Найти в Дзене

10 самых эпичных фильмов всех времен

Гонки на колесницах в «Бен-Гуре», финальная дуэль на кладбище в «Хорошем, плохом, злом», сцена «Я — Спартак!» в «Спартаке», Стив Маккуин, не сбавляющий газ в мотоциклетной погоне из «Великого побега», переход от кости к спутнику в «Космической одиссее 2001 года», «Полет валькирий» в «Апокалипсисе сегодня», знаменитый монтажный переход в «Лоуренсе Аравийском»… Это лишь несколько культовых сцен, которые мгновенно всплывают в памяти при слове «эпично». Без сомнения, молодое поколение сразу представит что-то посвежее: например, как Рипли в экзоскелете выходит на бой с королевой в «Чужих», перестрелку в холле из «Матрицы», высадку на пляже в «Спасти рядового Райана», атаку рохирримов в «Возвращении короля» или сцену, где Рассел Кроу раскрывает себя как Максимус в «Гладиаторе». Но все мы согласимся: нет ничего лучше, чем после долгой недели погрузиться в по-настоящему эпичное кино — масштабное во всех смыслах. Такое, где почти всегда многочасовой хронометраж и баснословный бюджет, сотни (есл
Оглавление

Гонки на колесницах в «Бен-Гуре», финальная дуэль на кладбище в «Хорошем, плохом, злом», сцена «Я — Спартак!» в «Спартаке», Стив Маккуин, не сбавляющий газ в мотоциклетной погоне из «Великого побега», переход от кости к спутнику в «Космической одиссее 2001 года», «Полет валькирий» в «Апокалипсисе сегодня», знаменитый монтажный переход в «Лоуренсе Аравийском»… Это лишь несколько культовых сцен, которые мгновенно всплывают в памяти при слове «эпично».

Без сомнения, молодое поколение сразу представит что-то посвежее: например, как Рипли в экзоскелете выходит на бой с королевой в «Чужих», перестрелку в холле из «Матрицы», высадку на пляже в «Спасти рядового Райана», атаку рохирримов в «Возвращении короля» или сцену, где Рассел Кроу раскрывает себя как Максимус в «Гладиаторе».

Но все мы согласимся: нет ничего лучше, чем после долгой недели погрузиться в по-настоящему эпичное кино — масштабное во всех смыслах. Такое, где почти всегда многочасовой хронометраж и баснословный бюджет, сотни (если не тысячи) статистов, грандиозные декорации и зрелищные битвы, история, разворачивающаяся на грандиозном полотне, без оглядки на «мелочи» вроде нехватки денег или экранного времени.

От исторических драм до экранизаций фэнтези — мы собрали фильмы, от которых захватывает дух, а челюсть сама падает от восторга.

Перед вами — 10 самых эпичных картин в истории кино (в хронологическом порядке).

1. Наполеон (1927)

-2

Много чернил было пролито из-за Ридли Скотта и вопиюще исторически неточного его недавнего биографического фильма «Наполеон». После того как фильм провалился в прокате и ушёл с «Оскара» ни с чем, пошли разговоры о вмешательстве студии, о 4-часовой режиссёрской версии, которую в итоге сократили до жалких 3 часов 20 минут, а также всплыл инсайдерский слух, что главная звезда — Хоакин Феникс — грозился покинуть проект, если Пол Томас Андерсон не придёт и не доработает сценарий в последний момент. Однако главная суровая правда остаётся: «Наполеон» 2023 года куда интереснее читать о нём, чем смотреть.

Настоящие знатоки знают, что любой второй фильм о знаменитом французском тиране всё ещё играет вторую скрипку после немого фильма Абеля Ганса, которому уже почти сто лет, — новаторского технического достижения, разделённого на четыре акта, для показа которого требовалось три полноразмерных синхронизированных экрана, а во время последнего показа в кинотеатрах в 2024 году выступал живой оркестр из более чем 250 музыкантов. Фильм рассказывает о стремительном взлёте корсиканца по карьерной лестнице французской армии, начиная с его ключевой роли во Французской революции и заканчивая триумфальным вторжением в Италию в 1797 году.

Недавно вышла реставрированная версия, над которой работали десятилетиями и которая увеличила и без того колоссальную продолжительность фильма ещё на семь часов, максимально приблизив его к первоначальному виду. Так что сейчас — лучшее время, чтобы увидеть «Наполеона» во всей его красе.

