Поговорим о патриотизме. Не с политической или экономической точки зрения. Просто мысли вслух из 30-летнего опыта работы с подростками. Начну издалека.
Как можно склонить людей к своей точке зрения, повести их за собой, подвигнуть на действия? Я вижу три основных способа.
Первый – уговорить, убедить, доказать, что моя цель – благо человечества. Цель достойная, путь осуществления труден, но выполним. Конечно, я обрисую всё с позитивной стороны, не скрывая трудностей. То есть буду честна с будущими соратниками. Это можно назвать идеологией – мы стремимся к идеальной цели, верим в возможность её достижения, ждём, конечно, определённых благ для себя лично, но главное – общее благо. Примерно такова была идеология Советского Союза, если её сформулировать простыми словами. Сейчас модно ругать советскую идеологию, систему образования…конечно, Сталин – тиран, а при Брежневе был застой. У меня нет сейчас задачи оспорить эти высказывания или склонить всех вас к противодействию нынешним установкам – историю вспять не повернуть. Но есть историческая память, которую надо беречь и передавать нынешнему и грядущим поколениям. Ведь если нет исторической памяти, с народом можно делать что угодно – и это мы видим на примере Украины, Молдовы, бывших советских республик и многих европейских государств. Нет памяти – значит, нет традиций, нет идеологии – значит, невозможно противостоять внешнему влиянию. В советское время идеология была, достаточно крепкая и грамотная. Помню, как учили моральный кодекс строителя коммунизма перед вступлением в комсомол. Сейчас можно его ругать, можно над ним смеяться…но тогда – а было это совсем недавно, лет 40 назад – мы искренне верили в правильность существующего строя, в возможность построения коммунизма. Мы не были упёртыми баранами, мы просто понимали – а понимание это шло из семьи, из школы, из книг и фильмов – надо быть образованными и трудолюбивыми, уважать людей, помнить свою историю, хранить память и традиции предков, как бы выспренно это ни звучало. Сейчас утверждают, что тогда была уравниловка, дефицит, «хрущовки», «железный занавес»…Да, не всё было безоблачно. Но у каждого поколения свои трудности и радости. И поверьте, радостей было немало. Мы росли счастливыми и уверенными в завтрашнем дне. Мы могли развиваться в том направлении, которое выбрали. У нас была насыщенная, интересная жизнь. Мы жили в мирной стране и твёрдо знали, кого уважать и благодарить за это – ветеранов Великой Отечественной войны. Вспоминаю наше отношение к ветеранам той войны, сравниваю с нынешним – и становится больно и страшно.
Переходим ко второму способу достижения цели. Подкуп. У каждого человека есть мечта, есть желание что-то иметь: деньги, дом, машину, власть и прочее. И вот появляюсь я, этакий джин из кувшина, наместник Господа на земле, и предлагаю каждому из вас осуществление вашей мечты прямо сейчас. У каждого из вас будет желаемое, надо только сделать то-то и то-то. Понятно, что для этого я должна быть чрезвычайно богатой, влиятельной, знать человеческую психологию и уметь врать. Вроде бы тоже идеология…но: мечта только тогда приносит радость и удовлетворённость, если она заработана собственным трудом. В ином случае всегда будет страх: потерять полученное. Ведь если ты достиг чего-то своими силами, своим трудом, ты обязан самому себе, ты не зависишь от чьих-то капризов и интересов. Пусть это не миллионы, не вилла у моря, но это твоё, вымечтанное и осуществлённое, честно заработанное и построенное. Потерять это жаль, но не катастрофа: ты сможешь начать с нуля, потому что уже это делал и знаешь, как. А у подкупа есть огромный минус: если я смогла купить кого-то, то его могут перекупить, если дадут больше. Вот так появляются предатели – люди, которые продаются и покупаются. Просто цена у всех разная, но она есть. И тут можно снова вспомнить историю 40х годов прошлого века – правда, во время войны продавались в основном за возможность сохранить жизнь. И можно снова рассмотреть нынешнюю историю – релокантов, иноагентов и иже с ними. Вроде бы десятилетиями жили в России, но по сути так и были чужаками, латентными предателями.
И наконец, третий способ. Страх. Каждый человек боится чего-то или кого-то. Это разнообразные фобии, их обсуждать не будем. Но самый большой страх – потеря близких и родных людей. И вот появляется некто, кто заявляет: ты делаешь вот это и вот это, а иначе я убью твою семью. Если я это сделаю здесь и сейчас – мы дружно посмеёмся: тётенька, иди таблеточки выпей, а то совсем с головой беда. А если некий камикадзе, обвешанный взрывчаткой, захватил ваших родных…если вы точно знаете, что ваши близкие – в смертельной опасности…как вы будете действовать? Вот на этом страхе, на панике основан терроризм. Неважно, какой именно: экономический, политический, ядерный. В основе любых террористических действий – человеческий страх. Ради запугивания террористы могут убить сколько им угодно людей. Страх за себя и свою семью достался нам от животных – он в подкорке, это инстинкт самосохранения, выживания, продолжения рода. Если человек не боится – это уже психическое. Боятся все. Но есть люди, которые в экстремальной ситуации умеют побеждать свой страх, идти вперёд, не сдаваться ни в какой ситуации. Примеров героизма в человеческой истории достаточно. Можно снова обратиться к истории Великой Отечественной войны и примерам истинного героизма на СВО, вспомнить Беслан или «Крокус» и «Норд-Ост». Герои были и будут. И вот вопрос: почему одни готовы убивать, а другие – погибнуть ради какой-либо идеи?
