Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Диверсант № 1 Германии называет причины, которые привели нацистов к поражению

Оберштурмбаннфюрер СС Отто Скорцени стал самым известным немецким диверсантом, прославившись, прежде всего, не только успешной, но и дерзкой операцией по спасению Муссолини в сентябре 1943 года.

Войну Скорцени благополучно пережил, его не назвали военным преступником, а сам он упорно заявлял, что он был всего лишь солдатом, не запятнавшим себя какими-либо бесчестными поступками. Больше того, Скорцени выступал на Нюрнбергском процессе – свидетелем защиты Фрица Заукеля, обвиненного в преступлениях против человечности, прежде всего, за насильственный вывоз рабочих в Германию.

После войны интерес к Скорцени проявили спецслужбы США и Израиля. Сам он не стеснялся своей известности и не только написал, но и опубликовал мемуары: «Диверсия – моё ремесло», «Неизвестная война» и «Секретные задания РСХА».

Отто Скорцени (1908 – 1975)
Отто Скорцени (1908 – 1975)

Как и многие другие бывшие нацисты, Отто Скорцени размышляет в своих воспоминаниях о причинах поражения гитлеровской Германии в войне с СССР. Он рассуждает о них «со своей колокольни» – с точки зрения профессионального разведчика и диверсанта.

Но начинал Скорцени как офицер артиллерийского полка, отвечавший за автомобильную технику, воевал во Франции, в Югославии, ничем особо себя не проявил, а в 1941 г. участвует в атаках на Брест. Эти эпизоды достаточно выразительны и своеобразны, отдельные наши историки, убеждавшие российское общество, что Красная Армия было не способна вообще ни к чему, с неудовольствием читали о том, что «…начиная с рядового солдата и до командира роты русские были равны нам. Они были мужественными, находчивыми, одаренными маскировщиками, а кроме того, ожесточенно сопротивлялись и всегда готовы были пожертвовать своей жизнью...» – пишет он в книге «Неизвестная война». Но нужно отметить, что в его книгах ясно звучит мысль о том, что он «себе не изменял и не изменит», потому что убеждён: «Германия спасала Европу от большевизма».

Прочитают мемуары Скорцени с явным удовольствием и те, кто твёрдо знает, что не было никакого «сталинского террора», а была «великая чистка», потому что Скорцени убеждён: «Русские генералы выполняли приказы, а не занимались заговорами и предательством, как это часто случалось у нас на самых высоких постах... Мой фронтовой опыт показывал, а в апреле 1943 года я еще раз убедился в том, что Генеральный штаб Красной Армии не был уничтожен», – то есть пришли новые, молодые, талантливые и верные Сталину командиры самого высокого ранга, а вот в Германии то и дело готовили устранение Гитлера или саботировали его «гениальные решения».

Бункер Гитлера после покушения 20 июля 1944 г.
Бункер Гитлера после покушения 20 июля 1944 г.

Можно не верить событиям, но у Скорцени постоянно случаются нелады со здоровьем в трудные моменты фронтовой жизни: в августе 1941 г. он попал в госпиталь с приступом дизентерии, а в тот момент, когда в декабре Красная Армия перешла в наступление, Скорцени снова оказался в госпитале – осложнения с желчным пузырём. Он эвакуирован и больше на фронт не возвращался, нашёл своё призвание – стал диверсантом.

На его счету спасение Муссолини, подавление заговора 20 июля 1944 г., проведение операции по передаче власти в Венгрии диктатору Салаши, развёртывание диверсионных действий в Арденнах.

В своих послевоенных мемуарах Отто Скорцени пытается проанализировать, почему идеальная военная машина Германии не сумела справиться с Советским Союзом, и находит главные причины поражения.

Он считает, что генералы даже самого высокого уровня лишь «имитировали бурную деятельность», поэтому Сталин, проведя чистку в армии СССР, только укрепил обороноспособность: «Красная Армия, вопреки всеобщему мнению, была не ослаблена, а укреплена… Посты репрессированных командиров армий, корпусов, дивизий, бригад, полков и батальонов заняли молодые офицеры – идейные коммунисты. После этой тотальной чистки 1937 года появилась новая, политическая русская армия, способная перенести самые жестокие сражения».

А в Германии были не только генералы, думающие лишь о карьере, но и прямые враги – Скорцени называет Канариса и уверен в том, что глава внешней разведки Германии Вильгельм Канарис был в 30-е годы завербован англичанами и работал на них. Именно он, по утверждению Скорцени, и убедил Гитлера в неизбежном провале операции по высадке морского и воздушного десантов в Британии «Морской лев».

Скорцени писал: «С самого начала войны и в решающих моментах Канарис действовал как самый грозный противник Германии. Если бы Гитлер тогда знал о дезинформации, которую подсовывает ему его же начальник разведки, Британия была бы разгромлена».

Адмирал Канарис, начальник Абвера (военной разведки и контрразведки Германии)
Адмирал Канарис, начальник Абвера (военной разведки и контрразведки Германии)

Важной причиной поражения Германии, утверждал Скорцени, стала война на два фронта, такая война «подорвала силы Германии, истощила её людские и материальные ресурсы, и вымотала немецкую промышленность».

Ещё одна причина поражения Германии – недооценённая мощь советской промышленности. Причём Скорцени убеждён, что немецкая верхушка, генералы и промышленники, знали о потенциале будущих военных противников: «Знали, да только были уверены, что почти вся эта индустрия достанется им – в ходе стремительного блицкрига».

Операцию по быстрой эвакуации большинства предприятий далеко на восток Скорцени признаёт великим успехом советского руководства, напрямую повлиявшим на исход войны: «Русские перевезли большинство своих важнейших военных заводов на восток и перепрофилировали находившиеся там предприятия. На Урале появился промышленный район, превышающий по площади всю территорию Рейха. И этот район невозможно было разрушить ни авиационными налётами, ни диверсионными актами».

А вот трудную, кровопролитную борьбу и вовсе не героическую победу РККА над Финляндией Скорцени искренне считал военной хитростью: такая тяжкая победа «существенно подорвала военный престиж Советского Союза и его вооружённых сил», именно поэтому германские стратеги видели в Советском Союзе «колосса на глиняных ногах», но жестоко поплатились за такой просчёт. «Мы не отдавали себе отчёта в том, что их с трудом завоеванная победа над храброй финской армией была только блефом. Речь идет о сокрытии огромной силы, способной атаковать и обороняться, о которой Канарис, как руководитель внешней разведки, должен был знать».

И ещё одной причиной поражения Германии стало техническое превосходство советской военной техники. Даже то, что германская армия имела массу автомашин, танков, пулемётов, созданных в разных странах, создало «технический разнобой».

Правда, перечислив те причины, которые не позволили «самой совершенной армии мира» победить, Скорцени не увидел ещё одну, которая была самой важной: советский человек, красноармеец, краснофлотец, труженик тыла, защищал свою страну, свой дом, свою семью, свои нравственные ценности, заложенные не только советской идеологией, но и традиционными нравственными представлениями, и это делало войну действительно не только справедливой, но и священной.