ВАЗ-21116-04
ВАЗ-21116-04 — это экспериментальный автомобиль, созданный на базе универсала ВАЗ-2111. Его дизайн был изменен минимально, чтобы сохранить узнаваемость модели. Основные изменения включали увеличенные вырезы колёсных арок с накладками, измененную юбку бампера с встроенными противотуманными фарами, новые направляющие багажника и аэродинамический щиток над задней дверью.
Одной из заметных особенностей ВАЗ-21116-04 является декоративная накладка на стыке лобового стекла и двери. Она выглядит более эстетично по сравнению с накладкой на ВАЗ-2110. Широко расставленные колёса с легкосплавными дисками и шины 195/60R15, а также более высокая посадка кузова придают автомобилю уникальный вид.
Концепция ВАЗ-21116-04 объединяла мощный двигатель Opel C20XE и постоянный полный привод на все колеса. Первоначально планировалось использовать двигатель Opel X22XE мощностью 141 л.с.
Для реализации полного привода конструкторы АвтоВАЗа использовали кузов универсала ВАЗ-2111 и максимально возможное количество серийных узлов. Это позволило снизить стоимость автомобиля и упростить производство.
Трансмиссия ВАЗ-21116-04 была разработана с учетом особенностей конструкции. В КПП Opel был встроен дифференциал, от которого крутящий момент передавался на передние колёса посредством полуосей и шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) производства GKN. От углового редуктора отбора мощности крутящий момент передавался на задние колёса через алюминиевые карданные валы со ШРУСами.
Задний редуктор был доработан на основе редуктора от ВАЗ-212124 «Нива». Он имел длинные полуоси, снабженные ШРУСами, которые обеспечивали необходимый ход подвески.
Передняя подвеска была взята от ВАЗ-21106, а задняя — разработана заново. Она имела пространственный подрамник, который крепился к кузову при помощи резино-металлических опор. Настраиваемая подвеска позволяла добиться необходимого клиренса и жесткости.
Тормозная система ВАЗ-21116-04 была серьезно доработана. Передние диски были взяты от Lancia Kappa, а суппорт — от ВАЗ-2112. В задних дисковых тормозах был применен суппорт от ВАЗ-1111 «Ока», доработанный для размещения механизма привода стояночного тормоза.
Топливный бак был изготовлен из алюминия и имел объем 60 литров. Ниша для полноразмерного запасного колеса находилась на штатном месте. Днище автомобиля было ровное, с алюминиевой защитой передней подвески.
Салон ВАЗ-21116-04 имел некоторые особенности. Из-за массивного тоннеля автомобиль стал четырехместным, хотя при необходимости можно было перевозить и пятерых пассажиров. Комбинация приборов была взята от ВАЗ-21106, рычаг переключения коробки передач и передние сиденья — от Opel.
Цена на ВАЗ-21116-04 составляла $14-16 тыс., что было слишком дорого для отечественных покупателей. ВАЗ-21116-04 был построен в двух экземплярах. Один экземпляр компания "Рено-Ниссан" пустили под пресс. Второй экземпляр имеет неизвестную судьбу.
Изначально планировалось, что схема «4х4» будет применяться и на седане (ВАЗ-21106-04), и на хэтчбеке (ВАЗ-21126-04). Однако эти проекты были забракованы руководством.
ВАЗ 21113-04
В отличие от предыдущей моделей ВАЗ-21116-04, ВАЗ-21113–04 получил двигатель российского производства ВАЗ-21203 с рабочим объемом 1977 кубических сантиметров и мощностью 115 лошадиных сил. В качестве трансмиссии использовалась КПП ВАЗ-2110 с усиленной конструкцией, доработанным картером сцепления и корпусом дифференциала.
Полный привод в автомобиле был реализован также как и в изначальной версии с помощью муфты фирмы GKN и заднего редуктора от "Нивы". Муфта GKN была единственным импортным компонентом, остальные детали были отечественного производства.
Внешне ВАЗ-21113–04 больше напоминает ВАЗ-2111 благодаря четырнадцатидюймовым колёсам и меньшим накладкам на колёсные арки.
Только более высокая посадка кузова и сдвоенная выхлопная труба (сохранилась выпускная система, специально разработанная для размещения с агрегатами полноприводной трансмиссии) выдают происхождение автомобиля.
