На прошлой неделе вы задавали вопросы Настасье — начинающей графической иллюстраторке, которая ведёт книжный клуб для женщин. Я публикую её ответы.
***
Всем привет!)
Я хочу поблагодарить читательниц канала за глубокие и интересные вопросы, а Лену — за приглашение) Ещё я бы хотела отметить, что это ещё прекрасная возможность для саморефлексии и анализа и для меня написание ответов было очень терапевтичным и полезным)
Как я сменила деятельность и начала карьеру графической иллюстраторки. О пути, попытках, ошибках и том, что помогло
Мой путь был довольно тернист. У меня нет художественного образования, нет опыта, но всегда была тяга к такому виду деятельности.
Где-то лет в 25 я уже пыталась уйти в творческую профессию, но опыт провалился максимально. Я уволилась с должности директорки магазина и пару лет была ремесленницей, создавала украшения из полимерной глины, а потом скрапбукинг (альбомы, открытки, блокноты). Это было самое счастливое время для моей менталочки, я была полна идей, мотивации, энергии. Проблема в том, что это приносило мне очень мало денег (а заказов много). Постепенно моя энергия вылилась в создание огромного творческого комьюнити в ВК (14 тыс. чел.), проведение творческих встреч, мастер-классов и пр. (т. е., по сути, я опять ушла в управление командами). Но монетизировать это так, чтобы закрывать базовые потребности в полной мере, было сложно в то время: произошла деноминация, обесценивание бел. рубля, страшный экономический кризис + я изначально неправильно выстроила стратегию, т. е. продажи своих самих услуг мне давались хорошо, а вот не обесценить себя как специалистку — очень плохо.
Всё это закончилось в один миг, когда умерла во сне моя «коллега» (ей было 23 года), с которой мы были только знакомы, но она мне очень нравилась как мастерица и организаторка. Причина: переутомляемость, ненормированный график работы. Совершенно неожиданно это нанесло настолько сильный урон моей психике, что с того момента я не могла больше заниматься творчеством. Связь моего творческого кризиса именно с этим событием я осознала только в прошлом году на терапии.
Следом у меня уже начала развиваться депрессия и дошла за год до клинической. Я развожусь, довожу себя до истощения, от отчаяния прихожу к психотерапевту в госполиклинику, говорю, что хочу покончить с собой, мне назначают лечение, и я быстро устраиваюсь обратно в торговлю, с нуля, продавцом, так как у меня уже образовались долги и неоплаченная съёмная квартира, а здоровья вывезти что-то на том уровне, что раньше, я не могла. За несколько лет я вернула позиции, но кайфа от работы, который испытывала в период работы на себя, больше никогда не было.
Три года назад на фоне стрессов я серьёзно заболела. Были подозрения на рак челюсти. После операции опухоль оказалась доброкачественной, но я за этот период выяснения, реабилитации + 1,5 месяца ожидания результата биопсии обзавелась ещё несколькими новообразованиями, болезнями + аутоиммунным заболеванием.
По иронии судьбы за полгода до всех этих событий я устроилась в IT-компанию, делающей обучение для врачей-стоматологов, что очень помогло мне в связях с хорошими онкологами в этой сфере по всему миру + у меня впервые появилась возможность работать из дома из-за длительных больничных. И именно тогда я решила, что мне нужно иметь запасной план: удалённую работу, которая смогла бы меня кормить без зависимости от места, работодателя и языка и желательно без прямого общения с людьми, потому как эта функция из-за операций на челюсти мне стала недоступна на несколько месяцев. А такой поворот сюжета я никогда не рассматривала.
После того как здоровье стабилизировалось, я решила взять перерыв в работе и поискать направления, в которых бы я могла ещё работать, купить какое-нибудь обучение. Думала, что это получится сделать примерно за три месяца.
У меня были накопления, которые позволили бы мне «искать себя» и бо́льший срок, и была опора в виде партнёра, который полностью меня поддержал, но оказалось, что такой срок был слишком мал, если ты даже не знаешь, в какую сторону смотреть.
