Найти в Дзене

ФотоПутешествие по Большой Ордынке и переулкам | Необычный деревянный дом 1925 года

Начинаю свою фотопрогулку от станции метро Добрынинская. У входа в метро установлен бюст в честь Петра Григорьевича Добрынина (1895—1917) — большевика, рабочего, одного из организаторов Красной гвардии Замоскворечья. Перехожу на внутреннюю сторону Садового кольца и начинаю движение по Ордынке. В историческом здании по адресу Большая Ордынка, 69 с 1944 года располагается филиал Малого театра (1867, 1914 - Николай Спирин). На противоположной стороне дом купца Кулешова (1833, 2-я половина XIX века). Несмотря на переделки начала ХХ столетия, дом сохранил исторический облик в стиле позднего московского классицизма. По соседству здание XIX века - яркий пример московского купеческого дома с нарядным фасадом и декоративными элементами. Особое внимание привлекает доходный дом Николая Ижболдина (1911 - Никита Лазарев), выполненный в стиле модерн с богатым декором и лепниной. Дальше по чётной стороне располагается величественный Храм Великомученицы Екатерины на Всполье (XVII; 1775 - Карл Бланк)

Начинаю свою фотопрогулку от станции метро Добрынинская. У входа в метро установлен бюст в честь Петра Григорьевича Добрынина (1895—1917) — большевика, рабочего, одного из организаторов Красной гвардии Замоскворечья.

 Бюст Добрынина 1967 года, скульптор Георгий Распопов
Бюст Добрынина 1967 года, скульптор Георгий Распопов

Перехожу на внутреннюю сторону Садового кольца и начинаю движение по Ордынке. В историческом здании по адресу Большая Ордынка, 69 с 1944 года располагается филиал Малого театра (1867, 1914 - Николай Спирин).

На противоположной стороне дом купца Кулешова (1833, 2-я половина XIX века). Несмотря на переделки начала ХХ столетия, дом сохранил исторический облик в стиле позднего московского классицизма. По соседству здание XIX века - яркий пример московского купеческого дома с нарядным фасадом и декоративными элементами.

Большая Ордынка, 72 - Дом купца Кулешова (1833, 2-я половина XIX века) слева
Большая Ордынка, 72 - Дом купца Кулешова (1833, 2-я половина XIX века) слева

Особое внимание привлекает доходный дом Николая Ижболдина (1911 - Никита Лазарев), выполненный в стиле модерн с богатым декором и лепниной.

Большая Ордынка, 64  - Доходный дом Николая Ижболдина (1911 - Никита Лазарев)
Большая Ордынка, 64 - Доходный дом Николая Ижболдина (1911 - Никита Лазарев)

Дальше по чётной стороне располагается величественный Храм Великомученицы Екатерины на Всполье (XVII; 1775 - Карл Бланк) - прекрасный образец архитектуры елизаветинского барокко.

Большая Ордынка, 60/2 - Храм Великомученицы Екатерины на Всполье XVII века, перестроен в 1775 году, архитектор Карл Бланк
Большая Ордынка, 60/2 - Храм Великомученицы Екатерины на Всполье XVII века, перестроен в 1775 году, архитектор Карл Бланк

В Щетининском переулке, 10с1 находится усадьба Масленниковых – Петуховых, где ныне располагается музей художника Василия Тропинина. Здание примечательно своей сохранностью и типичной московской планировкой.

1-й Казачий переулок, 8с1 удивляет редким для центра Москвы деревянным домом. Несмотря на относительно молодой для исторической застройки возраст (построен в 1925 году), здание имеет весьма необычный архитектурный облик. Первая часть напоминает типичный барак, зато вторая - выстроена в стиле модерн с необычным мезонином.

1-й Казачий переулок, 8с1 - Деревянный жилой дом 1925 года
1-й Казачий переулок, 8с1 - Деревянный жилой дом 1925 года

Особую известность дому придает один из его жильцов - мастер ассамбляжа. Фасад его дома украшен: древесными грибами, посудой в цветочек, поварешками под хохлому, старыми часами, наличниками, зеркальной мозаикой и кусочками коры. Над забором, на крыше сарая, расположена впечатляющая инсталляция - башня из деревянных казенных стульев, а так же фанерный кукольный домик с подсветкой и куклой Барби внутри. Дом, конечно, нужно увидеть вживую, чтобы оценить по достоинству этот "синтез".

1-й Казачий переулок, 8с1 - Деревянный жилой дом 1925 года
1-й Казачий переулок, 8с1 - Деревянный жилой дом 1925 года

На Большой Ордынке, 47/7с1 располагается Александро-Мариинское училище (1872 – Александр Каминский) - монументальное здание в неорусском стиле с богатыми декоративными элементами.

Большая Ордынка, 47/7с1 - Александро-Мариинское училище (1872 – Александр Каминский)
Большая Ордынка, 47/7с1 - Александро-Мариинское училище (1872 – Александр Каминский)

А по соседству находится деревянный дом усадьбы Арсеньевых. Нижний ярус с цоколем из белого камня может быть частью предыдущего здания XVIII века, которое существовало на этом месте до нашествия Наполеона. В ходе реконструкции после пожара 1812 года к дому был надстроен необычно большой мезонин с фронтоном, а парадный фасад – украшен ионическим портиком. В 1840-х усадьбу расширили и фасад приобрел дошедший до наших дней вид.