Проект не получил широкого распространения из-за решения руководства. По оценкам ответственных лиц, автомобиль оказался бы невостребованным из-за своей стоимости. Планировалось, что модель будет стоить от 7500 до 8500 долларов, в то время как базовый универсал ВАЗ-2111 стоил около 5000 долларов.
Однако реальная стоимость автомобиля составила 14-16 тысяч долларов. Это было связано с тем, что для создания полноприводного универсала на базе ВАЗ-2111 требовалось внести множество изменений в заводскую конструкцию. К сожалению, выпуск этой версии как отдельной модели со своими штампами кузова не планировался.
ВАЗ-2111 «Victory»
Также в работе над полным приводом был такой автомобиль, как ВАЗ-2111 «Victory» — экспериментальный автомобиль, разработанный инициативной группой Производственного управления АвтоВАЗа.
Особенность ВАЗ-2111 «Victory» заключается в полноприводной системе, которая была позаимствована у ВАЗ 21099 «Victory». На месте привода правого переднего колеса установлен угловой редуктор, который отбирает крутящий момент от коробки передач и передает его на заднюю ось. Этот редуктор расположен перед дифференциалом, за которым находится вязкостная муфта.
Вязкостная муфта играет ключевую роль в системе полного привода. Она автоматически подключает задние колеса при пробуксовке передних. Муфта состоит из двух герметичных камер с валами и наборами дисков. Пространство между дисками заполнено специальной жидкостью, вязкость которой увеличивается при нагреве. Пока жидкость холодная, передние колеса работают как ведущие, а задние остаются пассивными. Однако при пробуксовке передних колес жидкость нагревается, и диски муфты «схватываются», передавая крутящий момент на заднюю ось. Когда скорости вращения колес выравниваются, жидкость остывает, и муфта снова разблокируется.
ВАЗ-2111 «Victory» использует агрегаты трансмиссии от Volkswagen Golf III Syncro, адаптированные под ВАЗовскую платформу. Однако разработчики внесли ряд изменений, чтобы адаптировать конструкцию к ВАЗ-2111.
- Обгонная муфта: В трансмиссию между вискомуфтой и задним редуктором встроена обгонная муфта, пропускающая крутящий момент только в одном направлении — сзади вперед. Это предотвращает блокировку колес при торможении, повышая безопасность и эффективность тормозной системы.
- Привод заднего хода: При включении задней передачи обгонная муфта блокируется электроприводом, что позволяет использовать полный привод при движении задним ходом. Однако при торможении двигателем эффективность торможения снижается, так как задействованы только передние колеса.
- Карданная передача: Карданная передача изготовлена из серийных узлов ВАЗ-21213 «Нива» и размещена в тоннеле пола рядом с выхлопной системой.
- Задняя подвеска: Задняя подвеска независимая, на диагональных рычагах и подрамнике. Она включает угловой редуктор и вискомуфту. Приводы взяты от ВАЗ-2108 «Спутник», стойки — от ВАЗ-2110. Для улучшения устойчивости в поворотах установлен стабилизатор поперечной устойчивости.
- Тормозная система: Задние тормоза дисковые, что повышает эффективность торможения.
- Бензобак: Новый бензобак размещен на месте ниши запасного колеса, что позволило освободить пространство для установки трансмиссии. Запасное колесо перенесли в багажник, уменьшив его объем.
Переделка ВАЗ-2111 «Victory» в 1999 году была дорогостоящей — около $8000. Однако при массовом производстве стоимость могла быть снижена до $2000, что сделало бы автомобиль доступным для широкого круга покупателей.
ВАЗ-2111 «Victory» представляет собой интересный эксперимент в области автомобилестроения. Несмотря на высокую стоимость, он демонстрирует потенциал для создания доступного полноприводного автомобиля, сочетающего комфорт и проходимость.
Заключение
Отсутствие отдельной модели со своими формами кузова могло бы сделать цену более доступной и дать сильный толчок для развития автомобильной промышленности, особенно в области создания полноприводных легковых автомобилей отечественного производства.
Упущенная возможность создания доступной полноприводной модели кажется существенной.
ВАЗ отказался от выпуска подобных автомобилей, несмотря на наличие других аналогичных проектов, которые также были проигнорированы руководством. Например, проект "Калина" с полным приводом, адаптированным от ВАЗ-21113-04, также не получил развития.
Все фото взяты из открытых источников.
Подписывайтесь на канал. Дальше только лучше.