Чтобы разобраться, почему я не могу найти себя, я пошла в терапию, которая скорее усугубила положение, чем помогла (через пару месяцев психологиня выдвинула идею о том, что все проблемы в том, что я не принимаю свою женскую часть, и я сразу с ней прекратила сессии), потом стала путешествовать, чтобы отвлечься и перестать тревожиться, что у меня не получается; потом искала обучение в IT, но меня так плохо консультировали, что я не хотела отдавать им свои кровные. Попыталась ходить на курс по рисованию, но ушла после нескольких занятий, потому что преподаватель настаивал на базе, теории, рисовании линий, геометрических фигур и штриховки. Мне это совсем не понравилось, так как это не соответствовало моему запросу: пробовать разные техники рисования, разные материалы, экспериментировать. И его настаивание на азах почти убедило меня, что рисовать — не моё.
Я даже попыталась запустить маленькое производство обложек для книг из кожзама с печатью изображений, но те усилия, которые вкладывались в создание обложки вручную, были сильно больше полученного выхлопа, и я решила не повторять прошлых ошибок и отказалась от этой идеи.
Все эти поиски затянулись на год, из них четыре месяца я провела в путешествиях, деньги закончились, а плана так и не было)
Когда я работала над дизайнами обложек для книг, я придумала несколько иллюстраций в Canva для печати. Мой партнёр обратил моё внимание (я почему-то в упор не видела), что это может быть направлением, на которое мне точно стоит обратить внимание. Почему-то я никогда не рассматривала для себя графическую иллюстрацию и дизайн, хотя как будто это было на поверхности.
Оформила рассрочку на маленькие ежемесячные платежи на iPad Air 5-го поколения и Apple Pencil к нему, купила программу Procreate для рисования. Я искала обучение по Прокриэйт на всевозможных бесплатных ресурсах, каких только можно. Здесь больше помог партнёр, так как поиск всего в интернете удаётся ему гораздо лучше. Не все они были полезны, но в освоении функционала гаджета этого достаточно. Я прошла где-то три курса по программе, всё из курсов пробовала на практике.
Обучение во всяких Скиллбокс и т. п. уже не рассматривала после попыток купить у них ранее + теперь оно для меня было слишком дорого, долго и без гарантий, что эффективно.
Оказалось, что графическая иллюстрация подходит мне по темпераменту, удовольствию от процесса и многим другим параметрам значительно больше, чем классическое рисование, а его я не рассматривала потому, что всегда работала с осязаемыми вещами, товарами и людьми.
Получаться стало достаточно быстро. Сначала я срисовывала какие-то иллюстрации, потом добавляла в них свои элементы, цвета или формы, практиковалась каждый день или почти каждый день, и через пару месяцев наконец начали появляться свои собственные идеи.
Когда проходила самостоятельное обучение, мне удалось попасть на терапевтическую фемгруппу по тревоге с чудесной терапевткой (КПТ) на два месяца раз в неделю. Мы делали много упражнений, практик, и, придя изначально с запросом на эпизоды сильной тревоги по поводу своей безопасности, быстро перешла на другой, так как параллельно уже активно рисовала в свободное время и теперь мне нужна была цель и план.
Про челлендж и внутреннюю критикессу
Тогда в совокупности групповая терапия + обучение + практика = появилась идея о челлендже: один день = один быстрый рисунок-портрет + одна история женщины. Мне нужна была какая-то цель, и она полностью соответствовала моему мировоззрению и отвечала моим запросам на практику рисования) Но так как я человек, которой сложно придерживаться длительно каких-то одинаковых практик на регулярной основе: от спорта до работы)), то я решила сузить себе выбор, иначе его сложно будет сделать и у меня появится повод для ретирования. Так появилась идея с именинницами: я выбираю женщину только из тех, кто родились сегодня. Так появляется очень много новых имён, а не те, кто и так на слуху больше других.
Что меня останавливало и какие вопросы я разбирала с терапевткой:
1. Я не имею права называться иллюстраторкой или художницей, так как у меня нет на то основания.
2. Что делать, когда я столкнусь с критикой? (А я её очень боялась.)
3. Что, если это никому не будет интересно и я потеряю мотивацию?