Большая Ордынка, 45с3  - Главный дом усадьбы Арсеньевых (нач. XIX)
Большая Ордынка, 45с3 - Главный дом усадьбы Арсеньевых (нач. XIX)

Храм Иверской иконы Божией Матери (1842 – Иван Еготов) на Большой Ордынке, 39 представляет собой прекрасный образец позднего классицизма с характерными портиками и колоннами.

Большая Ордынка, 39  - Храм Иверской иконы Божией Матери (1842 – Иван Еготов)
Большая Ордынка, 39 - Храм Иверской иконы Божией Матери (1842 – Иван Еготов)

Дом А.Т. Карповой (1860 – Кирилл Иванов; 1911 - Иван Герман) на Большой Ордынке, 36 интересен своей эклектичной архитектурой с элементами модерна.

Большая Ордынка, 36 - Дом А.Т. Карповой (1860 – Кирилл Иванов; 1911 - Иван Герман)
Большая Ордынка, 36 - Дом А.Т. Карповой (1860 – Кирилл Иванов; 1911 - Иван Герман)

За усадьбой уже виднеется купол Покровского собора Марфо-Мариинской обители.

Дом А.Т. Карповой и Покровский собор на заднем плане
Дом А.Т. Карповой и Покровский собор на заднем плане

Храм 1912 архитектора Алексея Щусева - настоящий шедевр русского модерна с элементами древнерусского зодчества.

Большая Ордынка, 34 – Покровский собор Марфо-Мариинской обители 1912 года, архитектор Алексей Щусев
Большая Ордынка, 34 – Покровский собор Марфо-Мариинской обители 1912 года, архитектор Алексей Щусев

Удивительные барельефы для Марфо-Мариинской обители создавал скульптор Сергей Конёнков: в них мастер органично соединил православные традиции с современными для того времени художественными решениями.

Барельефы скульптора Сергея Конёнкова
Барельефы скульптора Сергея Конёнкова

Действительно огромный вклад в художественное оформление Покровского собора Марфо-Мариинской обители внёс Михаил Васильевич Нестеров. Его главное творение – это мозаичный образ “Спаса Нерукотворного”, расположенный над западным входом в храм.

Мозаичный образ “Спаса Нерукотворного" Михаила Нестерова (западный вход)
Мозаичный образ “Спаса Нерукотворного" Михаила Нестерова (западный вход)

Мозаики были изготовлены в мастерской А.Н. Фролова, который разработал специальную технологию для российского климата. Духовник обители преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) особо отмечал выразительность этого образа, указывая на глубокий и живой взгляд Спасителя, направленный в сторону, словно призывающий входящих в храм отрешиться от мирской суеты.

Мозаичный образ “Спаса Нерукотворного" Михаила Нестерова
Мозаичный образ “Спаса Нерукотворного" Михаила Нестерова

На Большую Ордынку помимо ограды выходят ещё 3 корпуса Марфо-Мариинской обители (строения 5, 3 и 1): покои великой княгини Елизаветы Фёдоровны, больничный храм святых праведных сестёр Марфы и Марии, здание аптеки и амбулатории.

Слева направо. Большая Ордынка, 34с5 - Покои великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Большая Ордынка, 34с3 – Больничный храм святых праведных сестёр Марфы и Марии. Большая Ордынка, 34с1 - здание аптеки и амбулатории. Облака в этот день были просто невероятные!
Слева направо. Большая Ордынка, 34с5 - Покои великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Большая Ордынка, 34с3 – Больничный храм святых праведных сестёр Марфы и Марии. Большая Ордынка, 34с1 - здание аптеки и амбулатории. Облака в этот день были просто невероятные!

Ярким образцом московского узорочья на Ордынке служит храм Святителя Николая в Пыжах. Сказочный облик храму придают многоярусность в оформлении и богатое украшение кирпичными деталями “штучного набора”.

Улица Большая Ордынка, 29с1 – Храм Святителя Николая в Пыжах (XVI; 1672)
Улица Большая Ордынка, 29с1 – Храм Святителя Николая в Пыжах (XVI; 1672)

Завершить это прогулку хочу у здания МГТС. Комплекс включает в себя здание АТС 1927 года в стиле конструктивизм с геометричными формами, а так же пристройку 1990-х годов. Эта пристройка интересна своими мозаичными медальонами. На трёх фасадах здания можно рассмотреть 12 мозаик с изображением церквей - по четыре с каждой стороны. Это не просто образы церквей, это конкретные замоскворецкие храмы, снесённые в советское время...

Большая Ордынка, 25с2 – Здание МГТС 1990-х годов
Большая Ордынка, 25с2 – Здание МГТС 1990-х годов

И на последок фотография только-только установленного памятника рядом с вестибюлем метро Третьяковская. Скульптурно композиция посвящёна Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елизавете Фёдоровне 2024 года, скульптор Георгий Франгулян. Творчество Франгуляна мне близко, но данная скульптура вызывает смешанные чувства... А вы что думаете?

Скульптурно-архитектурная композиция, посвящённая Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елизавете Фёдоровне 2024 года, скульптор Георгий Франгулян
Скульптурно-архитектурная композиция, посвящённая Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елизавете Фёдоровне 2024 года, скульптор Георгий Франгулян

Предлагаю так же посмотреть мою прогулку по Большой Ордынке в виде короткого ролика:

Спасибо, что дочитали мою заметку до конца! Подпишитесь на канал Мастер Путешествий, чтобы не пропускать новые публикации. Буду признателен за лайки и комментарии!

✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.
👉
Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"