2. Унесенные ветром (1939)

-3

Благодаря неотразимому звездному дуэту — Вивьен Ли и Кларку Гейблу, играющим капризную дочь плантатора из Джорджии и циничного светского льва, которые влюбляются друг в друга на фоне бушующей Гражданской войны, — эта монументальная историческая драма Виктора Флеминга уже давно считается эталоном старомодного голливудского зрелища в его самом широком понимании.

Несмотря на розовые тона и некритичный взгляд на довоенный Юг, эта репутация кажется вполне заслуженной. Если смотреть сквозь призму современной политики, можно утверждать, что время не пощадило этого некогда главного кассового чемпиона Голливуда. Но, как сказал мудрый Ретт Батлер: «Моя дорогая, мне наплевать». Как бы то ни было, перед нами — 11-кратный обладатель «Оскара», шедший в кинотеатрах более ста недель подряд (!) и до сих пор регулярно показываемый на кабельном телевидении, со всеми его недостатками. Просто забудьте о спорной политике, расслабьтесь, устройтесь поудобнее и позвольте величественным пейзажам и головокружительной романтике увлечь вас, погружая в грандиозность происходящего. Поверьте на слово: такую роскошь уже не снимают.

3. Состояние человека (1959-1961)

-4

Эта выдающаяся работа японского кинематографа рассказывает историю молодого пацифиста-социалиста Кандзи (Тацуя Накадай), пытающегося примирить свои строгие моральные принципы с долгом солдата императорской армии, когда его назначают надзирателем в исправительно-трудовой лагерь в оккупированной Маньчжурии. Первоначально фильм был разделён на три полнометражные части общей продолжительностью чуть более девяти часов. Однако режиссёр-новатор Масаки Кобаяси всегда задумывал свою экранизацию романа как цельное, всеобъемлющее повествование о физическом и духовном пути человека сквозь беспощадную мясорубку Второй мировой войны.

И мы склонны согласиться с его видением. Воспринимаемый как единое целое, «Условия человеческого существования» («Состояние человека») сегодня — не только ошеломляющее достижение кинематографа, но и самое убедительное опровержение расхожего утверждения Франсуа Трюффо о том, что любой антивоенный фильм в итоге прославляет своих героев. Это беспощадная история, которая не выбирает выражений и проникает в самое нутро на протяжении почти десяти изнурительных часов. Мы становимся свидетелями того, как наивный идеалист Кандзи проходит через невыносимые испытания: его насильно отправляют на фронт, бросают в тылу врага и в конце концов заключают в советский лагерь для военнопленных.

Это тяжёлый, выматывающий опыт — по сравнению с ним даже «Список Шиндлера» кажется прогулкой по Диснейленду. Смотрите на свой страх и риск, но «Условия человеческого существования» щедро вознаградят терпеливого зрителя.

4. Лоуренс Аравийский (1962)

-5

Этот семикратный обладатель «Оскара» от Дэвида Лина (признанного мастера масштабного кино, создавшего «Мост через реку Квай» и «Доктор Живаго») вряд ли может считаться спорным выбором. Фильм рассказывает историю знаменитого британского офицера Т.Э. Лоуренса, возглавившего арабское восстание против Османской империи во время Первой мировой войны. Это кинематографическая эпопея беспрецедентного размаха и повествовательной смелости.

Эта высокобюджетная историческая сага с Питером О'Тулом в главной роли (продолжительностью 228 минут) стала последним ярким всплеском угасающего жанра, который окончательно сошёл на нет после того, как чрезмерно раздутая «Клеопатра» Джозефа Л. Манкевича в 1963 году превысила бюджет и едва не привела Голливуд к банкротству.

Благодаря потрясающим панорамным съёмкам оператора Фредди Янга, «Лоуренс Аравийский» задал визуальный стандарт для бесчисленных последующих голливудских эпопей. Фильм даже превзошёл сагу Фрэнка Герберта «Дюна» в деконструкции классического путешествия героя - через образ харизматичного белого человека, превращающегося в манипулятивного мессию, ведущего коренной пустынный народ к восстанию против колониальных угнетателей (хотя гигантских песчаных червей здесь, увы, не найдёшь).

Спустя 63 года «Лоуренс Аравийский» остаётся грандиозным зрелищем, которое обязательно нужно увидеть - и подлинным шедевр

5. Война и мир (1967)

-6

Можно подобрать множество красивых эпитетов для описания семичасовой экранизации толстовского романа 1869 года, удостоенной "Оскара" - масштабная, захватывающая, внушающая благоговение, грандиозная... Но, пожалуй, достаточно одного слова - "эпическая".