4. Я никогда не рисовала людей и считала, что это не моё.
Я ответила на эти вопросы так:
1. Я могу назвать себя начинающей иллюстраторкой и имею на это право, так как я рисую иллюстрации и это просто факт (а что это, если не иллюстрация?). Когда я почувствую себя более уверенно, я могу назвать себя просто иллюстраторкой и тоже буду иметь на это право)
2. Мы выписали фактически все негативные сценарии, где присутствует критика работы/аккаунта, распределили их по степени важное/неважное для меня, и расписали, как я буду действовать в том или ином случае. Это помогло понять, что на самом деле я боюсь критики со стороны более близких для меня людей, и я решила, что мне нужно заручиться поддержкой с самого начала.
Я попросила поддержать меня в этом начинании девушек из своего книжного фемклуба, и они очень меня поддержали: ставили лайки, писали комментарии на каждый пост, хвалили и говорили комплименты, были очень вовлечены в этот процесс, такого я не ожидала) На первую пару месяцев это была для меня значительная опора)
Перед 1 сентября, когда я запустила этот челлендж, я написала очень откровенный пост на своей личной странице о своей попытке в рисование и о том, как я хочу совместить практику рисования каждый день с фемактивизмом, о том, что я хочу сделать более видимыми женщин в разных сферах профессий. Не сказать, что был большой отклик, так как у меня маленькая аудитория) Но, сделав этот шаг я обезоружила своих хейтеров (хейтеров в моей голове).
3. Так как подписок первое время (месяца четыре) было мало (что-то около 40—50), то я начала расстраиваться периодами, что тема слишком узкая и так я далеко не уеду, но решила сфокусироваться на том, что я делаю это для себя и со временем аудитория расширится, потому что контент станет качественнее и интереснее.
Чтобы не потерять мотивацию и не ругать себя, если вдруг мне не хочется рисовать, я даю себе право не делать этого, а потом нагнать. Такое бывало, когда я себя плохо чувствовала или меня накрывала апатия. Я просто появляюсь в аккаунте и сообщаю, что пропустила два-три дня и готова наверстать). Не оправдываясь изначально, я не ругаю себя за слабость.
4. Всё решилось тем, что нужно было просто попробовать, а не поддерживать в себе когнитивные искажения)
А это я:
Как происходит техническая сторона челленджа
Я сделала гугл-таблицу, где каждый лист — это месяц, а каждая строка — это день, столбцы — это имена с активными на них ссылками на ресурс, из которого я узнала о женщине). День соответствует дню рождения женщины.
Таблицу я пополняю регулярно, или мне случайно попадается информация, или я целенаправленно её ищу в интернете, бывает, беру книги в библиотеках. На сегодняшний день имён у меня на лет пять минимум вперёд) Если нет возможности сразу вносить, я записываю в телефон в заметки или в обычный блокнот, потом таблицу дополняю.
Рисую портрет в виде несложной, довольно быстрой иллюстрации с фото женщины.
Текст беру из какой-нибудь статьи, в основном в Википедии, корректирую, но незначительно, так как это занимает бо́льшую часть времени. Я делала подсчёт времени в первые три месяца. В сентябре, когда я только начала, в среднем у меня уходил 1 час на иллюстрацию + текст, в октябре и ноябре — уже 30 минут в день.
