Пилоты — такие же люди, как и мы с вами. Им не чуждо ничто человеческое, например, болтовня на отвлечённые темы во время работы. Однако когда пилоты имеют право так отвлекаться от пилотирования и контроля над воздушным судном? Ведь от их ответственности зачастую зависят не только их собственные жизни, но и сотни жизней людей, находящихся за их спиной — в пассажирском салоне. В этой статье разберём, на каких этапах полёта пилотирующему экипажу разрешено разговаривать о вещах, не связанных с полётной ситуацией.
Когда пилот имеет право общаться с экипажем на отвлечённые темы?
До начала 1980-х годов пилоты имели право разговаривать о чём угодно в кабине на всех этапах полёта. Но после исследования ряда авиапроисшествий, произошедших в США, Федеральное агентство гражданской авиации страны выяснило, что одной из наиболее значимых причин происшествий в небе и на земле оказывались экипажи, отвлекавшиеся от пилотирования авиалайнера на посторонние вещи на критических этапах полёта.
В авиации каждый серьёзный инцидент или серия инцидентов приводит к созданию новых правил или рекомендаций, поэтому в 1981 году вышеупомянутое агентство ввело новое правило — "правило стерильной кабины".
В соответствии с этим правилом, лётному экипажу (экипажу в кабине) не разрешается выполнять никаких прочих обязанностей, кроме тех, что предписаны для обеспечения безопасного полёта на его критических этапах, к которым относят:
- руление воздушного судна;
- непосредственно взлёт, посадку и уход на второй круг;
- набор высоты или снижение, когда высота ВС — ниже 10 000 футов (около 3 000 м);
- иные этапы полёта, избираемые экипажем, например, аварийная ситуация.
На других этапах полёта пилоты по обоюдному согласию могут разговаривать по предметам, не связанным с полётом.
Что ещё запрещает пилотам правило стерильной кабины?
Помимо запрета на отвлечённые разговоры, правило стерильной кабины накладывает ещё ряд ограничений на полётный процесс во время критических этапов полёта. Среди них такие правила, как:
- дверь в кабину должна быть закрыта и заперта;
- все члены лётного экипажа должны находиться на своих местах;
- кресла лётного экипажа должны находиться в рабочем положении (не откинуты и не отодвинуты);
- радиообмен со службами УВД должен осуществляться через микрофон авиагарнитуры (не через спикер) и быть непосредственно связанным с выполнением полёта;
- члены лётного экипажа не должны употреблять пищу;
- члены лётного экипажа не должны обращаться к пассажирам по внутренней связи;
- члены лётного экипажа не должны заниматься заполнением полётной документации.
А что насчёт бортпроводников?
Взаимодействие бортпроводников с пилотами — не менее важный элемент в "стерильной" кабине. Бортпроводники не должны отвлекать пилотов от выполнения их работы в самый ответственный момент, поэтому на критических этапах полёта бортпроводникам запрещено входить в кабину.
Но рядовому бортпроводнику тяжело определить точную высоту судна по виду из иллюминатора, поэтому для них границы устанавливаются другим параметром — временным интервалом после взлёта и перед посадкой.
Также бортпроводникам важно доносить до пилотов информацию в исключительных случаях — при аварийных ситуациях. Так как аварийная ситуация подпадает под действие вышеупомянутого правила, авиакомпания в процессе подготовки бортпроводников указывает случаи, в которых кабинный экипаж (бортпроводники) должен доложить лётному о "внештатке". Как правило, они включают в себя:
- задымление салона;
- посторонние шумы;
- непосредственно наблюдаемую утечку технических жидкостей.
Катастрофа Douglas DC-9 под Шарлоттом — что будет, если не соблюдать правило стерильной кабины?
Точку в вопросе введения правила взаимодействия экипажа в ответственные моменты полёта поставила катастрофа самолёта McDonnell Douglas DC-9-31 авиакомпании Eastern Air Lines, выполнявшего рейс 212 по маршруту Чарлстон–Шарлотт–Чикаго, потерпевшего крушение при заходе на посадку в Шарлотте.
На борту находились 82 человека: 78 пассажиров, 2 пилота и 2 бортпроводницы.
11 сентября 1974 года, ровно в 7 утра по местному времени, DC-9, прошедший плановый ремонт половиной года ранее, вылетел из Чарлстона, и не испытал каких-либо трудностей в наборе высоты и на круизном эшелоне. Рейс в Шарлотт — крайне короткий: расстояние между городами составляет менее 300 км, поэтому уже в 7:22 экипаж рейса 212 получил разрешение снижаться до 8 000 футов, а в 7:25 — до 6 000. На протяжении всего процесса снижения пилоты были заняты беседой о политике, прерываясь лишь на связь с диспетчерами и выполнение их указаний. В 7:29 службы УВД дали рейсу указание снижаться и поддерживать высоту 3 000 футов.
Диспетчер: EASTERN 212, продолжайте [поддерживать] курс 2-4-0, снижайтесь и поддерживайте 3 000.
Командир: Ладно, давай [снижаться] до трёх [тысяч футов].
Второй пилот: Одна вещь, которая меня убивает, это... всё, что сейчас происходит. Мы должны взять какое-то определённое направление, чтобы сохранить страну. Арабы захватывают всё, они купили... у них столько недвижимости, столько земли, они купили остров за 17 миллионов долларов... фондовый рынок и швейцарцы хотят потопить наши деньги...
Командир: Окей...
*CИГНАЛИЗАЦИЯ О НИЗКОЙ ВЫСОТЕ ПОЛЁТА*
Командир: Да, сэр, они обзавелись деньгами, не так ли? У них очень много денег.
К этому моменту (около 7:30) экипаж начал психологически "отставать от самолёта". На этом этапе, когда до посадки остаются считанные минуты, командир и второй пилот стали путаться в визуальных ориентирах, основным из которых сперва стала башня в местном парке развлечений «Carowinds».
Командир: Carowinds.
Второй пилот: Ах... та башня... будет она или нет?
Командир: Не знаю... Carowinds, я не думаю, что это она. Мы слишком далеко, Carowinds позади нас.
Второй пилот: Думаю, так и есть.
Командир: Похоже на то, что это, знаешь ли, Carowinds... да, это башня.
Второй пилот: Шасси выпустить, пожалуйста, перед посадкой.
А после получения разрешения на посадку пилоты принялись искать визуальный контакт с ВПП.
Диспетчер: EASTERN 212, посадка разрешена, [полоса] 36.
Кто-то из экипажа: Хорошо.
Командир: Да, всё готово. Всё, что нам осталось сделать, так это найти аэропорт. Да.
Через секунду после этих слов на записи бортового самописца (чёрного ящика) раздались звуки удара о землю. В результате авиакатастрофы погибло 72 человека: 70 пассажиров, одна из бортпроводниц и командир воздушного судна.
Общепринятой и установленной версией произошедшего считается то, что экипаж упустил контроль над высотой самолёта в момент, когда пилоты начали отвлекаться на башню развлекательного парка. Самолёт прошел ниже безопасной высоты 1 800 футов раньше положенного почти на 3 километра, а сигнализация об этом осталась незамеченной.
Если вы хотите, чтобы мы разобрали данную авиакатастрофу подробнее в отдельной статье — пишите в комментариях!