Чтобы понять исключительные обстоятельства рождения этого беспрецедентного по размаху кинополотна, стоит обратиться к историческому контексту. В 1956 году Голливуд выпустил гламурную, но холодноватую адаптацию "Войны и мира" о наполеоновских войнах, расколовших судьбы трёх русских аристократов. А в разгар холодной войны 1960-х советское правительство, не скупясь, бросило в бой 12 тысяч солдат, 10 тысяч статистов и 100 миллионов долларов - лишь бы переплюнуть "дядечку Сэма".

Боевые сцены у Бондарчука, мягко говоря, делают голливудскую версию с Одри Хепберн похожей на школьный спектакль.

6. Барри Линдон (1975)

-7

Хотя в 1975 году фильм не снискал широкого признания, при детальном рассмотрении эта драма из жизни XVIII века, основанная на романе Теккерея 1844 года, оказывается столь же визуально совершенной и масштабной, как любая другая работа Стэнли Кубрика.

Эта язвительная пародия на европейскую аристократию повествует о головокружительном взлете ирландского авантюриста Редмонда Барри (Райан О'Нил) - от нищеты до богатства через брак с аристократкой во время Семилетней войны. Любопытно, что "Барри Линдон" родился из наработок к так и не снятому биографическому фильму о Наполеоне, который Кубрик забросил после провала бондарчуковского "Ватерлоо" в 1970 году.

Итогом стал подлинный кинематографический шедевр - эталонное произведение в области производственного дизайна, естественного освещения и композиции кадра. После периода непонимания лента пережила заслуженное переосмысление. Наравне с "С широко закрытыми глазами" она стала культовым выбором среди ценителей Кубрика (не говоря уже о том, что вдохновила на создание величайшего фан-монтажа - просто найдите Barry Lyndon x 21 Savage в Twitter, не пожалеете).

7. Однажды в Америке (1984)

-8

От "За пригоршню долларов" до "Однажды на Диком Западе" - каждое сотрудничество Серджио Леоне и Эннио Морриконе рождало поистине хладнокровные шедевры. Но вершиной их совместного творчества стала последняя работа: грандиозная криминальная сага, охватывающая полвека и повествующая о взлете и падении банды еврейских гангстеров. Мы видим, как герои Роберта Де Ниро и Джеймса Вудса проходят путь от беспризорников в трущобах Нижнего Ист-Сайда до создателей контрабандистской империи эпохи сухого закона.

Сегодня трудно поверить, но при первоначальном американском релизе "Однажды в Америке" дистрибьюторы безжалостно вырезали более 90 минут фильма. Этот варварский поступок настолько потряс Леоне, что режиссер поклялся никогда больше не работать в Голливуде. Лишь спустя десятилетия после его смерти зрители смогли увидеть полную 229-минутную версию - ту самую, что задумывал автор.

Эта восстановленная европейская версия превратила когда-то изуродованный шедевр в подлинную гангстерскую эпопею, которая сегодня по праву стоит в одном ряду с "Крестным отцом", "Славными парнями" и "Кланом Сопрано". Время доказало: Леоне создал не просто фильм, а вневременную сагу о преступлении и наказании, о дружбе и предательстве, о самой сути американской мечты.

8. Ран (1985)

-9

Величественная сага о власти, предательстве и роковой гордыне — поздний шедевр Акиры Куросавы, в котором мудрый режиссёр достиг новой творческой вершины, перенеся трагедию «Короля Лира» в феодальную Японию XVI века. История начинается с рокового решения стареющего военачальника разделить своё королевство между тремя сыновьями, чья жажда власти вскоре погружает страну в кровавый хаос.

Называть «Ран» лучшей экранизацией Шекспира — почти что недооценивать его. Это не просто интерпретация классики, а одна из величайших исторических драм в истории кино: 160 минут чистого напряжения, грандиозная военная эпопея, поражающая масштабами и пронизанная ощущением неотвратимой судьбы.

Трудно поверить, что этот визуальный шедевр был создан 75-летним режиссёром, переживавшим творческий кризис, с трудом находившим финансирование и почти ослепшим к моменту перехода с чёрно-белой плёнки на цветную. И всё же Куросава снял один из самых живописных, безупречно поставленных исторических фильмов всех времён — работу, которая по праву входит в число величайших кинематографических достижений.