Бывает, что мне не нравится иллюстрация, но изначально я договорилась с собой, что причина не выкладывать — это болезнь, апатия или отдых, но не «не нравится!») И, опубликовав уже много иллюстраций, которыми не очень довольна, а надо, потому что эта информация быстро становится неактуальной (в смысле даты рождения), я перестала тревожиться о том, что это может не понравиться и кому-то другому) + существенное значение имеет, что я считаю эту деятельность активизмом и социально значимой, и даже если это читают пять женщин, то значит, я, возможно, положительно повлияю на жизни пяти женщин, а это больше, чем ноль))
Сложности больше бывают, когда биография очень большая и сократить её сложно) Или когда в один день родились две крутые женщины и выбрать между ними не могу)
Из плюсов такой деятельности:
— Выработала устойчивую привычку. В целом семь месяцев для меня — очень большой срок, ещё ничего я не делала семь месяцев каждый день подряд)
— Сместился фокус на женщин. Я много читаю и веду списки прочитанного, объёмы, нонфикшен это или художка, и распределила литературу на написанную мужчинами и женщинами за прошлый год. Получилось, 45% написано женщинами. В этом году из 27 прочитанных книг 23 написаны женщинами — хвалю себя за это) Во-первых, благодаря челленджу я открыла для себя много новых имён в лит-ре, во-вторых, я более осознанно теперь подхожу к этому, нежели раньше, если есть выбор выбирать из двух книг, я выберу писательницу, а не писателя)
— Я чуть по-другому стала смотреть на лица. В целом я не фокусируюсь никогда на «недостатках» внешности чужой и своей, но заметила за собой, что изначально подбираю фото женщины для портрета по параметрам: там, где она моложе, конвенциально привлекательней, без морщин. Хотя все они мне кажутся прекрасными! Я объяснила это себе тем, что я хочу изображать их в более привлекательном виде, просто как, допустим, комплимент (на самом деле до конца не могу объяснить себе это). Но со временем поняла, что неосознанно не принимаю естественные процессы старения (как и в себе, собственно). Смотреть на фото я стала чуть по-другому, на себя пока нет)
Если бы вас попросили составить сборник для маленьких девочек «10 портретов и историй 10 выдающихся женщин» — кого вы бы в него включили? Почему?
Напишу из тех, о ком уже успела написать за семь месяцев)
1. Лилиан Блэнд (28.09.1878 — 11.05.1971) — первая женщина в Великобритании и Ирландии, а может быть, и в мире, которая спроектировала, построила самолёт и управляла им. Потому что она не подстраивалась под «нормы» общества, а делала исключительно то, что её зажигало)
2. Руби Нелл Бриджес Холл (08.09.1954) — первый афроамериканский ребёнок, посещавшая школу для белых в южных штатах США. Потому что она была очень смелой и храброй, несмотря на то, с чем ей пришлось столкнуться (родители других детей протестовали, забирали их из школы, преследовали её, родители Руби лишились работы и земли). Но благодаря усилиям её и её матери и был заложен фундамент в противодействие нетерпимости в обществе.
3. Тарья Каарина Халонен (24.12.1943) — финская политикесса, юристка, президентка Финляндии (с 2000 по 2012 год). Потому что она яркий пример, почему «женщина не для политики» — это бред)
4. Эмми Нётер (23.03.1882 — 14.04.1935) — немецкая математикесса, которая внесла огромный вклад в алгебру и теоретическую физику, одна из величайших фигур в математике ХХ века. Потому что она одна из примеров того, что никогда не существовало «гендерного мозга»)
5. Альфосина Страда (16.03.1891 — 13.09.1959) — итальянская велогонщица, единственная женщина, участвовавшая в одной из трёх главных многодневных гонок в велоспорте. Потому что она не боялась быть собой и не прятала свои желания и мечты в угоду стереотипам.
6. Кэтрин Вилсон Шеппард (10.03.1847 — 13.07.1934) - известная фигура движения суфражисток Новой Зеландии. Её кампания повлияла на принятие избирательного права в 1893 году, и её пример заразил суфражисток других стран. Она пример того, что мы меняем мир, вдохновляя других женщин, а они вдохновляют нас)
7. Норин Мюррей (26.02.1935 — 25.05.2011) — британская учёная в области молекулярной генетики, одна из первых учёных, исследовавших рекомбинантную ДНК и участвовавших в создании вакцины против гепатита В. Просто потому, что она крутая))
8. Наталья Андросова (02.02.1917 — 25.07.1999) — русская цирковая артистка, выступавшая на мотоциклетном аттракционе, мастерица спорта. Потому что женщине любой спорт по плечу, если она того хочет)
9. Нина Демме (24.01.1902 — 16.03.1977) — советская полярница, первая в мире начальница полярной станции, биологиня. Потому что для женщин нет ничего невозможного)
10. Рут Гинзбург (15.03.1933 — 18.09.2020) — американская юристка, судья Верховного суда США. Потому что она пример, как идти к своей мечте и быть на стороне женщин)
Как я получила свой первый заказ
Как и в продажах, в этой сфере тоже всё работает так же: если не расскажешь об услуге/товаре клиенту, то он о ней не узнает и не купит)
В январе нарисовала для себя именной экслибрис (печать для личной библиотеки), оформила в мокап, опубликовала и получила тут же свой первый заказ за деньги от знакомой. Стоимость рассчитывала уже исходя от желаемого заработка в месяц, поделив на часы. В Прокриэйт ведётся статистика и учёт времени над рисунком + такая же стоимость за время на обсуждение заказа, придумывание, правки и т. п. Получилось себя не обидеть)
После этого заказа я получила ещё несколько аналогичных.
