11 апреля отмечается Всемирный день анимешника. Поздравляем всех, кто относит себя к этой субкультуре. Однако мало кто знает, что для того, чтобы гордо называть себя так и не стесняться этого, анимешникам (и аниме в целом) пришлось пройти непростой и долгий путь, полный стереотипов и иногда даже буллинга от тех, кто «никогда не смотрел аниме и не собирается этого делать». Сегодня с темой аниме все немного проще и лояльнее. И если вы только вступаете на эту тропу, то давайте разберемся в том, как появилось аниме, было ли оно в СССР и какие его основные черты. Быть может, и вы после прочтения этого гида станете осаку, а 11 апреля навсегда перестанет быть для вас обычным днем.
Что такое аниме
Давайте начнем с азов и разберемся, что вообще такое аниме. Слово происходит от английского animation, что по-японски звучит как «анимэ:сен». Позже слово сократилось от アニメーション до アニメ, то есть «аниме».
Однако при произношении слова «аниме», конечно, в голове возникают образы не просто какой-нибудь анимации, а именно японской с характерными для нее чертами. Поэтому «аниме» означает не просто «японские мультики», а определенный стиль рисовки. Например, те самые большие глаза или маленький нос, которые иногда ставят в укор аниме. Однако все не заканчивается только изображением лица персонажа, есть и другие правила, некий золотой стандарт, по которому рисуется аниме, но об этом чуть позже.
Как и когда появилось аниме
Манга
Многие (практически все) аниме сняты по сюжетам манги. Манга — это японский (в основном черно-белый, читающийся справа налево) комикс, который появился несколько раньше, чем аниме.
Как жанр манга стала зарождаться в конце XIX века, когда до Японии дошли западные комиксы. И хоть первая печатная манга («Тонасаки и Макабэ осматривают Токио») выходит в Японии только в 1902, считается, что предпосылки к манге появились тысячи лет назад.
В Японии довольно сложная система письменности, состоящая из трех алфавитов (хирагана, катакана и кандзи). И иногда даже самые образованные японцы не могли понять содержание иероглифов, поэтому некоторые документы стали сопровождаться пояснительными рисунками. Хотя официально считается, что прародителями манги стали тексты буддийского монаха Тобы Содзё, который в XII веке рисовал юмористические истории о людях, животных и монахах, которые нарушили устав.
Сегодня в Японии мангу читают все — и дети, и взрослые. Для японцев это не просто комиксы, а искусство и серьезная форма литературы.
Осаму Тэдзука — бог аниме
Первые мультипликационные наброски, похожие по стилистике на аниме, зародились в 1910-х годах. Однако это были лишь крайне короткие, дешевые и поточные мультипликации в качестве эксперимента от художников и режиссеров Китаямы Сэйтаро, Дзюнъити Кути, Отэна Симокавы. Отцом, или, же как его еще именуют, богом аниме считают мангаку и аниматора Осаму Тэдзуку.
1960 год. Вся Япония (а также США) стала смотреть первое аниме в мире «Астробой» Тэдзуку. Это история про гениального ученого, у которого умер сын и он, сойдя с ума от горя, изобретает робота — своего ребенка.
Тэдзука считается изобретателем практически всех основ того аниме и манги, которые мы видим сегодня. Именно он придумал озвучивать (подписывать) движения персонажа, а не только изображать его схематическими линиями, ярко и крупно изображать эмоции героев. К тому же если вы хоть раз смотрели аниме, то знаете, что ни один сериал не обходится без опенинга (вступительная заставка) — это тоже придумал Тэдзука. Это стало началом «золотого века» аниме, и оно постепенно начало выходить на международную арену.
Аниме покоряет мир
Вспомните, как раньше было неловко говорить, что ты смотришь аниме. На тебя сразу вешали клеймо гика, странного аутсайдера. А что говорить сейчас, когда сам Илон Маск со всем миром делится списком своих любимых аниме? Однако к этому мир пришел не сразу, многие дети и подростки всех стран сталкивались со стереотипами о том, что «от аниме тупеют», «мультики должны смотреть малыши» и другими.
