Найти в Дзене
Пища для ума

Имеет ли ребёнок право быть уважаемым сегодня? Я.Корчак

«Сопляк или человек?»: правда о правах, которые мы забыли дать детям Представьте: вы идёте по улице, но никто вас не замечает. В магазине вас толкают, в автобусе требуют уступить место. Ваши слова игнорируют, а поступки оценивают только через призму подозрения: «Наверное, опять что-то натворил». Вы вряд ли захотите жить в таком мире. Но в нём ежедневно живут дети. И вот тут-то вся правда выходит наружу… Давайте признаемся: в нашей культуре дети часто воспринимаются как что-то «пока не состоявшееся». Они будут важны... когда вырастут. Когда перестанут капризничать, разливать молоко и громко смеяться на весь автобус. Когда, наконец, начнут вести себя как взрослые. Но разве у жизни есть черновик? Януш Корчак, польский педагог, врач и писатель, ещё в начале XX века задал неудобный, но гениальный вопрос: имеет ли ребёнок право быть уважаемым сегодня, а не только когда он «повзрослеет»? Мы без зазрения совести отчитываем малыша за разбитую чашку, хотя сами в это же утро пролили кофе на руб
Оглавление

«Сопляк или человек?»: правда о правах, которые мы забыли дать детям

Представьте: вы идёте по улице, но никто вас не замечает. В магазине вас толкают, в автобусе требуют уступить место. Ваши слова игнорируют, а поступки оценивают только через призму подозрения: «Наверное, опять что-то натворил». Вы вряд ли захотите жить в таком мире. Но в нём ежедневно живут дети. И вот тут-то вся правда выходит наружу…

Что, если дети — это не «заготовка человека», а уже человек?

Давайте признаемся: в нашей культуре дети часто воспринимаются как что-то «пока не состоявшееся». Они будут важны... когда вырастут. Когда перестанут капризничать, разливать молоко и громко смеяться на весь автобус. Когда, наконец, начнут вести себя как взрослые. Но разве у жизни есть черновик?

Януш Корчак, польский педагог, врач и писатель, ещё в начале XX века задал неудобный, но гениальный вопрос: имеет ли ребёнок право быть уважаемым сегодня, а не только когда он «повзрослеет»?

Бывало ли, что вы замечали, как легко мы раздаём детям подзатыльники… но как редко — равные права?

Мы без зазрения совести отчитываем малыша за разбитую чашку, хотя сами в это же утро пролили кофе на рубашку. Ребёнок не имеет права сказать «нет» взрослому — ведь это «неуважение». Но разве уважение не должно быть взаимным?

«Мы любим детей», — говорим мы, но почему тогда так часто называем их обузой, сопляками, помехой на пути к «взрослой» жизни? Неужели можно любить — и одновременно презирать?

Представьте, как всё обернётся, если мы признаем: у детей есть права. Не «в будущем», а сейчас.

Корчак настаивал: ребёнок — это гражданин со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да, у него другой рост, и он не голосует на выборах, но он думает, чувствует, страдает и мечтает. Он помнит обиды и прощает чаще, чем мы. Он смеётся без расчёта и рыдает без стыда. Разве не это и есть признаки живого человека?

Но вот где прячется главный подвох: мы не замечаем собственной тирании. Мы приучаем детей подчиняться неразумным требованиям, не давим авторитетом, а буквально наваливаемся им. Мы считаем естественным отчитывать, наказывать, обесценивать чувства — только потому, что можем.

Только вообразите, чего мы лишаемся, не услышав ребёнка вовремя

Корчак утверждал: ребёнок — не только наше будущее. Он наше настоящее. Он уже личность, он уже мыслит, уже страдает, уже любит. У него уже есть достоинство, пусть и пока без диплома и трудовой книжки.

Более того — он часто честнее, чем мы. У него ещё не выработано мастерство лицемерия. Он видит, когда мы притворяемся. Он интуитивно чует фальшь. И вот это действительно поворот событий!

Мы, взрослые, любим думать о себе как об уравновешенных, рациональных, «готовых» людях. Но разве среди нас нет истериков, манипуляторов, обидчивых нытиков и ленивых саботажников? Почему мы готовы простить себе слабость, но не ребёнку, который только учится быть человеком?

Парадокс: детство — время, когда человек наиболее интенсивно развивается. Он строит себя буквально по кирпичикам. И вместо того чтобы помочь ему, мы часто… мешаем. Бесконечные «не трогай», «не бегай», «не шуми», «не лезь» — это не воспитание. Это дрессировка.

Только представьте масштабы этого…

Корчак был не только философом, но и практиком. Он создал «Дом сирот» — приют, где дети управляли собой сами. Суд чести, собрания, голосование — всё как у взрослых. И знаете, что случилось? Дети справились. Без насилия. Без криков. Без «авторитарного воспитания». Вот это действительно открытие.

Но в этот самый момент происходит…

Дети в этом эксперименте показали, что обладают тонким чувством справедливости, сочувствием, способностью к саморегуляции. Они не нуждаются в жёсткой руке. Они нуждаются в уважении.

Именно здесь и раскрывается вся суть: уважение — это не награда, которую ребёнок должен заслужить. Это базовое право, которое взрослый обязан предоставить.

Финал истории получился просто непредвиденным…

Януш Корчак пошёл со своими воспитанниками в газовую камеру, отказавшись спастись. До конца он остался с ними — с детьми, которых общество не считало полноценными людьми. Он доказал: право ребёнка на уважение — не метафора, а священное обязательство.

Что нам делать теперь?

➤ Перестать воспринимать детей как «заготовку для будущего».

➤ Начать разговаривать с ними, а не поучать.

➤ Уважать их чувства, выборы, ошибки.

➤ Перестать играть в поддавки: взрослые не всегда правы.

➤ И самое главное —
дать им жить настоящим, а не только готовиться к взрослой жизни.

Если эта статья была полезна, не забудьте подписаться и поставить лайк!