Это меня очень сильно окрылило, если честно)) Я почувствовала, что могу и довольно быстро справляюсь с заказами, без вымученности и с установкой не обижать себя в оплате даже если этот заказ делают друзья.
Идеи стали бить ключом из меня)
Затем мне пришла в голову идея сделать серию открыток к 14 февраля на беларуском языке и с нашим контекстом (места, города, деревеньки, местные приколюхи). Я полностью разработала всю серию из 10 открыток, отрисовала её за неделю, не отрывая головы от планшета, но результат и процесс мне очень понравился.
Создала суперпростенький сайт на Тильде, подготовила мокапы с моими открытками, оформила всё на сайте, настроила корзину, заказала 100 шт. в типографии, опубликовала и продала все их в этот же день через личную страницу в инсте) Я мечтала об этом, но даже в смелых мечтах не подозревала, что так и получится)
Тогда заказала тираж уже гораздо больше и запустила рекламу. Сейчас уже продаётся четвёртый тираж.
К 8 Марта я сделала пять открыток про беларуских деятельниц на мове и 5 забавных девчачьих открыток.
Что по итогам февраля вышло:
+ продано 600+ открыток (около 500$)
– 70$ на рекламу
– расходы на печать, упаковку, налог (около 25% от суммы)
+ три заказа на иллюстрации (от крупного музея, музыкального народного коллектива и репетиторки)
+ сотрудничество с магазином подарков, который хочет продавать мои открытки
Всё по сумме не буду расписывать, но только открытки дали зарплату продавца в Минске, это притом что работала я этот месяц сильно меньше, комфортнее и процесс продажи ещё не был автоматизирован эквайрингом.
То есть поняла что зарабатывать на иллюстрации можно, но точно нужно, чтобы о вас узнало больше людей и, в идеале, продукт, на который сейчас есть запрос.
Был вопрос о том, спустя какое время я получила первые деньги: примерно пять месяцев, и потому, что у меня не было плана. Я, по сути, не знала, что́ я могу создавать и какие услуги предлагать, ну и не давила на себя)
Соотносятся ли затраты времени и сил с теми, которые были на вашей предыдущей работе?
На предыдущей работе я могла получать неплохие деньги, но мой заработок был прямо пропорционален вложенным усилиям, сколько напрягусь — столько и получу) но вот эта гонка постоянная меня выматывает + я не люблю бесконечные ежедневные рабочие созвоны, митапы (больше, чем гонку).
Да, работать на себя — это владеть многозадачностью, брать на себя ответственность и быть вовлечённой 24/7, но, по сути, это всё было на моих предыдущих работах + высокий уровень стресса иногда)
Есть ли пути развития дальше и позволяют ли вам сейчас ваши навыки достичь того, чего бы вы хотели?
Я теперь позволяю себе мечтать о книге с моими иллюстрациями, календаре, работе с интересными мне проектами, создании своих собственных товаров и т. п.)
Пугало ли меня, что нужно начинать всё сначала и в новой сфере
Скорее нет, так как это не первый мой опыт начинания сначала, хоть и предыдущие попытки провалились, просто как будто нет выбора) Мне скоро 40 лет, а вопрос «кем я стану, когда вырасту» всё равно стоит, хотя у меня за плечами большой опыт и много навыков.
