Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Вы смотрите телевизор? Еще лет 20 назад такой вопрос вызвал бы недоумение. Ведь с большой долей вероятности многие из Вас ответили "Конечно, да". Сегодня же этот вопрос также может вызвать недоумение у многих людей, т.к. часто Вы можете услышать ответ: "Телевизор? Его еще кто-то смотрит?".
Несомненно, 2020-ые годы - это эпоха развития стримингового сервиса (Netflix, Disney+, HBO Max, Okko, Premier и др.). Но несмотря на рост популярности таких сервисов, телевизор остаётся важной частью медиа-ландшафта. Сегодня мы поговорим о том, какую роль классическое телевидение играет в нашей повседневной жизни в настоящее время и почему люди всё еще смотрят его, несмотря на развитие цифровых сервисов.
Восемь из десяти россиян - зрители телепередач
Информация из заголовка не предположение автора, а вполне себе официальные данные из опроса ВЦИОМ. Так, согласно данным ВЦИОМ, опубликованным 27 января 2025 года, с разной периодичностью телевизионные программы по телевизору или через интернет смотрят сегодня
8 из 10 россиян (82%), это максимум за последние пару лет (2022 г. — 79%, 2023 г. — 75%). Телевидение в 2025 году остается важным каналом медиапотребления: 57% смотрят различные телепрограммы каждый день
(+6 п.п. за год), а 26% зрителей так вообще проводят за просмотром телепередач более четырех часов ежедневно.
С возрастом активность просмотра телепередач растет. Если среди молодежи 18-24 лет их смотрят 65%, то в более зрелом возрасте этот показатель достигает 94%. В группе старше 60 лет этому занятию ежедневно уделяют время 84%.
В случае чрезвычайных событий в стране значительная часть россиян (43%) предпочитают получать информацию от телеканалов, и только потом через интернет-порталы (29%) и телеграмм-каналы (28%).
Какие телеканалы самые популярные?
Среди телеканалов-лидеров в вопросе транслирования культурных ценностей и исторической памяти по данным ВЦИОМ можно выделить "Первый канал" (36%), НТВ и "Россию-1" (по 25%). Более 10% набирают также "Домашний" (15%), "Спас" (14%), "Россия-Культура" и канал для детей и подростков "Карусель" (по 13%).
В опросе участвовали 1,6 тыс. жителей РФ в возрасте от 18 лет.
Всего по последним данным сервиса Mediascope доля аудитории каналов в I квартале 2025 года выглядит следующим образом:
1. Россия 1 - доля 13,7% от охвата или 18,8 млн чел.;
2. НТВ - доля 10,6% от охвата или 14,6 млн чел.;
3. Первый канал - доля 7,3% от охвата или 10,0 млн чел.;
4. Пятый канал - доля 6,9% от охвата или 9,5 млн чел.;
5. РЕН ТВ - доля 6,5% от охвата или 8,9 млн чел.
Оценка охвата - 137 388 938 чел.
Почему люди в России продолжают смотреть телевизор?
Несмотря на рост цифровых платформ, телевидение в России сохраняет крепкие позиции Вот ключевые причины, почему россияне продолжают смотреть ТВ:
1. Привычка и традиция
- Возрастной фактор: Для людей старше 45 лет телевизор — часть повседневного ритуала (утренние новости, вечерние сериалы);
- Фоновый просмотр: Телевизор часто работает "для фона" дома или на кухне (у автора данной статьи "фоновой" просмотр ТВ происходит на ежедневной основе).
2. Доступность и простота
- Не требует технических навыков: достаточно нажать кнопку пульта;
- Работает без интернета: важно для сельских районов и пожилых людей;
- Бесплатный контент: в отличие от платных подписок на стриминги.
3. Эксклюзивный контент
- Прямые трансляции спортивных событий (например, ЧМ по футболу), президентских обращений, трансляций главных событий в России (Парад Победы, День народного единства и прочее).
4. Доверие к ТВ-новостям
- Для старшего поколения телевизор остается главным источником новостей (особенно Первый канал и Россия 24). Многие воспринимают ТВ-новости как официальную позицию.
