Найти в Дзене
За чашкой чая

Реакция манси на посещение молебного места чужаками.

РАССКАЗ ДЕДА ИЗ ИВДЕЛЯ. Опубликовано в книге В. А. Мальцева «Дневники экспедиций». Из писем Владимира Львовича Валдайских Виктору Мальцеву. Март 1979 г.: «...Работал я в 30-х годах проводником у геологов. В один из сезонов прошли маршрутом от Денежкиного камня до верховьев Вишеры. Работы закончили, пришло время выбираться домой. Геологи решили сплавиться по р. Большая Тошемка до Вижая. Шли по склону горы Молебной (Молебный камень - Прим.ред.) и случайно наткнулись на молебное место. Место это было на южном склоне горы, в лесу, недалеко от тундры. Мы все знали, что у манси есть святые места и что трогать ничего нельзя, а то могут убить. Но все же интересно! Подошли поближе посмотреть. Много было барахла - рога, посуда, горшки, тряпки, ... не помню уже всего. И тут откуда-то взялись манси, несколько человек с винтовками. Но нас не тронули - может быть потому, что нас было много, а может быть из-за того, что мы ничего руками не трогали. Наверное следили за нами Велели уходить. Мы пошли. В

РАССКАЗ ДЕДА ИЗ ИВДЕЛЯ.

Опубликовано в книге В. А. Мальцева «Дневники экспедиций».

Из писем Владимира Львовича Валдайских Виктору

Мальцеву. Март 1979 г.:

«...Работал я в 30-х годах проводником у геологов. В один из сезонов прошли маршрутом от Денежкиного камня до верховьев Вишеры. Работы закончили, пришло время выбираться домой. Геологи решили сплавиться по р. Большая Тошемка до Вижая.

Шли по склону горы Молебной (Молебный камень -

Прим.ред.) и случайно наткнулись на молебное место.

Место это было на южном склоне горы, в лесу, недалеко от тундры. Мы все знали, что у манси есть святые места и что трогать ничего нельзя, а то могут убить. Но все же интересно! Подошли поближе посмотреть. Много было барахла - рога, посуда, горшки, тряпки, ... не помню уже всего. И тут откуда-то взялись манси, несколько человек с винтовками. Но нас не тронули - может быть потому, что нас было много, а может быть из-за того, что мы ничего руками не трогали. Наверное следили за нами Велели уходить.

Мы пошли. Вскоре пришло время устраиваться на ночлег. Переночевали и поплыли вниз. Остановились опять ночевать километра за четыре до устья Тошемки.

Ночевали на обрыве, ставили палатку.

Вдруг, утром, когда пили чай у костра, из леса выходят четыре манси - трое молодых и один старик. Все с винтовками. Стоят по краю поляны так, что в лес не проскочишь. Винтовки на нас наставили. Мы ничего не понимаем. Тут старик говорит: «Сидите, а то будем стрелять!»

Сидим. Молодые стоят, а он подошел к нам и стал мерить сапоги веревочкой с узелками. Промерял у всех и спрашивает: «Где у вас человек с большими сапогами?» А у нас начальник самые большие сапоги носил. Поняли мы, что он что-то сделал на их молебном месте. Когда манси подошли, он в палатке был и сейчас там тихонько сидел. « - Нету» - говорим,

- «у нас такого человека.»

«-Нет, он ваш.» - манси говорят, « - пока не скажете где он, мы вас не отпустим.»

Манси попросил, чтобы палатку показали. Мы подняли полога - начальник спрятался под спальник- манси его не увидели как-то. Манси с винтовками сидят, караулят. Весь день просидели и мы и они. Кто-то из нас заскочил в палатку, начальник и признался, что как заночевали у молебного места, он утром тихонько сбегал туда и забрал чашку какую-то вроде, из серебра. «-Только не выдавайте» - говорит, «а то - убьют!»

А под обрывом у нас маленькая лодка стояла. Манси ее не заметили. Вот он ночью потихоньку выбрался, сел в нее и поплыл вниз, в Вижай. Манси только утром поняли, что он в палатке прятался. Один из них кинулся догонять на своей лодке. А начальник, как потом оказалось, в Вижае сразу сел на коня и на нем в Ивдель. Манси и в Ивдель за ним прибежал, только там уж не нашел...»

Справка о деде. Невысокий, сухощавый старик, довольно шустрый. Около 70 лет. До сих пор бегает на рыбалку и охоту. Работает уже несколько лет ночным сторожем в Ивдельском Госпромхозе»