Я это воспринимаю как начало пути, которое может трансформироваться во что-то другое, но именно так я всегда и видела себя: работать самостоятельно, проектная работа, а не бешеная гонка за KPI и планами с 1-го по 31-е число и день сурка, возможность создавать что-то своё, объединять людей и делать что-то значимое (даже если это челлендж о женщинах и кому-то кажется незначительным)
Конкуренция
Да, этот момент ещё триггерит меня, когда я вижу успешных крутых иллюстраторок/в. Моя самооценка падает, мои работы кажутся мне кустарными, слишком простыми. Но меня успокаивает понимание того, что они тоже не сразу стали крутыми, а значит, у меня тоже есть шанс)
Я вообще стараюсь не смотреть чужие иллюстрации, это сохраняет и мою самобытность (хотя своего стиля у меня ещё нет как будто) и не бередит мою самооценку)
Вы верите во вдохновение? Или в труд? Или в то и другое сразу? Как поступаете, если нет настроения рисовать, а надо?
Я верю во вдохновение, но больше верю в труд и практику, потому что для того, чтобы запустить механизм вдохновения, нужно начать что-то делать, а не наоборот) Если нет настроения — занимаюсь чем-то другим, не мучаю себя, вернусь к этому, когда появится, а если процесс затянулся, то сажусь целенаправленно.
Про читательский фемклуб
2,5 года я веду книжный клуб. Когда-то я уже пыталась такое организовать и были желающие присоединиться, но я тогда очень нестабильно читала и не знала, как всё сделать правильно, и мы даже не дошли до первого заседания)
Со второй попытки всё получилось отлично, в клубе сейчас 18 девушек, 10 стабильно ходят на встречи каждый месяц. Читаем художественную литературу, которую предлагают участницы, путём голосования.
К 8 марта прошлого года я решила сделать исключение и изменить правила игры. Я предложила несколько книг нонфикшен на фемтематику, была выбрана книга Дарси Локман «Право на гнев. Почему в XXI веке воспитание детей и домашние обязанности до сих пор лежат на женщинах». Эта тема была очень востребованна, так как в основном у нас замужние и детные участницы. В течение месяца я писала небольшие тексты, чтобы мы могли углубиться в происхождение праздника, его значение, значимые события, волны феминизма и т. п.
Никто в книжном клубе, кроме меня, не считали себя феминисткой, ничего не знали об этом и в основном считали, что они не сталкивались ни с какими видами дискриминации.
На встрече девушки разделились на:
— 70%: «эта тема очень актуальна, это всё несправедливо, давайте что-то делать с этим»
— 30%: «мужчины умнее женщин», «я устала всё тянуть на себе, и мне не нужен феминизм, пусть мужик всё делает», «у меня никогда такого не будет, я уверена в своём мужчине».
Почву я прощупала и поняла, что фемклуб можно пробовать запускать. После встречи я в чате книжного клуба написала о том, что хочу запустить отдельный тематический литературный кружок для женщин, про женщин и где мы читаем книги, написанные только женщинами, преимущественно фем лит-ру.
Сразу же откликнулось восемь девушек, и вот уже год мы встречаемся каждый месяц, почти в полном составе.
Каждый месяц я предлагаю пять книг на выбор и голосованием выбирается та, что интересна большинству.
Встречаемся в кафе, которые готовы бронировать стол без депозита (таких не очень много), но с условиями заказа на каждую участницу. Как правило, в уединённом отдалении от других столов, чтобы не привлекать внимания нашими беседами) Уже есть какие-то заведения, которые на постоянной основе всегда рады нас видеть) Или иногда у меня дома, если хотим более конфиденциальную обстановку.
