Найти в Дзене
Факты про артефакты

Англия воссоздала щит Ахилла: реальность или миф?

Когда мы говорим о Щите Ахилла, многие думают, что это всего лишь миф. Но Англия решила доказать обратное... В Лондоне XIX века решили воплотить древний миф в килограммах чеканного серебра — и превратили оружие героя в политическое заявление. Кто заказал Щит Ахилла, что на нём изображено — и почему он стал больше, чем просто предметом дворцового сервиза? Щит Ахилла никогда не существовал. Ни в гробнице, ни на поле боя, ни в музее древностей. Всё, что мы знаем — это строки из XVIII песни «Илиады», где бог Гефест по просьбе Фетиды кует для её сына оружие, достойное бога. Оружие, внутри которого — весь мир: поля, города, битвы и свадьбы, жатва и танец, звёзды над головой и океан, окаймляющий землю. Это не военный атрибут, это космограмма. Но в 1821 году Англия решает создать его в металле. И тем самым — утверждает свою версию этого мира. Серебряный щит, заказанный к коронации Георга IV, был отлит в Лондоне мастерами фирмы Rundell, Bridge & Rundell, крупнейшей ювелирной мануфактурой своего
Оглавление

Когда мы говорим о Щите Ахилла, многие думают, что это всего лишь миф. Но Англия решила доказать обратное... В Лондоне XIX века решили воплотить древний миф в килограммах чеканного серебра — и превратили оружие героя в политическое заявление. Кто заказал Щит Ахилла, что на нём изображено — и почему он стал больше, чем просто предметом дворцового сервиза?

Щит Ахилла никогда не существовал. Ни в гробнице, ни на поле боя, ни в музее древностей. Всё, что мы знаем — это строки из XVIII песни «Илиады», где бог Гефест по просьбе Фетиды кует для её сына оружие, достойное бога. Оружие, внутри которого — весь мир: поля, города, битвы и свадьбы, жатва и танец, звёзды над головой и океан, окаймляющий землю. Это не военный атрибут, это космограмма. Но в 1821 году Англия решает создать его в металле. И тем самым — утверждает свою версию этого мира.

-2

Серебряный щит, заказанный к коронации Георга IV, был отлит в Лондоне мастерами фирмы Rundell, Bridge & Rundell, крупнейшей ювелирной мануфактурой своего времени. Его диаметр — 90,5 см, форма — выпуклая, почти куполообразная. Он сделан из посеребрённого металла с золотым покрытием. Массивный, блистательный, он не предназначен ни для боя, ни даже для ношения: это артефакт, существующий на грани искусства, мифа и монархического ритуала.

Но начался он не с короля, а с художника.

Художник античности

Имя Джона Флаксмана сегодня знакомо в основном специалистам по неоклассицизму. Он был скульптором и рисовальщиком, любимцем Ведживуда, профессором Лондонской академии. Но главным в его жизни было другое — визуализировать «Илиаду» и «Одиссею» с такой простотой, будто Гомер сам говорил через линии. Его гравюры к Гомеру изданы в Риме в 1793 году — и они стали событием. Не театральная драма, а строгая, почти архитектурная ясность композиции сделала эти рисунки иконами времени.

-3

Именно по его рисункам был создан серебряный щит. На поверхности — девять разделов, повторяющих описанный у Гомера порядок: земля, города, суд, поле, жатва, виноградник, стада, пастухи, война и, наконец, танец. Все сцены тщательно выполнены в рельефе. Каждая фигура — словно античная камея. Они рассказывают не историю Ахилла, а историю мира, в котором он жил. А значит — и мира, в который Англия помещала себя.

-4

Не оружие, а символ

Щит Ахилла был частью роскошного сервиза, заказанного для коронационного банкета Георга IV. Он не предназначался для витрины или боя — он предназначался для демонстрации. Это было «парадное серебро» — символическое оружие власти, которое не наносят в бою, но предъявляют во время ритуалов. Серебро, как воск, принимает отпечатки идеологии. А идеология Англии 1820-х годов — это империя, античность, рационализм и эстетика неоклассики.

-5

Щит воссоздавал не столько античность, сколько то, как XVIII и XIX век её себе представляли. Это не щит гомеровского героя, а артефакт просвещённого монарха. В его рельефах — не столько война, сколько идея гармонии. В центре — суд, где старцы решают спор. Вокруг — сцены жатвы и танца. Война появляется лишь в одном из кругов — как неизбежная часть мира, но не его суть. Это не Греция времён Трои. Это Европа после Наполеона, мечтающая о порядке.

-6

Где заканчивается миф

Щит не уникален. Он был создан как часть сервиза, но впоследствии повторялся и отдельно. Один из экземпляров хранится сегодня в Королевской коллекции (RCIN 51266), другой — в Британском музее. Некоторые экземпляры выставлялись на Всемирных выставках — как образец английского мастерства и визуальной риторики. Щит стал своего рода «брендом» британского серебра — не просто предметом, а доказательством способности нации визуализировать классику.

-7

И всё же этот щит — парадокс. Он материальный, но родился из текста. Он оружие, но не несёт ни одного удара. Он создан для короля, но описывает жизнь обычных людей — пастухов, жнецов, танцующих юношей. Это не атрибут героя, а отражение мира. Не его правды, а его структуры.

Щит Ахилла — это не об искусстве войны. Это о стремлении зафиксировать порядок. Миф о герое, в котором главное — не бой, а границы. Английская монархия сделала его своим: как доказательство того, что древний текст можно перевести в металл, а вечный космос — встроить в парадный ужин.

Краткие, но интересные факты

  • Щит Ахилла из серебра был создан в 1821 году ювелирами Rundell, Bridge & Rundell по рисункам Джона Флаксмана.
  • Вдохновением стала XVIII книга «Илиады», где Гефест кует щит для Ахилла.
  • Диаметр щита — 90,5 см; он изготовлен из серебра с позолотой, не предназначен для боя.
  • Один из оригиналов — в Королевской коллекции Великобритании (RCIN 51266).
  • Щит стал эмблемой британского неоклассицизма и имперского символизма первой половины XIX века.

-9

#щитАхилла #историяартефактов #британскаямонархия #античностьимифы #ювелирноеискусство

Читать также....

Латунный щит из пещеры Зевса: встреча трех богословских миров

Горгона Медуза на щите у принца: брошен на поле боя, найден и сохранен для истории