Найти в Дзене
barashe_haha

Куда катится Доктор Кто?

С момента появления сериала «Доктор Кто» в 1963 году главный герой, Повелитель Времени, перерождался множество раз, меняя внешность, характер и даже манеру речи. Однако только в 2017 году, после более чем пятидесяти лет существования шоу, Доктор впервые стал женщиной — роль досталась Джоди Уиттакер. Это решение вызвало неоднозначную реакцию среди фанатов: одни сочли его прогрессивным и давно назревшим, другие — ненужным нарушением традиций.

Тяжёлая судьба получилась у этой статьи. У меня в редактуре она находится уже больше двух месяцев. Изначально она представляла собой поток мыслей в виде эссе, и я надеялась, что со временем у неё появится структура. Этого не произошло. Статья периодически пополнялась новыми мыслями, последние правки были в ночь перед публикацией, но материал так и остался очень эмоциональным эссе. Решила: раз так, то и пусть будет.

Повесточка, повесточка, снова поговорим о повесточке. Создатели сериала прекрасно знают, что смена основы основ — актёра на главной роли — всегда приводит к буре негодования поклонников вселенной. Двенадцать+ инкарнаций подряд Доктором всегда становился мужчина, что было настоящей фишкой британского кинематографа — в центре сюжета эксцентричный персонаж. Сломать этот канон, взяв на главную роль девушку — значит увеличить количество и без того ожидаемого хейта в разы.

Всё это привело руководство к мысли о введении «пробника». Согласитесь, Доктор — центральный персонаж сюжета, который остаётся в фокусе внимания как минимум на несколько лет. Но ведь у нас есть и другие Повелители Времени, знаковые для вселенной, но также с «фиксированным» полом. Кто самый известный представитель древней расы, но не Доктор? И кого мы уже видели в ньюскуле?

Конечно же, Мастера. Расселл Ти Дейвис вывел заклятого друга Доктора из игры ещё в четвёртом сезоне. Одиннадцатый с ним вообще не встретился, а вот Двенадцатый вновь столкнулся с регенерировавшим Мастером.

Знакомьтесь, это Мисси.

На английском женская форма от «Master» будет «Mistress», а сокращённо — «Missy». Можем ли мы продолжать называть её Мастером, если по логике её полное имя в переводе на русский — Мастерица? (Да, вот такие мысли у меня в 4 часа утра при редактуре).
На английском женская форма от «Master» будет «Mistress», а сокращённо — «Missy». Можем ли мы продолжать называть её Мастером, если по логике её полное имя в переводе на русский — Мастерица? (Да, вот такие мысли у меня в 4 часа утра при редактуре).

Готова поспорить, что Мишель Гомес было тяжело играть эту роль после отличного выступления Джона Симма. Она оказалась в похожей ситуации с Мэттом Смитом, когда тому предстояло стать новым Доктором после Дэвида Теннанта, едва ли не обожествляемого поклонниками. Планка высока, серии с Мастером традиционно являются самыми просматриваемыми — права на ошибку нет.

А что по итогу? Мисси считается одним из лучших воплощений Мастера, для многих — лучшим. Безумие и юмор вообще не мешали трогательным сценам и развитию персонажа на протяжении трёх сезонов.

После такого успеха создатели уверовали в то, что смена пола главного героя поднимет несколько просевшие рейтинги сериала и ловко впишется в повестку. И вот мы получили Тринадцатого Доктора одновременно с началом эпохи Криса Чибнелла в кресле шоураннера.

-2

Сказать, что рейтинги просели — это ничего не сказать. Если вы зададитесь целью составить топ из худших эпизодов возрождённого сериала, большая часть выпадет именно на Тринадцатую инкарнацию.

Всё это может стать основой для неправильного и даже опасного вывода: во всём виноваты бабы. А не слабый сценарий, ужасные мотивации персонажей, отсутствие какой-то здравой мысли во всём этом и повесточка, из которой чересчур сильные и немотивированно независимые женщины при одинаково бестолковых мужчинах — вообще не самое страшное зло.