Что за это время мы читали и обсуждали:
— Джессика Беннетт. Феминистский бойцовский клуб. Руководство по выживанию в сексистской среде
— Кэролайн Криадо Перес. Невидимые женщины. Почему мы живём в мире, удобном только для мужчин
— Нелли Блай. Профессия: репортёрка
— Наоми Вульф. Миф о красоте
— Урсула Нубер. Кто я без тебя? Почему женщины чаще страдают депрессией и как находят себя
— Катя Майорова. Раньше девочки носили платья в горошек. Голос поколения, родившегося на заре 90-х годов
— Дебора Туэрхаймер. Обвиняя жертву
— Луиза Перри. Тёмная сторона сексуальной революции. Переосмысление эпохи эротической свободы
— Дафна Джоэл. Гендерная мозаика
— Софи Вудворд. Почему женщины носят то, что они носят
— Барбара Розейнвейн. Любовь. История в пяти фантазиях
— Мария Татар. Тысячеликая героиня
— Диана Юмакаева. Проклятие Евы
Что из этого было более успешно в обсуждениях: практически всё, кроме Кати Майоровой (эта книга признана нами всеми полным провалом), «Почему женщины носят то, то они носят» — книга хороша, но не для обсуждения, больше похожа на дипломную работу. Если ещё вопросики к книге «Кто я без тебя?»)
Первая встреча читательского фемклуба мне далась эмоционально очень тяжело, и после неё я думала свернуть всё, но остановили хорошие отзывы при этом. Часть обсуждения фокусировалась на том, что дискриминации на работе они не чувствовали никогда, только если от женщин, для нашей страны это неактуально, а больше для Запада, и всё в таком контексте.
Что удивительно, то это то, что сопротивления было от некоторых участниц много, но при этом они изъявляли большое искреннее желание учиться и узнавать. Ещё пара встреч была в подобном режиме защиты своих взглядов, и по мере вовлечения такие разговоры сошли на нет.
Конечно, нужны были и правила: я изначально установила запрет на обсуждение и осуждение женщин. Это правило многократно пытались нарушать первые несколько встреч, но теперь важность того, что нужно смотреть глубже, понимают все.
Когда пишу это, сама не понимаю, как я это вывезла)) Но в ретроспективе я довольна, что нашла в себе терпение и видела перспективу в этом, интуиция меня не подвела)
По поводу того, что я имела слабую базу знаний.
Действительно, это так, у меня не очень хорошая память, особенно мне тяжело даются запоминание имён, мест, дат, от этого сложно оперировать данными в обсуждениях или ответах. Только в прошлом году, попав к хорошему сурдологу (у меня есть необратимые нарушения слуха), я узнала, что я в детстве должна была обучаться по специальной программе для людей с такими особенностями, так как они усваивают информацию по-другому) После этого я простила себе всё)) Теперь, если мне нужно ответить и я не помню какой-то информации, говорю, что чуть позже вышлю её, или обращусь тут же к своим записям)
Ну и я всегда говорю, что я тоже учусь со всеми, хоть мои взгляды раньше сформировались)
По отзывам девушек: этот клуб — их отдушина, возможность посмотреть на проблему с той стороны, на которую никогда не обращали внимания, подумать, как улучшить ситуацию, стали замечать и пресекать сексизм в работе и в жизни, больше вопросов появилось к мужьям.
Ещё, наверное, как возможный совет об организации: я стараюсь делать какую-то активность на встрече, особенно если понимаю, что книга не даёт большого простора для обсуждений или и так всё понятно и все согласны)), например, к книге «Миф о красоте» я сделала квиз по адаптивкам, чтобы девушки могли проверить себя, правильно ли они понимают, что является адаптивкой или нет, и тем самым увела разговор ещё и в современные мифы о красоте. Или в книге о женской депрессии — викторину о мифах о депрессии. Была встреча, где мы делали журнальные коллажи по теме прочитанной книги.
Про сайты знакомств и поиск партнёра
После 10 лет брака я ушла в свободное плавание, с нестабильной психикой, на антидепрессантах, зарегистрировалась на двух сайтах знакомств: Badoo и Mamba. У меня не было цели изначально найти себе новый брак)) Мне хотелось развлечься, пообщаться, завести роман, посмотреть, как всё устроено, и вообще какова эта свободная жизнь) Оба эти места — помойки, но Мамба на 100%, а Баду на 98%.