Америка
В США аниме-бум приходится на конец 1980-х — начало 1990-х годов, когда выходит фильм «Акира». Это история о Третьей мировой войне, ядерных бомбардировках и религиозном культе (тема войны вообще очень прочно сидит в японской мультипликации). Ну и уже в 1990-е и 2000-е западному зрителю открывается экзотический мир аниме и наступает эпоха таких культовых картин, как «Покемон», «Драконий жемчуг», «Сейлор Мун», «Евангелион», «Блич», «Могила светлячков», «Ведьмина служба доставки» и других, полюбившихся миллионам.
СССР и Россия
Вы наверняка удивитесь, но даже в СССР показывали аниме. Да еще какое! В 1969 году на советские телеэкраны выходит аниме «Корабль-призрак». Саспенс, большое количество смертей персонажей, роботы и лазеры — такое советский зритель видит впервые! Это был колоссальный фурор. Но как такое могли показать в стране, где такие вещи под запретом? Оказывается, даже на самые мрачные темы можно закрыть глаза, если красной нитью через все произведение идет антикапиталистическая пропаганда.
Позже в СССР, в 1960–80-е, стали показывать и другие аниме, такие как «Али-Баба и сорок разбойников», «Басни Эзопа», «Без семьи», «Брат-сирота» и многие-многие другие. Более того, позже «Союзмультфильм» даже выпустил свою аниме-картину в копродукции с японской студией — (приготовьтесь те, кто «никогда не смотрел аниме и не будет этого делать») — «12 месяцев» по сказке советского писателя Самуила Маршака.
Бум аниме в России случился именно в 1990-е годы. На русский язык переводят культовые «Кэнди-Кэнди», «Сейлор Мун» и «Спиди-гонщик». Также к середине десятилетия стали формироваться первые движения российских анимешников, которые в нулевые выросли в целую субкультуру.
Хаяо Миядзаки
Говоря про мировой культ аниме, будет преступлением не упомянуть Хаяо Миядзаки. Это живой классик японской анимации. Его имя знают даже те, кто далек от восточной культуры, а его шедевры бьют кассовые рекорды по всему миру.
Стиль Миядзаки узнаваем: все его картины нарисованы от руки, в них четко прорисован пейзаж (для Хаяо очень важна природа — в каждом аниме он показывает красоту стихии, а в жизни является экоактивистом). Все его аниме очень многослойны, интертекстуальны и автобиографичны, несмотря на то что его основные персонажи — юные девочки. Хаяо не любит тему влюбленностей и романтических отношений, поэтому его героиням предстоит преодолевать сложные преграды и разрешать философские дилеммы. Даже второстепенные персонажи Хаяо запоминаются и оставляют след в сердце навсегда.
Ну и его обожают голливудские и европейские актеры, которые мечтают с ним поработать и озвучить его аниме, такие как, например, Жан Рено («Порко Россо»), Ума Турман («Навсикая из Долины ветров»), Джон Красински («Ветер крепчает») и другие. Конечно, это лишь поверхностная база для ознакомления с Хаяо, но если вы посмотрите хоть одну его мультипликацию, то обещаем, вы бесповоротно и окончательно влюбитесь.
Аниме сейчас
После огромного взрыва в 1990-е и 2000-е аниме продолжает бить рекорды по просмотрам. Голливудские режиссеры отдают дань любимым мультфильмам, вставляют отсылки в свои картины. Например, фильм «Матрица» был вдохновлен аниме «Призрак в доспехах». Мультфильм «Король Лев» мог не появиться, если бы не львенок Кимба из «Императора джунглей», а в фильме «Реквием по мечте» также есть один из референсов аниме «Истинная грусть». Даже Канье Уэст в одном из клипов («Stronger») цитировал «Акиру» — в общем, список длинный.
Особенности аниме
Стиль рисовки
Со стилисткой аниме знакомы даже люди, которые абсолютно далеки от этого мира. Эти мультфильмы и правда выделяются на фоне своих анимационных коллег в различных странах.
Конечно, первое, что приходит в голову, — это большие глаза и упрощенный маленький нос у персонажей. Как мы уже упомянули в начале, это ввел в обиход Осаму Тэдзука, который подсмотрел это в американской анимации, герои которой (Бэмби, Микки Маус) рисовались с большими глазами. С помощью них можно точнее и ярче донести до зрителя весь спектр эмоций, которые переживает герой. А вот персонажи-злодеи часто изображаются с прищуренным и немного простоватым взглядом. Так Осаму задал тренд, который подхватили потом все мангаки.