И есть ощущение, что за всей этой истерией мы вообще забыли, как зарождался сериал. А появился он усилиями довольно небольшой группы энтузиастов, среди которых (какое достижение!) была женщина — первая женщина-продюсер BBC Верити Ламберт. Несмотря на неспокойные условия в момент создания сериала и отсутствие нормального финансирования, она продолжала верить в проект и стала одной из тех сотрудников, из-за которых «Доктор Кто» плотно засел в культурном коде Великобритании. И всё это на чистом энтузиазме и способностях, а не на половой принадлежности. И да, женщины на телевидении хоть и были меньше представлены, чем мужчины, но всё же были.

Можно ли сказать, что в ньюскуле у нас вообще не было сильных женщин, что их пришлось насильно вводить в утроенном количестве? Тоже нет.

Все спутницы Доктора так или иначе подходят под одобряемые понятия о «сильных женщинах». Они обладали как положительными, так и негативными качествами, были умны и веселы, знали, как поддержать друзей и напугать врагов. Был лишь один недостаток: они не кричали об этом на каждом повороте каждому встречному мужлану и не гордились своей гендерной принадлежностью. Они просто были крутыми, и этим всё сказано.

И вот повесточка затребовала ясности: больше никаких скрытых смыслов. У нас должны быть сильные женщины и затюканные ими мужчины. Честно, я пыталась смотреть три сезона с Джоди Уиттакер, закрывая глаза и уши на повесточку. Думала, может, это у меня какой-то бзик, душевная травма или что-либо ещё. С чего это я вообще решила вытащить труп этих трёх сезонов из пыльного ящика? Тринадцатый Доктор уже давно вышел из игры, но пагубные последствия сериал испытывает до сих пор. Просто подумайте о следующем.

«Доктор Кто» полностью состоит из ярких узнаваемых образов, в том числе и внешних. Уши Девятого, худоба Десятого, подбородок Одиннадцатого, брови Двенадцатого. Всё это неоднократно высмеивалось актёрами на главной роли. Высмеивалось как при регенерации, так и после на протяжении сезонов. А потом высмеивалось следующими Докторами при их совместном появлении в спецвыпусках. Шутки были часто острыми, но не обидными. Запомните: шутки. А кроме шуток — это было даже объяснено в новеллизации «День Доктора». Главный герой не нумерует свои регенерации, во всех из них он просто Доктор. Единственный способ отличить себя от другого себя — это характерные черты во внешности или одежде. Так вот, одежде. Если вам не нравится концентрация на чертах внешности, если кто-то считает их обидными, то вот ещё вариант. У Девятого была кожаная куртка, у Десятого — пальто, у Одиннадцатого — галстук-бабочка и временами феска, у Двенадцатого — гитара и очки. Это связывало не только эпизоды сериала, но и всю вселенную «Доктора Кто», включая книги и аудиопьесы.

Вы помните регенерацию Двенадцатого в Тринадцатую? Если помните, то молодцы. Мне вот пришлось вспоминать. Потому что чего там не было? Там не было шуток про внешность. В тот момент шутила только ТАРДИС, в очередной раз выпнув из себя переродившегося Доктора.

Быть может, шутки последовали в следующей за ней серии — «Женщина, которая упала на Землю»? А вот и нет. Там была только гордая отметка Тринадцатой о смене пола. И за три сезона — ни одной шутки про внешность героини. Только немой, а то и озвученный укор тем, из-за кого Доктор раз за разом становился мужчиной.

А по итогу мы получили ещё один образ, связанный со внешностью: женщина-Доктор. Вы бы хотели, чтобы вас запомнили именно так? Не по части лора, которой вы стали, не по узнаваемым жестам, не по каким-то иным особенностям, которые выделяют актёра от множества других. В конце концов, не по таланту, а по обычной половой принадлежности.