Сложно сказать, сколько времени всего я была на этих сайтах, так как я с периодичностью удалялась и возвращалась обратно. Но в целом временной отрезок с 30 лет по 34 года)
Про Мамбу я поняла довольно быстро, что там совсем перспективы нет, даже для приятного романа без серьёзного продолжения или просто свидания. Наверное, там есть какие-то исключения, но я до этих недр так и не добралась). Мужики максимально мерзкие, и заходить дальше пары сообщений почти никогда не хотелось. В основном я упражнялась там в злословии) Иногда выкладывала это в ИТОМП.
На Баду ситуация поприятнее немного, у меня были довольно симпатичные знакомства, но в основном там несколько сценариев было:
— полный неадекват
— просто переписка, которая не заходит дальше переписки
— свидания, где он пытается после получить плату за кофе
— небольшой роман, который заканчивается тем, что это, оказывается, «свободные отношения» или появляется бывшая)
Такого, чтобы мужик говорил, что он хочет серьёзные отношения, и это соответствовало действительности, или он не начал на первых порах выдавать всю свою сущность, а я для этого создавала условия: говорила что думаю, не пыталась подстроиться, не была очень удобной — я не встречала.
Всё изменилось, когда я за три месяца до встречи со своим нынешним партнёром спонтанно самостоятельно поехала в отпуск по городам Украины, изменилась локация на СЗ, и мне активно писали парни, я ходила иногда на свидания, и за две недели мне ни разу не написали каких-то неадекватных вещей, никто не ждал отработку кофе, не приставал, не домогался, даже, наоборот, втайне закрывали счёт в заведениях, в общем, это были небо и земля). Скорее всего, мне просто повезло, но до сих пор не могу понять эту разницу. По приезде домой я отчётливо поняла, что, простите, хаваю г***о, трачу время и нужно с этим что-то делать, потому что за четыре года после развода уже готова к нормальным, серьёзным отношениям.
Решила поступить радикально (по мнению му): написала очень большой текст в описании. Дословно я не помню, но суть была примерно такая:
Ты: от 30 лет до 40 лет, высокий, выше 180 см (я 178), физически развит, занимаешься спортом, ведёшь активный образ жизни, любишь путешествовать, лёгок на подъём, имеешь стабильную работу, планы на профессиональное развитие, любимое дело, здоровую самооценку и психику, не имеешь подружек для секса, никаких незаконченных историй с бывшими, можешь в серьёзные отношения, можешь написать что-то кроме «Привет, как дела?» и написать законченное полноценное предложение, не триггеришься от слова «феминизм» и т. п.
Список был большой и подробный.
О себе написала, что могу дать примерно то же самое, кроме спорта, его не люблю, но в мужчине этот пункт мне важен.
1. Сообщений сильно сократилось.
2. Мне писали примерно «Ты себя в зеркало видела?» и прочие вариации, угрозы, оскорбления.
3. Появились сообщения типа «Поясни, чего вам не хватает, зачем феминизм», но я не занимаюсь информационным обслуживанием.
4. Но в то же время появились варианты, которые были неплохи, но переоценили свои силы в ведении диалога или всё-таки не мой типаж. Их было мало, но они вышли из тени хотя бы.
Этот способ подходит, если вы довольно толстокожи, не принимаете близко к сердцу и не носите в себе осадок от неприятных сообщений, доверяете своей интуиции и готовы потратить время на поиск.И вот спустя два месяца написал мой нынешний партнёр, и он действительно подходил на 100% под параметры, которые я описала, и его не смутил ни список, ни условия, что, как я и предполагала, не должно смутить человека с здоровой психикой. Мы вместе уже 5,5 года, расписаны чуть больше года. Нет никаких гарантий того, что и он никогда не выдаст мужской базы, но на данном этапе меня отношения устраивают.
Не знаю, насколько описание опыта с СЗ было релевантно и полезно, возможно, это элементарно и понятно для всех, но я шла к этому долго и, наверное, изначально боялась спугнуть возможных кандидатов слишком узкими рамками. Но оказалось, что точно нужно доверять себе, не соглашаться на меньшее, потому что всё равно все эти варианты оказались не вариантами))
***
На ваши вопросы отвечала экспертка Настасья. Огромное ей спасибо!
***
📘 Купить мою книгу «Настоящая девчонка»: твёрдая обложка | мягкая обложка скачать бесплатно