Найти в Дзене
Creatio Officina Sibiricum

3 образа в литературе популярнее своих создателей

Литература часто дарит нам героев, которые становятся символами идей, эпох или даже целых культур. Некоторые персонажи настолько глубоко проникают в сознание читателей, что их образы превосходят известность самих авторов. В этой статье мы рассмотрим три таких примера. Причём выбор пал не только на тех, кто почти сразу приходит на ум. Важно было указать образы, которые не только превзошли по популярности своих создателей. Таких много. Скажем, Шерлок Холмс прочно завоевал почётное место в воображении читателей. Да и Фауст — практически вечный герой, отображающий мятущийся дух европейцев позднего Средневековья и раннего Нового времени. Между тем хотелось бы выйти на общечеловеческий уровень, не замыкаться в тесных рамках географии и национальностей. Мало же кто поспорит, что Холмс — символ имперского британца, а Фауст — не столько европеец, сколько всё-таки немец, как Дон Жуан — испанец, а Казанова — итальянец. Да и последний вообще не литературный персонаж, а реальный человек. Поэтому в
Оглавление
Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Литература часто дарит нам героев, которые становятся символами идей, эпох или даже целых культур. Некоторые персонажи настолько глубоко проникают в сознание читателей, что их образы превосходят известность самих авторов. В этой статье мы рассмотрим три таких примера.

Причём выбор пал не только на тех, кто почти сразу приходит на ум. Важно было указать образы, которые не только превзошли по популярности своих создателей. Таких много.

Скажем, Шерлок Холмс прочно завоевал почётное место в воображении читателей. Да и Фауст — практически вечный герой, отображающий мятущийся дух европейцев позднего Средневековья и раннего Нового времени.

Между тем хотелось бы выйти на общечеловеческий уровень, не замыкаться в тесных рамках географии и национальностей. Мало же кто поспорит, что Холмс — символ имперского британца, а Фауст — не столько европеец, сколько всё-таки немец, как Дон Жуан — испанец, а Казанова — итальянец. Да и последний вообще не литературный персонаж, а реальный человек.

Поэтому выбор пал на иных героев, которые одновременно на десятилетия и даже столетия пережили своих создателей, шагнув при том не только за рамки книг, но и национальности породивших их авторов.

Первым хотелось бы назвать знаменитого Рыцаря печального образа, вошедшего в культуру под именем...

Дон Кихот

Этот образ создал Мигель Сервантес, и вряд ли он думал, работая над романом «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» в застенках испанской тюрьмы, насколько широко по миру разойдётся имя главного героя.

Дон Кихот стал символом борьбы за идеалы, которые, возможно, кажутся нереалистичными. Персонаж вышел далеко за пределы книги, в которой впервые появился. Он вдохновил многих писателей и художников по всему миру.

Можно сказать, что Дон Кихот — это не просто герой романа, это воплощение духа, который не боится идти против течения и бороться за свои убеждения.

Популярность образа объясняется его универсальностью и непреходящей актуальностью. Стремление к идеалу, его наивность и в то же время сила духа — всё это вызывает отклик у читателей разных эпох и культур.

С некоторыми оговорками, воплощением «донкихотства» в современном мире можно назвать даже булгаковского Воланда в «Мастере и Маргарите».

Конечно, несколько странно проводить параллели между воплощением света и добра с одной стороны и порождением тьмы и зла — с другой. Однако Булгаков наделил своего персонажа столь сильным обаянием, что, попадая под него, невольно видишь сходные черты с героем Сервантеса.

В конце концов, Воланд в романе своими руками зла не творит. Те или иные поступки, которые можно так трактовать, — плоды дел его свиты. А сам Воланд, являясь в Москву:

  • выгоняет из Москвы директора варьете Степана Лиходеева, пьяницу и дебошира;
  • отдаёт в руки правосудия взяточника Никанора Босого;
  • помогает Маргарите воссоединиться с Мастером;
  • спасает из пламени роман о Пилате;
  • забирает Мастера и Маргариту с собой и награждает их покоем.

Стоит ли перечислять дальше и вспоминать, что именно Воланд позволяет Мастеру дать Пилату встретиться с Иешуа на лунной дороге?

Всё это невольно заставляет забыть о «реальном» происхождении Воланда и усмотреть в нём новое воплощение Дон Кихота. А вместе с тем подчёркивает вечную актуальность образа, показывает его наднациональный, вневременной характер.

Не менее ярок, хотя по-своему, и следующий персонаж. Причём ярок настолько, что порой заставляет забыть, что он — лишь плод авторского воображения, герой одноимённой пьесы...

Гамлет

Герой Уильяма Шекспира стал символом внутреннего конфликта и поиска смысла жизни. Знаменитая «гамлетовская» дилемма — «быть или не быть» — остаётся актуальной и в наше время.