Этот абсурд станет заметным по регенерации Тринадцатой в Четырнадцатого. Помните этот момент? Если до него дожили, то помните его лучше, чем предыдущую регенерацию. Там была шутка. Зубы. Знакомые зубы. Явная отсылка к первому появлению Десятого Доктора. Спасибо, РТД и Дэвид Теннант.

Потом пришёл Пятнадцатый Доктор. Ещё один образ. Чёрный Доктор. Просто чёрный Доктор. И это не расизм, это констатация факта, в его образе больше не за что зацепиться. Если бы, конечно, он не менял свою одежду и продолжил сниматься в нижнем белье, то можно было бы подобрать и другое описание. Но к концу второго сезона он всё ещё чёрный Доктор.

И как же это так получилось, что от уважения к профессионалам, сценарию и создателям запоминающихся моментов мы просто перешли к обидчивости и зацикленности на представительстве ранее угнетённых? Почему мы перешли к политическим жестам, убрав всё творческое и оригинальное? Неужели даже мягкие ироничные шутки у нас стали табу и теперь караются культурой отмены?

Ещё о повесточке, уже совсем недавной. Даврос, злое зло, которое не может существовать без кресла жизнеобеспечения, у нас встал. И нет, на него не подействовала медитация, целительство и народная медицина. Все технологии вселенной не могли поставить его на ноги. Что же произошло? Репрезентация лиц с ограниченными возможностями в инвалидном кресле в качестве негативных персонажей у нас теперь запрещена. Здорово, правда?

Но если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Кому и для чего? Я считаю, что одной из причин вхождения повесточки в кинематограф является желание показать, что все люди равны. Что женщины могут отлично справляться с работой, ранее предназначенной только мужчинам. Что люди с ограниченными возможностями могут играть в кино — просто дайте им свободу для творчества и отличный сценарий. Что представители сексуальных меньшинств тоже имеют право на жизнь. Что западное общество, Великобритания в том числе, осознало ошибки колониального прошлого, готово их признавать, исправлять и двигаться дальше.

Круто, все это уже поняли. Но вот почему реальность так отличается от картинки в телевизоре? Сильные и независимые женщины и без того посмотрят, что им нужно. Вы как эти идеи хотите преподнести семьям, в которых мужчины творят всё, что им вздумается? Действительно ли лица с ОВЗ могут пользоваться всеми благами, какими пользуются все остальные? Как там дела у бывших колониями государств? Что-то мне подсказывает, что сериалы они не смотрят — им вообще не до этого. Это, конечно, здорово, когда с экранов говорят правильные вещи. Но одним только сериалом вы хаос не исправите. Хотите просветить общественность? Эта общественность учится в школах и в других высших учебных заведениях. Люди смотрят документалки, слушают и читают новости, некоторые вообще не могут вылезти из соц. сетей. То, что сериал в 10-й раз за день для человека подсветит ту или иную грустную тему его вообще не растрогает. Научную фантастику не ради лекции в формате TED смотрят. Тогда кому это надо?

Самый большой диссонанс у меня произошёл после одной из последних серий «Межзвёздный конкурс песни». Вышла она в один день с финалом Евровидения. Это очевидно, что создатели проводили параллели с этим конкурсом. Что ж, я свои параллели тоже провела.

В серии Доктор и Белинда прилетают на космическую станцию, на которой в 803-й раз проходит конкурс песни. Внезапно представители расы хеллионов (такие человекоподобные разумные существа с маленькими рогами) врываются в аппаратную, деактивируют защитный купол арены и с удовольствием смотрят на то, как весь стадион отправляется замерзать в космос. Оказалось, что план террористов более кровожаден — они хотят с помощью телевизоров убить всех зрителей конкурса, а их три триллиона. Зачем? Затем, что корпорация, спонсирующая мероприятие, сожгла планету хеллионов ради ароматизатора мёда. Так сказать, выкачали все ресурсы, а колонии ничего не оставили. При этом хеллионы стали самой дискриминируемой расой во вселенной. Им нельзя много чего делать, в том числе участвовать в конкурсе. Опуская все подробности, Доктору получается вернуть гостей на стадион и сохранить жизни всех, кто у экранов. Однако выясняется, что главная звезда конкурса — тоже хеллион. Она удалила свои рога, чтобы участвовать в мероприятии. Оказавшись на сцене, она признаётся в своей национальности. Зал неодобрительно гудит, и она поёт песню о родной планете. Все резко растрогались и зааплодировали. Счастливый конец, все плачут, обнимаются. Радуга, любовь.