Прежде всего подумаем: каковы глубинные основы терроризма? Не экономика, не политическое устройство. Всё гораздо глубже. Что позволяет убийце убивать? Неуважение к личности и отрицание ценности человеческой жизни. Для убийцы, маньяка, террориста окружающие – просто особи, мусор, предмет. Откуда это «вырастает» в человеке? Ведь редко в ком подобное заложено генетически. А «вырастает» это из семьи, из воспитания. И патриоты, и террористы взращиваются в семьях. Мы, взрослые, мы, родители, должны чётко представлять и полностью отвечать за нравственность и мораль будущего гражданина, члена общества. Если взращивать «пуп Земли», которому всё позволено, который не приучен уважать окружающих, не приучен к труду и саморазвитию – вырастет в лучшем случае тунеядец, в худшем – террорист. Именно подобные чадушки во время Великой Отечественной становились предателями, а сейчас – релокантами, иноагентами и диверсантами, которые продаются и покупаются. За примерами не надо далеко ходить, о них можно в новостях почитать. Вы можете сказать, что на их воспитание и развитие действуют компьютерные игры, телепередачи, фильмы. Не спорю: влияние СМИ и компьютерных игр огромно и сейчас практически не контролируется. И тут снова – семейный вопрос. У человека с детства, из семьи, должен быть своеобразный иммунитет, который защитит его от подобного влияния. Как выработать этот иммунитет? Ребёнок с рождения должен чувствовать любовь, защищённость и доверие. Любовь родителя и дитя должна быть безусловной и разумной, должно быть доверие друг к другу. Это особенно важно в подростковом возрасте. Дети и подростки чрезвычайно уязвимы для внешнего влияния, а подростки ещё и отличаются девиантным поведением, их легко склонить к преступлению. Достаточно показать подростку, насколько он важен для собеседника – и для вас сделают что угодно. Даже, к сожалению, украдут, покалечат, убьют – лишь бы заслужить похвалу от важного для них человека. Если нет любви и доверия в семье – ребёнок, подросток будет искать их на стороне, потому что любовь и доверие очень важны особенно для этих возрастных групп. Если с любой проблемой, любым вопросом подросток может прийти к родителям – он в безопасности. Если с детства нет этого – человек может оказаться потерянным и для родителей, и для общества. Мы должны воспитывать наших детей правильно, на верных идеях, фильмах, книгах. Мы должны любить ребёнка и доверять ему. Мы должны воспитать патриота, трудолюбивого человека, разумного и здорового физически и психически, который всю жизнь будет стремиться не к большим деньгам и огромным материальным благам, а к саморазвитию. Я не утверждаю, что материальное неважно. Важно. Но человек с детства должен быть приучен к правильному взгляду на материальное: это не самоцель, это средство обретения возможности развиваться. Всю жизнь человеку надо познавать новое, изучать мир, людей. Тогда ему не будет скучно, у него всегда будут полезные занятия.
Подведём итоги. Я утверждаю, и опыт работы с подростками даёт мне это право: основы личностного поведения должны закладываться с самого юного возраста, практически с рождения ребёнка. Дети очень много понимают и запоминают даже в таком возрасте, в котором мы отрицаем их возможности к этому. Родительские слова и особенно поведение родителей, их поступки, их отношение друг к другу, к близким, к окружающим – основа такого же отношения ребёнка. Ребёнка надо безоговорочно любить, ему надо доверять, но и определённая цензура должна присутствовать: что ребёнок смотрит, что читает, во что играет, как оценивает ту или иную ситуацию. С детьми надо общаться, их нужно развивать. Детсад и школа получают уже сформированную личность, которую трудно, а то и невозможно переделать или скорректировать, если ошибки в воспитании глобальны. От родителей зависит, на какой литературе, на каком кино, на каких идеях будет воспитан их ребёнок. Искусство воздействует на эмоции, воспитывает душу, формирует способность к сопереживанию. А отбор произведений для воспитательного воздействия начинается в семье. Если ребёнок видит родителей с книгой постоянно – в большинстве случаев и он будет с увлечением читать. Надо читать с ним и обязательно обсуждать прочитанное. Надо вместе смотреть кино по возрасту и обсуждать его. И не надо чрезмерной жалости, как сейчас «модно»: ой, это нельзя, это жестоко, это напугает. И в результате человек не знает ни классической литературы, ни произведений о Великой Отечественной войне, ни истории страны, ни её традиций. Да, в нашей истории есть и страшные моменты. Но их надо знать, чтобы не позволить повторить и чтобы с уважением относиться к людям, соотечественникам, которые пережили тяжёлые времена и остались людьми, сохранив своё человеческое достоинство и свою страну. Мы не можем вырастить патриотов, скрывая от детей фильмы и кинохронику военных лет, не читая и не рассказывая им о блокаде Ленинграда, а пичкая их импортными блокбастерами и низкопробными книжками и передачами. Повторюсь: родители должны полностью отвечать за формирование личности ребёнка, за его здоровье, за его будущее. И всегда помнить, что свобода – это осознанная необходимость. Нельзя отпускать в свободное плавание неокрепшую душу.