Спустя 25 лет на экранах кинотеатров вышло продолжение легендарного фильма “Достучаться до небес”. В 1997 году фильм произвёл фурор в мировой киноиндустрии. Удивительно, что он был отмечен даже на Московском кинофестиваль того же года. Более того, в рамках фестиваля Тиль Швайгер получил Серебряный «Святой Георгий» за лучшую мужскую роль, а сама кинокартина – Золотой «Святой Георгий» за лучший фильм.
Поражает и то, что “Достучаться до небес” до сих пор пользуется популярностью среди зрителей разных возрастов. По мнению, редакторов КиноПоиска кинолента входит в топ 10 лучших фильмов, которые нужно посмотреть за свою жизнь.
Почему фильм остаётся востребованным спустя четверть века, и зачем сняли вторую часть? Создатели расскажут нам, что ждёт героев уже на небесах? Возможен ли подобный сиквел в рамках вселенной “Достучаться до небес” и что это за фильм 2023 года? Давайте разбираться.
Смысл названия
“Достучаться до небес” звучит, как крик в пустоту. Главные герои верят в загробную жизнь и почему-то убеждены, что попадут именно в рай, хотя у каждого из них рыльце в пушку. Казалось бы, что в отведённое им время необходимо исправить ошибки прошлого. Да, они так и делают, однако совершенно другим способом: Руди и Мартин пускаются во все тяжкие. Персонажи дают понять зрителю, что бессмысленно строить из себя святошу перед смертью. Наоборот, нужно показать свою натуру во всей красе и выйти из зоны комфорта. Таким образом они в прямом смысле этого слова пытаются “достучаться” до кого-то из другого, неведомого человеку мира и показать ему, что они не бояться смерти. “Эй, ты сверху! Посмотри на нас! Наши инстинкты самосохранения отключены! Нам больше нечего терять!” – говорят герои.
Небеса же занимают отдельное место в кинокартине. Именно с диалога главных героев о жизни на небе и начинается их путешествие:
— Стоишь на берегу и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты, и жизнь лишь началась. И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой.
— Я не был на море...
— Ладно, не заливай... Ни разу не был на море?
— Не довелось. Не был.
— Уже постучались на небеса, накачались текилой, буквально проводили себя в последний путь. Хм... А ты на море-то не побывал.
— Не успел, не вышло.
— Не знал, что на небесах никуда без этого?
— ...
— Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море. Там наверху тебя окрестят лохом.
Вообще же если забираться в самые истоки, то название фильма то же, что и небезызвестная песня Боба Дилана “Knockin’ On Heaven’s Door”. Режиссёр Томас Ян сделал эту песню саундтреком кинокартины, так как она очень хорошо передаёт смысл киноленты. Точный перевод названия — “Стучась в райские врата”, то есть находясь на пороге смерти.
Режиссёрская задумка
Ключевой фактор актуальности “Достучаться до небес” во все времена – это режиссёрская задумка, а именно изображение на экране реакции человека на смерть, которая вот-вот наступит. Что сделает человек, если узнает, что он смертельно болен? “Наплюёт на всё и всех и совершит невозможное” – вот ответ режиссёра Томаса Яна на этот вопрос. Автор кинокартины показывает, что люди слишком много думают и загоняют себя в рамки, мешающие им почувствовать вкус этой жизни. Главные герои Мартин и Руди до встречи в больнице не были людьми – они не жили, а существовали. Мартин – в кураже и пьянстве, а Руди – в своём сером мирке. Только после осознания того, что жизнь скоротечна и им осталось жить считанные дни (Мартин мог умереть в любой момент, а Руди где-то год), персонажи решают воплотить в жизнь заветные мечты и перевернуть жизнь с ног на голову.
“Достучаться до небес” поднимает острую социальную проблему, которая мучает многих людей и от которой, к сожалению, никак не избавиться.
Почему кинокартина затягивает?
На мой взгляд, “Достучаться до небес” один из немногих фильмов, при просмотре которого ты ни разу не посмотришь на время. Во-первых, дело в задумке киноленты. Осознание того, что тебе осталось прожить пару дней или год, заставляет задуматься человека о своей жизни: “Всё ли я успел сделать?”, “Правильно ли поступал?” и т.д. Близость смерти ликвидирует все искусственные ограничения, которые люди привыкли ставить для себя. Конечно, в фильме “Достучаться до небес” режиссер Томас Ян использует для этого гротеск. У его персонажей отключилось буквально всё: страх перед законом, уважение к другим людям, чувство меры и прочее. Однако именно гротескное изображение мышления смертельно больных нагляднее всего показывает зрителю их чувства.