Гамлет — это образ, который заставляет задуматься о моральных и этических вопросах, о выборе между добром и злом, о смысле жизни и смерти.

А между тем популярность Гамлета трудно объяснить одним только замыслом автора. Каким тот представил своего героя? Нерешительный, постоянно рефлексирующий молодой мужчина, испытывающий подавленный гнев за участь отца и в то же время ничего не предпринимающий для отмщения.

Возможно, Шекспир замышлял как раз образ, который должен был едва ли не высмеять датского принца, а отнюдь не прославить на века.

Посудите сами, вот что делает Гамлет:

  • убивает, пусть случайно, отца своей возлюбленной Офелии;
  • становится виновником помешательства девушки и не выражает ей сочувствия;
  • подталкивает Офелию покончить жизнь самоубийством;
  • убивает друга на дуэли;
  • и только в самом конце, понимая, что ранен отравленным клинком и находится при смерти, бросается на дядю-короля и убивает его.

Из всех относительно благих черт и свершений Гамлета, представленных Шекспиром, можно выделить только философский склад ума, который проявляется в сцене с Розенкранцем и Гильденстерном. Ещё вспоминается ирония, с которой Гамлет рассуждает о судьбе «бедного Йорика», когда держит его череп в собственных руках.

И всё-таки в историю культуры образ Гамлета вошёл как символ глубины характера и личности, ставящей перед окружающими универсальные проблемы. Нерешительность трактуется отнюдь не как слабость, а с точки зрения накала внутреннего конфликта, бушующего в душе героя.

Размышления о жизни и смерти, на фоне которых всё остальное меркнет, сделали образ Гамлета близким и понятным для читателей разных времён. И спустя много веков они продолжают откликаться, ассоциировать себя с ним. Образ столь ярок, что увлекает не только читателей, но и писателей других эпох.

Скажем, образ Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» можно рассматривать не только как ответ Фёдора Достоевского на известные идеи Фридриха Ницше, но и своего рода «гамлетовский» поиск правды и справедливости.

Наконец, остановим взгляд на последней персоне, выбивающейся из ряда прочих персонажей и по относительной краткости пребывания на авансцене культуры, и по своему полу. А вот по яркости и силе воздействия на читателей, так что они воспринимают творение автора живым человеком, эта личность вполне отвечает заявленным требованиям.

Наташа Ростова

Героиня романа Льва Толстого давно уже не воспринимается в тесном отношении к создавшему её автору. Указывает на то и народная любовь, сделавшая героиню одного романа персонажем совершенно других произведений. Так что старания автора даром не пропали, как и то, что он отдал героине частичку своей души — в этом сомневаться не приходится.

Образ Наташи ассоциируется не просто с человеком, «описанным в романе». Она давно покинула его страницы и превратилась в символ русской души, со всеми её искренностью, любовью и страданиями. Но и противоречивостью!

Не надо забывать, что Толстой показал Наташу с самых различных сторон, не с одной лишь прекрасной. Писатель совсем не затушёвывает роман Наташи с Анатолем Курагиным, вызвавший предательство по отношению к князю Андрею.

Однако Толстой с любовью и нежностью относится к своему персонажу и дарит рисуемому образу чрезвычайно яркую палитру красок. Читатель невольно прощает юной Наташе колебания в любви. Местами холодный, рассудительный князь Андрей смотрится более отталкивающе.

И ведь порой даже ловишь себя на мысли, что вздыхаешь с облегчением, когда тот уходит из жизни. Была же опасность, что из чувства вины Наташа связала бы с ним свою жизнь и пожалела!

Между тем брак с Пьером Безуховым стал вполне счастлив. А переключение Наташи со светской жизни на семью лишь подчеркнули верность сделанного ею выбора.

В результате судьба Наташи и её характер вызывают глубокий эмоциональный отклик у читателей по всему миру. Как представляется, именно этот образ воплощает в себе лучшие качества русского человека, среди которых:

  • доброта;
  • искренность;
  • любовь к жизни;
  • способность к глубоким чувствам.

Популярность Наташи объясняется яркостью и многогранностью её личности. Развитие героини, её ошибки и победы — всё это делает образ близким и понятным для читателей. И ведь не для них одних, если вспомнить наиболее удачные из существующих кинопостановок!

В заключение можно с уверенностью сказать, что Дон Кихот, Гамлет и Наташа Ростова — это поистине культовые персонажи, которые не только ожили на страницах своих произведений, но и стали неотъемлемой частью мировой культуры. Талант их создателей и любовь читателей породили мощный творческий поток, который продолжает вдохновлять не только читателей, но и писателей, художников и кинорежиссеров по всему миру.