Николо-Радовицкий монастырь находится в Егорьевском районе на границе с Рязанской областью. Обитель была основана в XV веке, по преданию, митрополитом Фотием. Обитель прославилась чудотворным резным образом святителя Николая Чудотворца. Монахи еще в петровские времена вели летопись чудесных исцелений у этого образа, которых насчитали не менее двухсот пятидесяти. В советские годы Радовицкий монастырь был закрыт, но образ святителя Николая был сохранен в одной из церквей Шатурского района.
Начало Николо-Радовицкого монастыря связывают с именем митрополита Киевского Фотия. Святитель был греком, в юности жил в пустыни почитаемого в то время старца Акакия. В 1410 году Царьградский патриарх назначил Фотия митрополитом в Киев. На родине Фотия проживало немало славян, но русского языка он совсем не знал, поэтому взял с собой двух спутников: болгарина Пахомия и грека Патрикия.
Вскоре после прибытия на Русь митрополит Фотий выехал с двумя своими помощниками в город Владимир. Как раз в это время в 1411 году Нижегородский князь Даниил Борисович послал во Владимир отряды татар и русских, которые сожгли посад и разграбили церкви. Нижегородцы убили одного из спутников митрополита Фотия грека Патрикия. Они требовали от него церковную казну и церковные сосуды из Успенского собора.
После убийства Патрикия митрополит Фотий вместе с болгарином Пахомием бежал из охваченного княжескими распрями Владимира в глухие мещерские леса. По преданию, они скрылись где-то на территории нынешнего Егорьевского края. Фотий и Пахомий жили в страхе у лесного озера около месяца. Когда же опасность миновала митрополит построил в своем убежище деревянную церковь в честь Рождества Богородицы. Фотий сам выехал к великому князю в Москву, а Пахомий остался в лесном урочище. Он нарек его Акакиевой пустынью в память о греческом монастыре, где когда-то жил.
Болгарин Пахомий со временем покинул первый Акакиевский скит и углубился в безлюдную чащу леса, где, как писал летописец Николо-Радовицкого монастыря:
стопа человека еще не топтала этого места
Пахомий основал здесь новую пустынь. Ее он вновь назвал Акакиевой. А местность вокруг пустыни он нарек Радовицами. Вероятно, так называлось его родное село в болгарских землях.
С XVI века обитель сменила название и стала именоваться Николо-Радовицким монастырем. В 1778 году архиепископ Рязанский Симон заинтересовался необычным резным образом святителя Николая, который почитался в монастыре в то время. Однако иноки Радовицкой обители не знали обстоятельств и времени появления этой иконы. Лишь семидесятилетний старик из числа служителей монастыря Евдоким Гаврилович Букин пересказал предание о его появлении. Он будто бы явился монаху Ионе по прозвищу Рогожа еще в царствование Ивана Грозного. Обретение образа произошло на небольшом островке Святого озера, где позже была поставлена часовня и храм.
Святитель Николай вырезан из целикового яблоневого дерева в полный рост. Внешне он напоминает Николу Можайского: изображен с мечом в правой руке и городом (храмом) в левой. Благочестивые люди постепенно украшали деревянную скульптуру, поэтому у святителя Николая появились со временем серебряные риза, митра, меч и башмачки.
В годы правления Петра I скульптурные образы святых были запрещены в храмах. Указ Священного Синода 1722 года велел изъять "истесанные, издолбленные или изваянные" иконы.
Сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался.
Скульптуру Николая Чудотворца убрали из храма Радовицкой обители и вывезли в Москву, где поместили в палаты Синода. Чудотворность образа была поставлена под сомнение, а народное почитание посчитали суеверием.
Настоятель Радовицкого монастыря по имени Гедеон в 1722 году просил Синод прошение вернуть чудотворный образ обратно в обитель. Он приложил к письму список 266 чудес, которые произошли с 1619 по 1722 годы. Этот список опубликован полностью в книге архимандрита Владимира Добролюбова "Описание Николае-Радовицкого монастыря". В списке чаще всего отмечены исцеления от слепоты и болезней глаз.
Список чудес, однако, не заставил членов Синода передумать – икона так и осталась в Москве. Образ смог вернуться в Николо-Радовицкий монастырь только в 1728 году уже после кончины Петра I, благодаря ходатайству бывшей царицы Евдокии Федоровны Лопухиной.
В XIX веке заступничество святого Николая дважды спасло обитель от пожара. Однажды пламя и дым горящего леса на десятки верст охватили лесные угодья и окружили монастырь. Монахи, считая себя обреченными, собралась с последней молитвой у резного образа святителя Николая, и огненный поток неожиданно изменил направление, не дойдя совсем немного до монастырской усадьбы.
Еще одно такое же чудо случилось 22 июля 1867 года. В слободе у монастыря ночью загорелся сенной сарай. Крестьяне, боясь, что огонь перекинется на соседние дома, обратились с молитвой к Николаю Чудотворцу, и были услышаны – огонь не повредил их домов.
В советские годы из пяти храмов обители два были уничтожены полностью, а три оставшихся постепенно растащены на кирпичи и обращены в руины. К счастью, резной образ святителя Николая удалось сохранить и в годы разорения обители. Деревянная скульптура была перенесена в Пятницкую церковь села Туголес Шатурского района.
В 2009 году образ Николая Чудотворца вернулся в Радовицкую обитель. Три монастырских храма – Рождества Богородицы, праведных Иоакима и Анны и Петропавловский под колокольней уже восстановлены в прежнем виде. Предстоит восстановить Никольский собор, построенный в память Отечественный войны 1812 года. Сейчас на его месте находится пустырь.