"Предложите зарплату в 120 тысяч рублей, и вопрос с нехваткой персонала будет решен, а потребность в иностранной рабочей силе отпадет", – так можно кратко изложить идею главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, представленную как альтернативный подход к решению кадрового дефицита.
Заявления Александра Бастрыкина, прозвучавшие на XII Международном юридическом форуме, вызвали широкий резонанс в обществе. Его предложения, касающиеся запрета на ношение никаба, срочной разработки законодательства, регулирующего приток трудовых мигрантов, а также критика неэффективности работы чиновников, нашли отклик у многих. Глубокое понимание проблемы, продемонстрированное Александром Ивановичем, производит сильное впечатление. Его доводы в ходе дискуссий трудно оспорить.
На форуме обсуждалась экономическая целесообразность привлечения рабочей силы из стран Центральной Азии и Закавказья. Бастрыкин вступил в дискуссию с участником, который утверждал, что россияне отказываются работать в регионах даже при высокой оплате. В качестве примера приводился случай в Самарской области, где компания "Самарский Стройфарфор" предлагала зарплату в 80 тысяч рублей, однако местные жители не проявили интереса, несмотря на то, что средний доход в регионе составлял около 33 тысяч. В то же время, "незаменимые иностранные специалисты" с готовностью приняли предложение.
Александр Иванович выразил сомнение в отсутствии интереса к работе со стороны жителей Самары. Последовал следующий диалог:
Оппонент: "У нас крупное производство керамики. Местные жалуются на тяжелые условия труда."
Бастрыкин: "То есть, самарцы не хотят работать?"
Оппонент: "Приходят, но быстро уходят."
Бастрыкин: "Сколько им платили?"
Оппонент: "Достойную зарплату. 80 тысяч на тот момент."
Бастрыкин: "Разве это маленькая зарплата? А сколько платят мигрантам?"
Оппонент: "60 тысяч."
Бастрыкин: "Вот вам и экономия в 20 тысяч! Предложите 120 тысяч, и россияне пойдут работать, а иностранных работников увольте."
Оппонент: "Согласен."
Очевидно, что даже сторонники привлечения мигрантов признают силу аргументов главы Следственного комитета. Проблема действительно заключается в уровне оплаты труда. Несмотря на демографические вызовы, нельзя утверждать, что россияне не будут работать ни при каких условиях. Утверждение, что никто не пойдет работать на завод за 120 тысяч, не соответствует действительности. Необходимо отказаться от устаревшего стереотипа о том, что "русские не будут выполнять низкоквалифицированную работу". Это упрощенное и неверное представление о мотивации людей.
Стоит вспомнить пример губернатора Амурской области Василия Орлова, который решил проблему дефицита кадров в сельском хозяйстве, уволив иностранных рабочих и существенно увеличив заработную плату. В результате была обеспечена полная занятость, снизился уровень алкоголизации, и увеличилось сельскохозяйственное производство. Решение оказалось достаточно простым.
"Оказывается, если предложить конкурентную зарплату, находятся и желающие работать, и умеющие обращаться с техникой, и не злоупотребляющие алкоголем. Производственные показатели значительно улучшились, вклад в ВРП удвоился, а урожайность сои достигла рекордных значений", – сообщил глава региона.
В случае привлечения мигрантов в Россию необходимо усилить контроль со стороны работодателей и возложить на них полную ответственность за последствия. В качестве примера Бастрыкин привел опыт Белоруссии.
"В Белоруссии работодатель, планирующий нанять иностранных специалистов, обязан предоставить миграционной службе доказательства отсутствия аналогичных специалистов в стране и обосновать необходимое количество мигрантов. Все расходы, связанные с пребыванием мигрантов в Белоруссии, несет работодатель", – подчеркнул Бастрыкин.
Работодатель, принимающий на работу иностранных граждан, должен встречать их, обеспечивать жильем, контролировать их поведение и оплачивать обратный проезд. В настоящее время Россия несет значительные расходы на депортацию нелегальных мигрантов. Кроме того, следует ввести ограничения на переезд членов семей трудовых мигрантов.
Выступления Александра Бастрыкина представляют собой программу действий, предлагаемую государственно мыслящими деятелями для решения миграционных вопросов. Если не предпринять необходимые меры сейчас, ситуация может стать необратимой. Темпы выдачи паспортов и интеграции в общество представителей других культур достигли критической отметки. Происходит постепенное размывание российской этнокультурной идентичности, что может привести к дестабилизации внутриполитической обстановки и угрозе территориальной целостности страны.