В этот же день в Швейцарии в Базеле проходил финал Евровидения. Второй год самой скандальной страной-участницей является Израиль. Исполнители оттуда второй год подряд освистываются в прямом эфире и подвергаются всевозможным нападкам. Совсем абсурдная ситуация приключилась с Юваль Рафаэль, исполнившей песню про надежду на будущее. В октябре 2023 года она чудом выжила при атаке палестинских боевиков на участников фестиваля Supernova Sukkot Gathering. В финале Евровидения этого года в неё пытались кинуть пакеты с искусственной кровью. И это на конкурсе, который был создан для объединения стран Европы после самой страшной войны в истории. И это не говоря о прочих политических скандалах, которые так и липнут к конкурсу. Что-то обниматься от красоты музыки никто не лезет. Аплодисменты не раздаются. После конкурса все разъезжаются по домам, а зверства тем временем продолжаются. Нет радуги. Нет любви. Нет мира. И не будет их, потому что так просто не исправить грехи дипломатов прошлого века. Меня не отпускало чувство, что сериал живёт в какой-то параллельной вселенной, оторванной от реальности. Для кого? Для чего? И зачем?

И это ведь даже не самые важные вопросы. Проблема в том, что научно-фантастический сериал, вот удивление, не политикой должен заниматься, а интересные истории рассказывать. Повесточка в ДК всегда была, вот только одно дело — выливать её целыми корытами, и другое дело — выдавать дозированно. И такие мелкие порции воспринимаются и работают лучше и бьют сильней.

И я боюсь. Не потому, что мы стали какими-то слишком ранимыми. Не потому, что больше нельзя наслаждаться увлекательными приключениями без отстаивания прав меньшинств. А потому, что это может резко закончиться. Да, закончиться. Рейтинги падают, сборы тоже. А крупные компании всегда будут ставить деньги выше интересов весьма небольшого круга зрителей. Представьте, что они резко переобуются. И тогда у нас вообще не будет женских персонажей, представительство меньшинств сократится на 100%, а инвалидов вновь задвинут в дальний угол за ненадобностью. К чёрту эту прогрессивную общественность, мы теперь за...

Регрессивную? Есть у меня ощущение, что современную поп-культуру бросает из одной крайности в другую. Крупные компании не могут быстро реагировать на изменение потребностей общества, поэтому принимают решения слишком поздно и неправильно. Что, не нравятся вам геи? В следующей серии мы будем забивать их камнями. Женщин много? Два следующих сезона будут посвящены кострам инквизиции. А Даврос вашими молитвами вновь потеряет возможность ходить. И кресло у него теперь будет специальное — инвалидное, чтоб точно ни у кого сомнений не осталось в этой метафоре. Я утрирую, конечно, но мысль вы уловили. В общем и целом, вопросы у фанатов возникают, когда на экране или в креативной группе появляются бездарности, способные своей концентрацией на чём-то их волнующем испортить логику, сюжет и кастинг. Сериал действительно идёт в ногу со временем. Просто нога хромая.

P. S. Если названием статьи я спрогнозировала актёра на роль Шестнадцатого Доктора... у меня всё.

Серия статей по «Доктору Кто» посвящена двадцатилетию возрождённой легенды. С другими историями вы можете ознакомиться здесь:

Доктор Кто | barashe_haha | Дзен