Самой сложный роман Достоевского на сцене новосибирского театра. Мои впечатления.
Красный факел и "Бесы"
Красный факел - один из самых известных театров Новосибирска за пределами Сибири. И мой самый любимый. Ни одного разочарования: Продавец дождя, Дело, Kill, Только для женщин, Довлатов, Онегин, Агенты праздников, Маскарад - вроде все перечислила, на которые я ходила...?. Всегда с мурашками, всегда с восхищением.
Я люблю ходить в театр, но я не критик и не цензор. Я не умею разбирать спектакль по деталям, видеть "метафорические связи" и "геометрию образов". Я простой зритель. Оцениваю спектакль количеством мурашек. И иногда отбитыми ладонями от аплодисментов - единственный способ отблагодарить актеров за игру.
На "Бесов" шла со смешанным ожиданием. Книгу читала дважды. Она сложная. И совсем не потому, что Достоевский и классика - это сложно. Я считаю, что "Бесы" - самый сложный роман Достоевского по количеству сюжетных линий и накалу страстей. В "Бесах" много персонажей, и характеры даже второстепенных персонажей прорисованы глубоко. Да что говорить, Федор Михайлович разными способами умертвил 15 персонажей романа, и героев все равно осталось много. И совесть при этом особо никого не мучает. Это вам не "Преступление и наказание", где одна старуха и много-много переживаний главного героя.
Предупреждения со скрина выше звучит и перед началом спектакля. "Спасение" персонажей означает не переделку сюжета, а то, что сцены их смерти не показаны в спектакле. Тем громче звучит выстрел в Шатова, от которого подпрыгивает весь зал, а сердце начинает опять стучать лишь через несколько секунд.
К сюжету режиссер Андрей Прикотенко отнесся очень и очень бережно. Учитывая, что современные постановки и экранизации чаще бывают "по мотивам", оставляя от оригинала только имена героев, "Бесы" Красного факела передают содержание, дух и атмосферу романа. Спектакль длится 3 часа 20 минут с одним антрактом и в эти 200 минут уложена вся книга. Пожалуй, могу назвать только одну сцену, которую не показали - сорванный бал у губернатора. Вместо бала - антракт.
На антракте мы (а на спектакль я ходила с сыном) смотрели на втором этаже театра выставку "Как создавали "Бесов". Все фото в галерее - листайте, создание спектакля - это увлекательно и интересно.
Стильные "Бесы" Достоевского
Спектакли "Красного Факела" - это всегда всегда невероятно стильно. И как им удается при минимуме декораций создать атмосферу, которая точно подходит под постановку? Посудите сами, белая коробка с дверными проемами разных размеров. И все.
Ослепительно белое пространство сцены по ходу спектакля засыпает черным пеплом, который как снег то падает мягко, то кружится вихрем.
Как воспринимается Достоевский через сцену
Времена Достоевского - это времена, когда у людей были не блоги с охватами, рилсами и сторяшками, а когда были идеи. И во имя этих идей люди жили, они что угодно готовы были сделать ради своих идей. И идеи свои умели облачать в слова.
Сложно, воспринимать монологи Достоевского из уст его персонажей на слух - сложно. Это не книга, где можно вернуться и перечитать непонятную мысль, отложить на пару минут, а то и на пару дней, чтобы осмыслить, понять и принять/отвергнуть то, о чем говорит герой романа.
В спектакле в слова надо вникать сразу. Еще раз - я читала книгу два раза, и то иногда терялась в диалогах, не успевая переваривать. Что уж говорить про 20-летнего сына, который книгу не читал.
"Бесы" с одной стороны вне времени, с другой стороны надо знать исторический и политический контекст. Западники, славянофилы, революционные настроения - если этого не знать, не всегда понятна суть конфликта и чего герои орут друг на друга, что не поделили.
Игра актеров
Актеры "Красного факела" играют Достоевского невероятно. Сложные монологи - с пылом, с жаром, по-настоящему. Они, как и герои романа, живут тем, что говорят. они верят в то, что говорят их герои. А я верю им.
Однако было впечатление, что из-за сумасшедшего количества текста, из-за желания показать зрителю всю книгу, темп речи у актеров был высоковат.
На фото выше - Александр Жуликов, который играет Алексея Кириллова. Весь ужас безумия на этом фото.
Очень понравились Федька Каторжник в исполнении Владимира Лемешонка. Степан Трофимович Верховенский в изображении Константина Телегина даже вызвал симпатию, хотя "книжный" вариант этого персонажа больше вызывал чувство "испанского стыда".
Но лучше всех играет Никита Воробьев. Судя по информации из СМИ актер работает в Красном Факеле с 2023 года, и вот - главная роль, Петр Верховенский.
И да, я считаю, что именно Верховенский - главный герой "Бесов". Не Ставрогин, вокруг которого крутится весь сюжет, а именно Верховенский - серый кардинал и главный бес. И Воробьев его сыграл так сильно, так по-настоящему. Такой мерзавец, такой подлец, такой гадкий. Иногда бесенок, иногда бес. И ему очень идет черный котелок.
"Красный факел" часто гастролирует. Вот недавно был на гастролях в Перми. В Москву часто ездят и там собирают полные залы. Ну и, конечно, если вы приехали в Новосибирск гостем - бегите смотреть "Бесов". Если сможете добыть билеты, разбирают их очень быстро.
Мои впечатления от МХАТовских "Женщин Есенина" читайте здесь👇👇👇