Можно сказать, что все его предыдущие картины — от «Семи самураев» до «Трона в крови» и «Кагемуси» — были лишь подготовкой к «Рану». Но это не умаляет их ценности, а лишь подчёркивает невероятную высоту, взятую здесь. Батальные сцены, снятые с участием 1500 статистов и 300 лошадей, до сих пор потрясают воображение. А игра Тацую Накадая в роли лорда Хидэторы — настолько глубокая и трансформативная, что актёра едва можно узнать.

«Ран» — это не просто фильм. Это кинематографическое откровение, трагедия, разворачивающаяся с почти шекспировской мощью, и зрелище, которое по-прежнему кажется чудом даже спустя десятилетия.

9. Последний император (1987)

-10

Если вам кажется, что в этом списке прослеживается закономерность — вы не ошибаетесь. Ничто так не воплощает кинематографическую эпичность, как масштабный байопик, смело следующищий «теории великих людей» истории (и это не считая таких заметных исключений, как «Малкольм Икс», «Амадей», «Паттон» и «Оппенгеймер»).

На первый взгляд, оскароносная работа Бернардо Бертолуччи о жизни китайского императора Пу И кажется классическим примером жанра. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что этот фильм — первый иностранный проект, получивший разрешение на съемки в пекинском Запретном городе, — полностью переворачивает привычные каноны. Это не история о сильном правителе, а трагическая сага о беспомощном «человеке-ребенке», запертом в позолоченной клетке и безвольно уносимом течением истории.

Бертолуччи, с его обостренным чувством масштаба и глубоким пониманием развращающей природы власти, стал идеальным автором для этого грандиозного замысла. Фильм 1987 года, получивший девять «Оскаров» (включая награду за лучшую картину), скрупулезно воссоздает жизненный путь Пу И — от коронации в трехлетнем возрасте до отречения при японской оккупации и последующей жизни простого рабочего при коммунистическом режиме.

Ирония в том, что, несмотря на все свои трофеи, «Последний император» кажется недооцененным. Возможно, потому, что за блестящей визуальной роскошью скрывается неожиданно тонкая, почти анти-героическая притча о тщетности власти и цене исторических перемен. Бертолуччи создал не просто биографический эпос, а гипнотическую медитацию о свободе и ее иллюзиях — фильм, который с годами становится только глубже.

(P.S. Если вы до сих пор не видели сцену коронации, снятую в реальном Запретном городе, — немедленно исправьте это упущение. Такое больше не повторится.)

10. Властелин колец (2001-2003)

-11

Неважно, сколько раз вы уже видели эти фильмы и как давно это было — как и любое по-настоящему великое кино, эпичная экранизация Питера Джексона никогда не теряет своей магии. Стоит лишь снова погрузиться в Средиземье, и вот вы уже сбегаете от реальности, чтобы вновь отправиться в путешествие с Фродо, Сэмом, Гэндальфом и Арагорном к Роковой горе, где решается судьба Кольца Всевластья.

Если вы чувствуете в себе достаточно отваги, возьмите расширенные версии — все 11 часов чистого кинематографического великолепия. Вас ждут захватывающие битвы, вдохновляющие речи и, да, может быть, слишком много сцен с Мерри и Пиппином (но куда без них?). Конечно, временные затраты могут отпугнуть, но это ничтожная плата за то, что ждет вас дальше. Достаточно устроиться поудобнее, дать гипнотической музыке Говарда Шора окутать вас — и вот вы уже понимаете: обратной дороги нет.

«Властелин Колец» — не просто фэнтези. Да, здесь есть хоббиты, эльфы, гномы и волшебники, но по своей глубине, эпичности и эмоциональной силе трилогия сравнима с величайшими мифами человечества. Исходный материал Толкина вдохновлен скандинавскими сагами, «Беовульфом» и гомеровскими эпосами — это не сказка для детей, а монументальное сказание о войне, жертве и надежде.

И самое удивительное? Эти фильмы изменили кино навсегда. Снятые подряд, с риском для студии, они собрали кучу денег, 17 «Оскаров» и перевернули индустрию — их влияние чувствуется до сих пор, спустя 20+ лет. Неплохо для режиссера, который до этого снимал низкобюджетные фильмы ужасов вроде «Мозгового мертвеца», правда?

Так что включайте, сворачивайтесь калачиком и снова теряйтесь в Средиземье — оно того стоит. Всегда.

-12

Читайте далее: