные события человеческой жизни — аналоги христианского крещения, венчания и отпевания. Цель обрядов — утверждение новой коммунистической идеологии. ★Кра
Оглавление

В статье предлагаю подробно рассмотреть советский комплекс "красной обрядности", который в начале 20-х годов XX в. включал в себя три инициативных элемента: октябрины (альтернатива крещения), комсомольская свадьба и красный похоронный обряд.

Предпосылки "красной обрядности"

Обрядово-традиционный вакуум, образовавшийся в следствие борьбы советской власти с религиозным мировоззрением, требовал нового качественного наполнения. Решение нашлось в системе гражданских ритуалов, укореняемых в быту и не нарушающих прежнего уклада, правда с одной оговоркой: нововведения сохраняли в общих чертах прежнюю христианскую структуру, но наполнялись другим идейным содержанием. При этом новая обрядность была призвана не только заменить, но и дискредитировать аналогичные религиозные формы.

Новый традиционный комплекс стал именоваться красной обрядностью и включал в себя важнейшие инициативные события человеческой жизни — аналоги христианского крещения, венчания и отпевания. Цель обрядов — утверждение новой коммунистической идеологии.

Из крещения в октябрины

Красные крестины, октябрины, звездины — советский аналог крещения — одного из семи таинств православной церкви. Обряд, как и его христианский аналог, приобщал новую личность к некоторой общности. В случае с советской идеологией еë представляла не церковь, а к коллектив.

Октябрины не были чётко регламентированы и зависели от меняющихся условий, места и времени. Общая структура обряда была следующей 👇

Мероприятие начиналось с шествия родителей с ребёнком в сопровождении знаменосцев с большими красными звёздами. Далее председатель произносил короткую торжественную речь, брал ребёнка на руки и от лица всех трудящихся давал ему имя. Традиционно новорождённого называли по святцам, но теперь детям давали имена известных революционеров или имена с революционным смыслом.
Далее ребёнка заворачивали в красную ткань и передавали родителям. Новому гражданину вручали подарки, среди которых — билет члена РКСМ. Завершалась церемония пением "Интернационала".
Октябрины
Октябрины

Проведя сопоставление, мы обнаружим, что нововведенная обрядность сменила предшествующую и противопоставила себя ей. Священника сменил председатель коллектива, купель и крест — звезда, церковные песнопения — революционные песни, белая крестильная рубашка — красную. Новорождённого теперь посвящали не Христу, а делу Октябрьской революции.

Обряд октябрин просуществовал сравнительно недолгое время. Среди населения нововведения в своем первозданном варианте так и не прижились, и к началу 1930-х годов практика их применения прекратилась. При этом начавшаяся с приходом советской власти трансформация обрядовой стороны быта не завершилась и продолжила видоизменяться в соответствии с новыми потребностями жизни советских граждан.

Красная свадьба

💍 Русский традиционный свадебный обряд можно смело причислить к важнейшим элементам русской культуры, вмещающим в себя фольклорный, музыкальный, обрядовый, поэтический и другие планы. Такое богатое наполнение продиктовано особым статусом брака как социального института, так и инициативного инструмента.

Наполнение свадебного обряда было сложным по структуре и варьировалось от места к месту своим содержанием. Его основными составляющими были: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник/мальчишник, свадебный поезд, выкуп, венчание, гуляние, пир.

Как я говорила ранее, обрядово-традиционный вакуум, образовавшийся в следствие борьбы советской власти с религиозным мировоззрением, требовал нового качественного наполнения. Поэтому создание некоего коммунистического ритуала, атрибуты которого могли бы соперничать с церковным бракосочетанием, советским идеологам виделось оправданным.

Как и в случае с октябринами, смысловое наполнение красной свадьбы должно было противопоставить себя традиционному представлению. Поэтому новая брачная стилистика избавилась от обязательных традиционных атрибутов, в том числе – пышного празднования по случаю образования новой семьи.

Регистрация брака в ЗАГСе
Регистрация брака в ЗАГСе

☑ Первое изменение, которое ожидало традиционный брак – его институциональный выход из церкви и лишение юридической силы. С 1917 года и по сей день только гражданский брак = зарегистрированный в органах государственной власти, является обязательным и влечет за собой правовые последствия.

☑ Порядок бракосочетания стал носить формальный характер. Подвенечное платье, фата, особый наряд жениха перестали быть обязательной частью церемонии бракосочетания, а обручальные кольца стали восприниматься как нежелательные пережитки прошлого.

Вопреки канонам, на девичнике, например, не должно было быть места слезам. По мнению идеологов, перспектива совместной жизни и работы на благо будущего с другом по сердцу не стоила слез по прошлой свободной жизни.

