Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Ждете финал женской Суперлиги? А нас там ждет повторение прошлогодней вывески – в серии за золотые медали снова встретятся казанский «Ак Барс» и калининградский «Локомотив». Но дороги в главную серию сезона получились у соперников принципиально разными. Если для Казани выход в финал стал ожидаемым выполнением обязательной программы, то для Калининграда – превратилась в драматичный сюжет борьбы с коварными препятствиями.
Часть болельщиков «Локомотива» встречала сезон в розовых очках оптимизма. Ведь казалось, что главное условие возвращения на вершину выполнено – на должность главного тренера вернулся Андрей Воронков, это вместе с возвращением его дочери Ирины и стало главным трансферным событием межсезонья. Но уже в первой половине сезона розовые очки упали даже с особо уверенных оптимистов, напомнив поговорку о том, что нельзя войти в реку дважды.
И дело не в том, что Андрей Воронков возвращался после двухлетнего перерыва в работе с женской командой, а год вообще не тренировал. Тернии и сложности сезона бесцеремонно напомнили, что в волейболе не бывает повторений – полностью воссоздать игровую химию и ауру прежней команды невозможно, даже когда костяк остался прежним. Вернулся Воронков уже в обновленную и помолодевшую команду, где одновременно с возвращением на победную вершину предстояло внедрять на важные роли молодых воспитанниц клубной системы.
Сезон перестройки и предолений, которых внезапно добавилось еще до старта чемпионата – в начале сентября в заключительном матче группового турнира Кубка Легенд капитан «Локомотива» Ксения Парубец порвала крестообразные связки, «Локомотиву» предстояло как минимум полгода провести без ведущего игрока - и волейбольный мир затаился в интригующем ожидании: как поступит в этой ситуации «Локомотив»? Где будет брать замену, насколько громкой окажется имя новичка?
Балтийский клуб любителей медийных спецэфектов разочаровал – в «Локомотиве» поставили на внутренние резервы, а болельщики получили возможность внимательней присмотреться к Вере Костючик, заменившей Парубец на позиции. Оборотная сторона той драмы – дополнительные возможности проявить себя и для 18-летней (19 лет ей исполнилось в марте) Марины Аслямовой, хоть она и была позиционирована перед сезоном диагональной.
В турнирном смысле для «Локомотива» все шло пристойно – камнем преткновения оказывался только «Динамо-Ак Барс» - а для кого сейчас чемпион представляет нечто другое?
Но было в первой части сезона разное. Болельщики ждали, что после длительного простоя квадрате «Динамо» в их то команде у Екатерины Пипуныровой приозойдет яркая перезагрузка, но ее не наступило. Перепадами пестрила игра Эбрар Каракурт, выглядящая порой вяло, до удивления тихо и потому неузнаваемо.
Тогда же в кулуарах все громче звучали разговоры, насколько понятным и предсказуемым стал вице-чемпион, и насколько легче теперь против него играть.
Казалось, что спустя год в «Локомотив» вернулся осенне-зимний период прошлого сезона, с кадровыми проблемами, с накатывающими волнами внутренних интриг, затянувшемся поиске выхода из турнирных лабиринтов.
Это предсказуемо зафиксировалось в итогах турниров – третье место в Кубке Легенд, поражения в одну калитку от Казани в полуфинале Кубка России, безоговорочные поражения в чемпионате от конкурентов – «Ленинградки» и той же Казани. И все-таки до середины зимы последствия всех издержек «Локомотива» были локальными – проигрывали только фаворитам, всех остальных «Локомотив» с разной степенью убедительности побеждал, причем за исключением «Динамо-Метар», все победы были трехочковыми.
Ближе к Новому году издержки от перепадов в игре стали сильнее – вытащенная на «ниточке» победа над «Минчанкой», домашние поражения от «Заречья» и «Метара». Перепады в игре «Локомотива» были столь резкими, ошибки игроков столь заметными, а провалы глубокими, что это вынуждало (уже ближе к завершению регулярного чемпионата) внимательных наблюдателей растерянно качать головой: мол, такого слабого (периодически) «Локомотива» не доводилось видеть никогда.
А волейбольные испытания готовили для команды все новые проверки, превращаясь во внутренние препятствия. Конфликт двух подружек Юлии Бровкиной и Эбрар Каракурт запустил в кулуары десятки увлекательных версий, но на поверхности оказался только главный результат внутрикомандного детектива - Бровкина транзитом через «Локомотив-2» отправляется в «Заречье», а «Локомотив» (после травмы Валерии Зайцевой) остается лишь с двумя игроками на этой позиции. В разгар сезона!
Поэтому ставшее регулярным появление в заявке еще одной воспитанницы клубной системы - 18-летней Екатерины Купреевой - выглядело форс-мажором даже на фоне стратегического подхода «Локомотива», который в этом сезоне сразу взял курс на доверие молодежи.