Во-вторых, зрителю интересно наблюдать за развитием отношений между главными героями, так как они антиподы, которых объединила общая беда. Впоследствии мы понимаем, что они не такие уж и разные: Мартин не простой бабник и разгильдяй, а любящий сын, мечтающий напоследок купить маме розовый кабриолет, как это сделал Элвис; Руди же далеко не паинька, про таких людей часто говорят “в тихом омуте черти водятся”. Более того, на таком контрасте авторы фильма показывают зрителю, что никто не застрахован от страшного заболевания. Поэтому каждый человек должен ценить жизнь и не упускать возможности попробовать что-то новое и интересное.
В-третьих, это жанр фильма, а именно драмеди. “Достучаться до небес” сочетает в себе черты как комедии, так и драмы (я бы даже сказала трагедии, так как в конце мы видим смерть одного из героев). Смех и слёзы – одни из самых сильных человеческих эмоций. Более того, это “две стороны медали”, как добро и зло, и их соединение на экране усиливает каждую по отдельности в несколько раз, отчего в душе у зрителя происходит настоящий эмоциональный взрыв.
В-четвертых, стоит отметить работу операторов и режиссёров монтажа. Благодаря красивым кадрам и их удачной склейки между собой “Достучаться до небес” делается смотрибельным кино. Большую роль в этом играет в первую очередь параллельный монтаж: зритель не зацикливается только на наблюдении жизни главных героев, мы также видим полицейское расследование и путь двух гангстеров. Кстати, раздвоение всего на экране тоже можно назвать интересным киноприёмом, который затягивает нас в просмотр фильма: 2 главных героя, 2 бандита, Мартина и Руди преследуют 2 стороны (полиция и гангстеры), сочетание 2 жанров (драма и комедия).
Продолжение: встретимся в раю?
Я очень скептически отнеслась к выходу второй части кинокартины. Я была уверена, что сиквел погубит произведение. “Достучаться до небес 2”... О чём вы подумаете в первую очередь, когда услышите подобное? Скорее всего, о том же, что и я: герой Тиля Швайгера каким-то чудом не умирает в конце первого фильма, и у героев есть ещё какое-то время оторваться на земле; или же герои на самом деле не больны, врачи всё напутали, и герои попытаются начать жизнь заново, однако уже с учётом приобретённого опыта. И как же было смешно узнать, что на самом деле у фильма нет продолжения, а название “Достучаться до небес 2” придумали российские переводчики, чтобы привлечь внимание к новому немецкому фильму старого доброго Тиля Швайгера. Реальное название кинокартины “Das Beste kommt noch!” (“Лучшее ещё впереди”), что является ремейком французской драмеди “Лучшее впереди”, а не сиквелом “Достучаться до небес”.
Однако стоит отметить, что задумка кинокартин очень похожа. Смертельная болезнь, исполнение желаний и максимальный выход из зоны комфорта, однако без элементов боевика, даже Тиль Швайгер всё тот же безбашенный бабник. “Достучаться до небес 2” – добрая комедия с печальным концом. Это лёгкий фильм для семейного просмотра. Чего нельзя сказать о “Достучаться до небес”. Так называемая первая часть больше подойдёт для просмотра одному или же с друзьями, здесь больше чёрного юмора и перестрелок. О трагедии героев мы вспоминаем лишь в начале, когда врачи ставят диагнозы, и в конце, когда персонаж Тиля Швайгера умирает (периодически у него случаются приступы).
Заключение
“Достучаться до небес” не имеет продолжения. Да и оно не нужно: это противоречит природе смерти, которую авторы изображают на экране. Бессмысленно продолжать то, что имеет конец. Жизнь везде: в реальности, в книгах, в кино и т.д - кончается смертью.
Подруга с косой является главным стимулом человека к совершению невозможного. Глупо бояться и ограничивать себя в условиях определённого времени, отведённого человеческому бытию.
Фильм, на мой взгляд, обязателен к просмотру каждому, так как заставит любого задуматься над собственной жизнью.
#достучатьсядонебес #жизненноекино #фильмкоторыйстоитпосмотреть #тильшвайгер #немецкоекино #грустныекомедии