Найти в Дзене
Книжные прогулки

Русская экзистенциальная тоска или почему болит душа от повести «‎Котлован» Андрея Платонова

Оглавление

Все это неправильно. Жестокость большевиков при свержении самодержавной власти, расстрел императорской семьи, насильная коллективизация и беспощадное раскулачивание.

«Котлован» Платонова — это, по сути, место исторического тупика, где люди обменяли память о прошлом на слепую веру в социалистическое преобразование.

Гротеск, тлен и обреченность

Все события книги сводятся к тому, что сначала артель рабочих роет котлован под великое здание будущего для всего пролетариата, а позже, не закончив строительства, участвует в коллективизации и раскулачивании крестьян ближайшей деревни. Светлое будущее проходит через страдания и смерть.

На протяжении всего рассказа люди пытаются понять и объяснить друг другу смысл этого самого нового будущего и жизни в целом. В барак к землекопам попадает девочка-сирота Настя, которая, окруженная заботой рабочих, все равно заболевает и умирает. Девочка — это символ новой России и ее гибель говорит, что страна, которая отказывается от своих корней, обречена на провал.

-2

Точную дату написания повести никто не знает, но известно время описываемых событий. Это 1929–1930 года — самый жесткий этап коллективизации и первой пятилетки. Интересен тот факт, что Платонов поддерживал Красную армию, и все же своей повестью обнажает дикие и негуманные методы постройки будущего и раскулачивания.

Через меткую метафору с котлованом Платонов изобразил абсурдность коллективизации и советского проекта. Люди забывали про свое прошлое и настоящее и работали ради того, что им пообещали и своих фантазий.

«Некуда стало жить» или потерянность каждого персонажа повести

Герои Платонова часто плачут, забываются счастливым сном, задают наивные вопросы и даже собирают на память бесполезные лоскутки и палочки всего когда-то живого и имеющего смысл.

Среди строителей будущего значатся:

  • Вощев — задумчивый рабочий, который живет так «будто вдалеке есть что-то особенное или роскошный несбыточный предмет».
  • Сафронов — представитель советской идеологии.
  • Пожилой Чиклин, обладающий физической силой.
  • Прушевский — меланхоличный архитектор.
  • Жачев — агрессивный инвалид или «урод империализма».
  • Пашкин – председатель окрпрофсовета, чиновник-бюрократ.
  • Активист, готовый выполнить любую партийную директиву.

Есть в повести еще один фантасмагоричный персонаж, который вроде должен удивлять, но очень уж он гармонично вписан в сюжет. Речь идет о медведе-молотобойце, бывшем «батраке» при царской России. В повести косолапый ходит по деревне и вынюхивает «нечистую силу» — классово чужих людей.

-3

Язык повествования — адский микс из канцелярита, лозунгов и философских оборотов

Да. Текст Платонова непрост. Писателя как-то спросили, в каком жанре он пишет, и тот ответил, что в своем. Чтобы понять, о чем идет речь в повести, нужно приложить усилие. Намеренно неправильные формы речи и смешение стилистик создают впечатление, что нам рассказывают о чем-то важном, надрывном.

Своим удивительным текстом Платонов потрясающе передал чувство времени, когда «без истины стыдно жить».

-4

«Котлован» — это не антиутопия

Я видела много списков по типу: «топ-10 лучших антиутопий», куда входила повесть Платонова. Но если вспомнить, что жанр описывает нежелательное будущее, становится понятно — рытье социалистического «котлована» было очень даже реальным настоящим.

Писатель был свидетелем коллективизации и рассказывает о событиях с пугающей точностью. Крестьяне, у которых забирали скотину в колхоз, на самом деле забивали коров и лошадей и пытались наесться мясом до рвоты. И кулаков с семьями действительно отправляли на плотах в никуда и ни с чем.

Однозначно ставлю повести 10/10. Мне передались чувства потерянности, страха, сомнений и тоски людей, которым не посчастливилось попасть в гущу сложной эпохи. Экзистенциальный кризис, эмоциональное выгорание, потеря смыслов и идеалов сквозит всю книгу.

Все это неправильно.