Авиапассажиры и интересующиеся авиацией люди зачастую задаются вопросом: что за трёхбуквенные обозначения аэропортов можно встретить на сайтах авиакомпаний и авиабилетах и как они создаются? В этой статье разберём, что это за коды, по какому принципу они составляются и для чего нужны.
Кто даёт аэропортам буквенные обозначения?
Все действующие коды аэропортов, состоящие из трёх букв — дело рук ИАТА (от англ. аббревиатуры IATA) — Международной ассоциации воздушного транспорта. Эта неправительственная организация в основном занимается обеспечением сотрудничества между авиакомпаниями мира и создаёт новые экономические авиационные решения в интересах потребителей — авиапассажиров. ИАТА действует в 120 странах, включая Россию.
Эта организация присваивает коды не только аэропортам, но и авиакомпаниям и типам воздушных судов, но в этих кодах наравне с буквами могут содержаться и цифры. Например, по классификации ИАТА, "Аэрофлот" обозначается как SU, а самолёт Boeing 737-800 — 738.
Более того, ИАТА не обошлась одной лишь авиацией — некоторые коды выделены даже для городов (например, Москва имеет код MOW) и железнодорожных станций (например, Павелецкий вокзал в Москве имеет код XRK).
Такие коды можно встретить на сайтах по покупке билетов, сайтах авиакомпаний, на самих авиабилетах, табло в аэропорту, городских схемах транспорта и во многих других местах. Они позволяют оптимизировать производственные процессы, не нагромождая документы и интерфейсы длинными названиями аэропортов и городов.
Как ИАТА выбирает коды для аэропортов?
Принцип подбора кода для конкретного аэропорта в ИАТА схож с обозначением химических элементов в таблице Менделеева. В ней, например, алюминий обозначен как Al, что является сокращением длинного слова до нескольких букв. Таким же образом, организация сокращает длинные латинские названия до трёх букв. В городах, где есть один крупный аэропорт, сокращается название города, а в городах, где таких аэропортов несколько, каждый аэропорт получает отдельное обозначение. Получается: Domodedovo = DME; Murmansk = MMK; London Heathrow = LHR; Barcelona = BCN; Sheremet'yevo = SVO.
В США и Канаде такие обозначения подбираются по другому принципу: берутся уже существующие четырёхбуквенные обозначения аэропортов в организации ИКАО (от англ. аббревиатуры ICAO) — Международной организации гражданской авиации, и сохраняются лишь последние 3 буквы. Получается: Аэропорт Нью-Йорк им. Джона Кеннеди, имеющий код ИКАО KJFK = JFK.
Если вы желаете увидеть отдельную статью о кодах ИКАО и их различиях с кодами ИАТА, пишите в комментариях!
Тогда почему Санкт-Петербургский аэропорт Пулково имеет код LED?
Как правило, аэропорт не меняет свой код ИАТА с того момента, как он его получил. Это иногда становится причиной недопонимания и путаницы. Хорошим примером является город Санкт-Петербург и его аэропорт Пулково. Ни с названием города, ни с названием аэропорта никак не вяжется его код — LED.
Дело в том, что этот код был присвоен Петербургской воздушной гавани ещё во времена СССР, когда город носил название Ленинград.
Таких примеров в странах бывшего Союза ещё несколько: Бишкек имеет код FRU от бывшего названия Фрунзе, Самара — KUF от бывшего Куйбышев, Нижний Новгород — GOJ от бывшего Горький.