☑ Вместо сложного цикла обрядов, предваряющего свадьбу, советских новобрачных ожидало скромное участие в некоем театрализованном мероприятии под началом комсомольских и профсоюзных организаций. Его структура приблизительно была следующей 👇

Мероприятие начиналось с доклада секретаря ячейки РКП о важности красной свадьбы в новых советских реалиях. После новобрачные на фоне развивающегося знамени читали договор, где заявляли о намерении вступить в союз по взаимному согласию и обещали жить честно, воспитывая детей. Завершалась церемония одариванием новобрачных.
Традиционный свадебный пир, согласно агитационной литературе, следовало максимально упростить и организовать без алкоголя под чтение революционной литературы.

В промышленных городах попытки введения новой обрядности воспринимались относительно спокойно, чего не скажешь о сельской традиции, где советские новшества виделись как разрушение устоев семьи.

Регистрация брака в ЗАГСе
Регистрация брака в ЗАГСе

После Великой Отечественной войны свадебные традиции начали постепенно восстанавливаться. В 1960–1970-е годы распространенными стали торжественные церемонии в ЗАГСе, украшенные залы, фотосессии и банкеты.

В новых Дворцах бракосочетаний церемония вступления в брак стала больше похожа на обряд венчания – с обменом обручальными кольцами, как «символами супружеской верности», торжественными речами ведущих и музыкой. Невесты стали надевать свадебные платья с фатой. В это же время возникли некоторые современные атрибуты свадьбы: автомобильный кортеж, обмен кольцами во время регистрации и первый танец молодоженов.

Красные похороны

Подборку традиционный обрядов, видоизменившихся в советскую эпоху, завершает отчасти табуированный в обществе ритуальный комплекс – похоронный. Как и другие обряды, похороны представляют собой механизм перехода, призванный культурно оформить происходящие в обществе изменения.

👉 С религиоведческой точки зрения похороны интересны тем, что, вероятнее всего, являются одними из наиболее ранее замеченных форм религиозных практик человека. Намеренный и осознанный ритуал погребения мог быть сопряжен с переживаниями о мертвом, которые нарушали и превышали повседневность.

Русский традиционный похоронный обряд закономерно формировался под влиянием христианства и отражал представления о том, что будет происходить с душой после смерти. Его протяженность во времени была призвана стабилизировать состояние окружающих и помочь принять новый порядок вещей. Аграрный образ жизни и возможность отвлечься от сельхоз работ на несколько дней этому способствовали. Чего не скажешь, например, о нынешнем урбанистическом ритме жизни, когда любое постороннее действие в границах рабочего времени требует документального оформления

В дореволюционной России процедура православных похорон четко регламентировалась и, как другие разобранные нами ранее таинства, находилась под юрисдикцией церкви. В целом, похоронный обряд состоял из 1️⃣подготовки к погребению, 2️⃣церковного отпевания, 3️⃣погребальной процессии (священник ➡️ повозка с гробом ➡️ провожающие) и 4️⃣захоронения, место которого определялось социальным статусом покойного.

-5

В советское время похороны обретают особую актуальность и становятся благодатной почвой для пропаганды. Впервые «красные похороны» проходят в 1917 году, когда в ноябре хоронили погибших участников революции.

☑ Центральным действием красных похорон становится гражданская панихида, которая сопровождается рассказом о самом человеке, его жизненных принципах и делах, которые останутся в памяти потомков. Священник, как обязательный участник погребения, уходит из контекста.

☑В атрибуты вводится 🔴 красный цвет, которым отделывается гроб. Для советской идеологии красный цвет – символ героической борьбы народа под руководством КПСС за построение социализма и коммунизма, для православной традиции – культурный диссонанс и оксюморон. В христианской символике красный цвет символизирует торжество жизни и воскресение, а на Пасху, например, в традиционной культуре совсем избегали похорон.

☑ Вместо традиционных символов, связанных с религией (кресты, иконы), в оборот входят светские – памятники со звездами или другими атрибутами, отражающими жизнь покойного.

☑ Венок из вечнозелёных растений, изначально бывший только христианским и символизирующий вечную жизнь, становится светским достоянием и по своему наполнению перестает быть четко регламентированным.

Предпринимаются попытки изменить и традиционный способ захоронения на кремацию, но здесь все уперлось в деньги. Ингумация (захоронение) требовала только оплаты гроба и рытья могилы, кремация же стоила значительно дороже. Нет лишних денег, нет и нововведений.

Как и другие элементы «красной обрядности», красные похороны теряют свою актуальность после Великой Отечественной войны. Вернуться к старым традициям оказалось не так-то просто – мало кто помнил традиционное содержание обряда, поэтому религиозное и светское сильно перемешалось.