Начинаю свою фотопрогулку от станции метро Добрынинская. У входа в метро установлен бюст в честь Петра Григорьевича Добрынина (1895—1917) — большевика, рабочего, одного из организаторов Красной гвардии Замоскворечья.
Перехожу на внутреннюю сторону Садового кольца и начинаю движение по Ордынке. В историческом здании по адресу Большая Ордынка, 69 с 1944 года располагается филиал Малого театра (1867, 1914 - Николай Спирин).
На противоположной стороне дом купца Кулешова (1833, 2-я половина XIX века). Несмотря на переделки начала ХХ столетия, дом сохранил исторический облик в стиле позднего московского классицизма. По соседству здание XIX века - яркий пример московского купеческого дома с нарядным фасадом и декоративными элементами.
Особое внимание привлекает доходный дом Николая Ижболдина (1911 - Никита Лазарев), выполненный в стиле модерн с богатым декором и лепниной.
Дальше по чётной стороне располагается величественный Храм Великомученицы Екатерины на Всполье (XVII; 1775 - Карл Бланк) - прекрасный образец архитектуры елизаветинского барокко.
В Щетининском переулке, 10с1 находится усадьба Масленниковых – Петуховых, где ныне располагается музей художника Василия Тропинина. Здание примечательно своей сохранностью и типичной московской планировкой.
1-й Казачий переулок, 8с1 удивляет редким для центра Москвы деревянным домом. Несмотря на относительно молодой для исторической застройки возраст (построен в 1925 году), здание имеет весьма необычный архитектурный облик. Первая часть напоминает типичный барак, зато вторая - выстроена в стиле модерн с необычным мезонином.
Особую известность дому придает один из его жильцов - мастер ассамбляжа. Фасад его дома украшен: древесными грибами, посудой в цветочек, поварешками под хохлому, старыми часами, наличниками, зеркальной мозаикой и кусочками коры. Над забором, на крыше сарая, расположена впечатляющая инсталляция - башня из деревянных казенных стульев, а так же фанерный кукольный домик с подсветкой и куклой Барби внутри. Дом, конечно, нужно увидеть вживую, чтобы оценить по достоинству этот "синтез".
На Большой Ордынке, 47/7с1 располагается Александро-Мариинское училище (1872 – Александр Каминский) - монументальное здание в неорусском стиле с богатыми декоративными элементами.
А по соседству находится деревянный дом усадьбы Арсеньевых. Нижний ярус с цоколем из белого камня может быть частью предыдущего здания XVIII века, которое существовало на этом месте до нашествия Наполеона. В ходе реконструкции после пожара 1812 года к дому был надстроен необычно большой мезонин с фронтоном, а парадный фасад – украшен ионическим портиком. В 1840-х усадьбу расширили и фасад приобрел дошедший до наших дней вид.
Храм Иверской иконы Божией Матери (1842 – Иван Еготов) на Большой Ордынке, 39 представляет собой прекрасный образец позднего классицизма с характерными портиками и колоннами.
Дом А.Т. Карповой (1860 – Кирилл Иванов; 1911 - Иван Герман) на Большой Ордынке, 36 интересен своей эклектичной архитектурой с элементами модерна.
За усадьбой уже виднеется купол Покровского собора Марфо-Мариинской обители.
Храм 1912 архитектора Алексея Щусева - настоящий шедевр русского модерна с элементами древнерусского зодчества.
Удивительные барельефы для Марфо-Мариинской обители создавал скульптор Сергей Конёнков: в них мастер органично соединил православные традиции с современными для того времени художественными решениями.
Действительно огромный вклад в художественное оформление Покровского собора Марфо-Мариинской обители внёс Михаил Васильевич Нестеров. Его главное творение – это мозаичный образ “Спаса Нерукотворного”, расположенный над западным входом в храм.
Мозаики были изготовлены в мастерской А.Н. Фролова, который разработал специальную технологию для российского климата. Духовник обители преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) особо отмечал выразительность этого образа, указывая на глубокий и живой взгляд Спасителя, направленный в сторону, словно призывающий входящих в храм отрешиться от мирской суеты.
На Большую Ордынку помимо ограды выходят ещё 3 корпуса Марфо-Мариинской обители (строения 5, 3 и 1): покои великой княгини Елизаветы Фёдоровны, больничный храм святых праведных сестёр Марфы и Марии, здание аптеки и амбулатории.
Ярким образцом московского узорочья на Ордынке служит храм Святителя Николая в Пыжах. Сказочный облик храму придают многоярусность в оформлении и богатое украшение кирпичными деталями “штучного набора”.
Завершить это прогулку хочу у здания МГТС. Комплекс включает в себя здание АТС 1927 года в стиле конструктивизм с геометричными формами, а так же пристройку 1990-х годов. Эта пристройка интересна своими мозаичными медальонами. На трёх фасадах здания можно рассмотреть 12 мозаик с изображением церквей - по четыре с каждой стороны. Это не просто образы церквей, это конкретные замоскворецкие храмы, снесённые в советское время...
И на последок фотография только-только установленного памятника рядом с вестибюлем метро Третьяковская. Скульптурно композиция посвящёна Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елизавете Фёдоровне 2024 года, скульптор Георгий Франгулян. Творчество Франгуляна мне близко, но данная скульптура вызывает смешанные чувства... А вы что думаете?
Предлагаю так же посмотреть мою прогулку по Большой Ордынке в виде короткого ролика:
Спасибо, что дочитали мою заметку до конца! Подпишитесь на канал Мастер Путешествий, чтобы не пропускать новые публикации. Буду признателен за лайки и комментарии!
✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.
👉 Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"