Да, январская победа над Казанью и новости о возвращения к тренировкам с мячами Ксении Парубец оптимизма добавляли, но как мы видим полноценного возвращения на площадку капитана не произошло до сих пор. А тогда ситуация усугубилась еще и травмой Валериии Зайцевой, в итоге к старту плей-офф «Локомотив» по сути, остался лишь с двумя центральными блокирующими, одна из которых- проводящая первый сезон в основном составе 18-летняя Дарья Киселева. Вы когда –нибудь видели такое в команде, где чемпионская задача стоит всегда и по умолчанию?
Большинство клубов на такую ситуацию отреагировало бы простым традиционным способом – срочно перетряхнуть трансферный рынок, пытаясь раздобыть в других клубах Суперлиги игрока для дозаявки.
«Локомотив» пошел другим путем, продолжив обозначенный еще в межсезонье курс на доминирование стратегии и перспективы над текущими проблемами. Благородство и выдержанность, с которыми балтийский клуб вышел из этой передряги, заслуживает места в волейбольных учебниках. Заслуживает - потому что выход в финал в текущих обстоятельствах уже большой результат, а способ достижения этого результата совсем для российского волейбола нетипичен.
Исключением стала позиция либеро, которую дополнили Ольгой Костюкевич из "Протона", совместив точечное приобретение с укреплением команды на следующий сезон. С этим же расчетом, похоже, бралась и 20- летняя диагональная Алондра Тапиа - доминиканка продолжает осваиваться в команде за спиной Каракурт, находясь в квадрате для запасных.
«Локомотив» не переманил игроков у конкурентов, не стал затыкать бреши в составе временными приобретениями с посылом «дальше видно будет», клуб (возможно, и вынужденно) оставил важность стратегической перспективы над ситуативной выгодой, продолжил использовать внутренние резервы – и волейбол за это отблагодарил!
Звонкой иллюстрацией некого высшего волейбольного промысла стали шесть результативных блоков Дарьи Киселевой в пятом матче полуфинальной серии. Девочки, которая еще год назад была известна лишь узкой части волейбольного сообщества и выступала за вторую команду «Локомотива». Ее сверстницы Марина Аслямова и Екатерина Купреева тоже внесли свой вклад, причем для Купреевой включение в полуфинальную серию получилось и вовсе при экцентричных обстоятельтвах – после травмы Валерии Зайцевой во втором матче серии. Чем такой опыт можно заменить?
Подход «Локомотива» отдает даже дерзостью – ведь клуб из Калининграда бросил вызов устоявшимся в нашем волейболе подходам, которые для борьбы за медали чемпионата подразумевают совсем другое. Комплектование в основном опытными и заслуженными игроками, переманивание их у конкурентов, исключая работу на перспективу, а значит, закрывая дорогу в команду перед молодежью. «Есть сегодня и только сегодня». Кстати, последствия такого подхода мы видим по результатам одного титулованного клуба.
«Локомотив» показал, что достижение текущего результата с подготовкой резерва совместимо, потому седьмой раз подряд (!!!) выход в финал выглядит изысканно-символичным. Оказывается, расставаясь с топ-мастером – чемпионкой мира ( Миной Попович) , вовсе не обязательно брать на замену игрока такого же статуса – можно открыть двери в основной состав перед своей молодежью. Оказывается, потеряв из-за травмы в начале сезона капитана и ведущего игрока в одном лице, необязательно устраивать нашествие на трансферных рынок – можно задейстовать внутренние резервы, и продолжать их использовать даже, когда потерял по ходу сезона еще двух игроков. Главное чтоб этот резерв был, главное в него вовремя вложиться. Кстати, этот подход приняли и даже реализовали в эти годы уже во многих клубах, достаточно посмотреть на составы "Динамо- Метар", Краснодарского "Динамо," "Енисея", а традиционно готовящую игроков в своей системе "Уралочку" можно проводить впоимро всегда. Но «Локомотив» сейчсс демонстрирует планово-стратегический подход все-таки на высшем уровне турнирных достижений.
А что на этот счет думают в московском «Динамо», «Ленинградке», «Тулице»? Планируют в условиях возрастающего дефицита на игроков "зажечь" в Суперлиге новое имя?
Текущие дифирамбы в адрес «Локомотива» вовсе не значат, что все нынешние молодые волейболистки закрепятся в основном составе двукратного чемпиона России надолго, и отыграют за него много лет . Сейчас это неизвестно, а волейбол богат примерами не только резких взлетов, но и , к сожалению, быстрых падений. Тем не менее и Киселева, и Аслямова ( о Купреевой так заявлять все же рано) уже игроки команды Суперлиги, она пополнилась в этом сезоне новыми именами.
Заполнив вакуум в составе молодежью, "Локомотив" показал конкурентам альтернативу. И даже защитил ее результатом. Как бы финальная серия не завершилась, российский волейбол в этом сезоне благодаря клубу из Калининграда уже безоговорочно выиграл!
Если Вам статья понравилась – Вы лайкнули. А если вдруг забыли подписаться, но намерены нас читать и дальше, есть повод сейчас и подписаться!