5. Семейный просмотр
- Проведение совместного просмотра всей семьей различных шоу и праздничных передач (например, "Голубой огонек" в новогоднюю ночь);
- Детский контент: мультфильмы и передачи на каналах вроде "Карусель".
6. Технические ограничения
- Пожилым людям сложно осваивать Smart-TV или стриминги. Кроме того, во многих отдаленных уголках страны есть проблемы с интернетом, поэтому стабильное вещание ТВ является для многих надежным источником получения информации.
Роль телевидения в рекламе
Ежедневная аудитория Рунета растет: в апреле 2024 года она оценивалась в 103 млн человек, что в 19 раз больше, чем в 2004 году. И современный потребитель контента проводит в интернете больше времени, чем перед телевизором. Однако отчеты и данные говорят, что рекламодатели все еще активно разбирают слоты на ТВ и наращивают бюджеты на рекламу в эфире.
Согласно отчетным данным, основанных на прогнозах и отчетах Ассоциации коммуникационных агентств в России, Mediascope, и других аналитических агентств, статистика за 2024 год по рекламе выглядит следующим образом:
1. Реклама на телевидении (ТВ)
- Общий объём рынка ТВ-рекламы в 2024 году составил 262,7 млрд руб. или 38,7% от общей доли рекламы в России (679,1 млрд руб.); По сравнению с 2023 годом доля расходов на ТВ-рекламу увеличилась на 19,8% (262,7 млрд руб. против 219,2 млрд руб.);
- Ключевые игроки - федеральные каналы (Первый, Россия 1, НТВ, ТНТ). Они получают основную часть бюджета.
2. Интернет-реклама (digital)
- Общий объём рынка интернет-рекламы составил 311,1 млрд руб. или 45,8% от общей доли рекламы в России. По сравнению с 2023 годом доля расходов на Интернет-рекламу увеличилась на 24,3% (311,1 млрд руб. против 250,3 млрд руб.);
- Основные каналы: видеореклама (YouTube, Rutube, VK Видео),
- соцсети (ВКонтакте, Telegram, Яндекс.Дзен), нативная реклама и блогеры.
У видеорекламы в Рунете есть большое преимущество перед ТВ-рекламой — онлайн-контент может быть интерактивным, живым и подстраиваться под интересы пользователя. Из ролика, который проигрывается на экране смартфона или ПК, можно по ссылке перейти в интернет-магазин и оплатить понравившийся товар. Разные пользователи могут получать разные креативы, и это будет настроено автоматически. Все это пока невозможно реализовать на классическом телевидении. Тем не менее, телевидение продолжит оставаться одним из значимых каналов для рекламодателей. Все еще именно рекламу по ТВ люди замечают чаще всего. Сейчас у многих ТВ-каналов есть свои каналы на видеохостингах: например, на Rutube есть аккаунты у Матч-ТВ, РЕН-ТВ и т.д. Молодая аудитория предпочитает смотреть проекты и трансляции, выходящие у этих каналов, через интернет. Но по факту, она потребляет именно ТВ-контент.
Тренды будущего
Отказа от ТВ или полного ухода от него в цифровые каналы не произойдет: Просто ТВ будет активно цифровизироваться. Люди не перестанут смотреть шоу на ТВ, фильмы и сериалы, новости, несмотря на развитие стриминговых платформ и видеохостингов. Просто они станут делать это иначе: со временем аналоговое ТВ через антенну устареет, потребитель будет получать контент через интернет. Например, через развития собственного стриминга у ТВ-каналов на площадках видеохостингов VK-видео или Rutube.
Телевидение в России остается надежным источником развлекательного, познавательного и новостного контента, особенно вне крупных городов. Однако его доля будет постепенно снижаться по мере цифровизации.
Лично я активно смотрю ТВ. Особенно спортивные трансляции и культовые фильмы, на которые могу случайно "нарваться" в ходе перелистывания списка каналов. А Вы смотрите телевизор? Как Вы считаете, телевидение в своем привычном формате уже изжило себя или же у него еще есть перспективы? Пишите в комментариях. Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
#общество #Россия #социум #интересные факты #статистика #телевидение #digital