Помимо того что глаза героя помогают зрителю понять его эмоции, в этом создателям аниме помогает и крупный план, на котором очень гипертрофированно показана мимика персонажа. Однако в критические минуты, во время важных жизненных событий, в моменты эмоциональных потрясений персонажа этих двух пунктов может быть недостаточно — тогда в ход идут розовые штрихи на щечках или гигантская капля пота на виске героя. Душевное состояние настолько важно, что спокойно может занимать весь кадр. А задний фон в этот момент становится цветным (красный — гнев, синий — сила воли) и размытым — мы как будто сами проникаем в душу к герою и видим ее раскаленной, настоящей. В аниме своя эмоциональная азбука, упрощающая картинку (так произошло из-за частых экономических кризисов в стране). И этим аниме очень цепляет, хотя поначалу такие приемы — это именно то, что отталкивает людей при поверхностном просмотре.
Внешние данные персонажа в аниме — это очень важно. Зритель с первого взгляда по цвету волос, по пропорциям тела героя должен понимать, что за человек/существо перед ним. Без дополнительных проговариваний, только забирающих драгоценное время, которое так ценят и экономят аниме-авторы.
Многие приемы были придуманы как раз из экономии. Поэтому сюда же можно отнести такие характеристики аниме, как причудливые ракурсы, статичный и простой задний фон, игра со светом, панорамные кадры, обилие рапидов, движения кадра по листу.
Опенинги
Опенинги — важная часть любого аниме. Это музыкальная заставка сериала, которая сообщает зрителю тему, сюжетную канву, знакомит его с атмосферой мультфильма и иногда даже рассказывает о чувствах героев. Каждый из опенингов считается самостоятельным произведением. А некоторые из них становятся даже популярнее сериалов, настоящими хитами, которые включают известные диджеи на своих выступлениях по всему миру.
Однако что касается причины появления опенингов, то тут все намного прозаичнее. Опенинги также стали отличным выходом для художников, которые старались экономить средства при создании проекта, но не хотели терять качество. В эфирном времени на каждую серию сериала отводится конкретное количество времени, а создание опенинга позволяло рисовать не 24 минуты (каждая серия должна длиться именно столько) анимации, а, например, 22.
Жанры и темы
Аниме принято делить на жанры в соответствии с тем, на какую аудиторию направлен мультфильм. Это может быть дерзкий и свободный сёнэн, который рассчитан на мальчиков 12–18 лет и повествует о каком-нибудь герое с необычными способностями. Или это может быть нежный сёдзё, обращенный к юным девочкам и показывающий путь возрождения героини — конечно, не без романтической истории (чего обычно не бывает в сёнэне). Аниме-продукты четко разделяются по гендерному признаку.
Существует стереотип о том, что аниме — это мультфильмы для детей. Но посудите сами: история о том, как школьник нашел некую тетрадь смерти и вершит судьбы людей («Тетрадь смерти»); проявление первых признаков пубертата («Жаркое лето»); титаны, которые заживо пожирают людей («Атака титанов»); полуобнаженные тела («Сейлор Мун») и куча кровищи («Человек-бензопила») — звучит как-то не по-детски. Надеемся, мы все еще не отбили у вас желание смотреть аниме.
Тематика японских мультфильмов и правда непростая. Обычно в аниме поднимаются темы, на которые нельзя найти однозначный ответ, поэтому аниме заставляет хорошенько подумать, но в итоге вы можете все равно ничего не понять (передаем привет всем, кто смотрел «Евангелион»). Это могут быть вопросы мести, взаимоотношений в семье, жесткие моральные дилеммы. Однако все эти мотивы не приедаются зрителю, потому что показаны в различных жанрах от киберпанка до бытовых историй о посиделках в горах, например.
Ну и, конечно, многие аниме поднимают тяжелую для Японии тему — трагические события Второй мировой войны и, в частности, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки («Могила светлячков», «Босоногий Гэн»). Смотреть это крайне больно. Каждое аниме говорит своему зрителю о важности человеческой жизни, о том, что на его долю всегда придутся тяжелые испытания, но справиться можно со всем.
А какое ваше аниме было первым? Какие аниме вы считаете знаковыми в истории японской мультипликации?
Автор: Екатерина Трубарова