Макс Ленски — автор приключенческого романа в жанре фэнтези «Мелодия для короля», вышедшего в издательстве МИФ.
Сегодня мы поговорили о создании книги, творческом процессе и вдохновляющих автора людях.
Читайте в интервью:
— Как работа Макса связана с изданием книг?
— Писательство — это работа или хобби?
— Как создавался сюжет «Мелодии для короля» и причем здесь комиксы?
— Почему Максу не нравится название книги?
— А еще узнаем немного больше о творческих планах автора.
— Макс, здравствуйте! Недавно я прочитала вашу книгу «Мелодия для короля» и мне стало интересно больше узнать о вас. Расскажите о себе, на кого вы учились? Кем сейчас работаете?
— Я училась на воспитателя, а затем на школьного педагога-психолога. И колледж и университет закончила с красными дипломами, но ни дня не работала по специальности. Учёба была интересной, как и практика, но я поняла, что моё сердце лежит к более творческим профессиям. Я сменила много мест работы, но всегда это было что-то около театра, книг и творчества. Сейчас, кажется, нашла настоящее призвание, скоро два года, как я работаю арт-директором в издательстве “МИФ”.
— Как вы начали свой писательский путь? Помните первое произведение, которое вы написали?
— Кажется, я начала сочинять что-то раньше, чем научилась писать. Дело в том, что моя старшая сестра - человек с невероятной фантазией, и она каждую ночь перед сном рассказывала мне самосочинённые сказки, читала книги, не рассчитанные на мой возраст, она же научила меня писать, и вообще всегда придумывала какие-то интересные игры, завязанные на сочинительстве. Так что первые свои рассказы я писала под влиянием её историй. Кажется, это была какая-то фэнтезийная романтика с сильными девушками, которые спасали попавших в передряги возлюбленных :DDD
— Для вас писательство хобби или нечто большее?
— Писательство - это всегда нечто большее. Если кто-то пытается втюхать вам обратное - он либо врёт, либо притворяется писателем. Хотела бы я сказать, что писательство - это моя работа, но увы, в нашей стране очень сложно прожить на те копейки, которые называются “гонорар”. Приходится писать в свободное от работы время. Можно сказать, что это и хобби, и призвание, и любимое дело, и отдушина.
— Вы учились писательскому мастерству на курсах или методом проб и ошибок?
— Я обожаю книги про сценарное мастерство и писательство. Не все они хороши, но из каждой есть что почерпнуть. Прочитала их тонну, периодически перечитываю некоторые. Иногда нахожу что-то совершенно новое, с уникальнейшим подходом. С удовольствием покупаю и читаю. Плюс - разумеется, чем больше пишу, тем больше понимаю, как всё устроено. Работа писателя наполовину состоит из анализа увиденного, просмотренного, прочитанного. Я встречала людей с высшим писательским образованием, абсолютно безграмотных при этом, во всех смыслах. И наоборот, невероятно талантливых, крутых писателей вовсе без образования. Так что, всё зависит от вас - если вы сами хотите научиться, и вам интересно, то вам не обязательно нужны преподаватели и вузы. Особенно в наше время, когда такое обилие доступной информации буквально везде.
— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?
— Интереснее всего продумывать сюжет и персонажей на первых этапах. Строить с нуля мир, в котором они живут, сочинять им какие-то мелкие детальки, которые выделят их на фоне остальных героев книг. Как клептомания у Реми, или как лепидоптерофобия у Микеля. А потом запутывать сюжет.
Ещё я люблю писать юморные диалоги! Так как я много лет занималась косплеем, сколотила мультинациональный косбенд на двести человечков, и писала им сценарии для сценок, то прекрасно наловчилась именно в искусстве прописывания диалогов, которые удержат внимание зрителя, которые рассмешат, которые будут понятны, близки, и главное - не избыточны.
Самое сложное - названия и концовки. Мне кажется. с названиями у меня беды. Мне не нравится название “Мелодия для короля”, но издательство запретило его менять, потому что оно, якобы, продающее и уникальное (опустим то. что я потом нашла роман с таким же названием). Но названия - это пол беды. Связывать все хвосты и выстреливать из всех ружей - вот это самое сложное. Не забыть ни одного крючка, не запутаться в собственном мире, перипетиях - вот где настоящее искусство!
— Как вам пришла идея «Мелодии для короля»?
— Ко мне пришла Джо Котляр, художница, которая иллюстрировала Мелодию в итоге. Ввалилась ночью в диалог в контакте, и сказала, что хочет порисовать комикс про красавчиков в рюшечках, в антураже барокко, эпохи возрождения и тд. Но писать сценарий ей некогда. Дальше в моей памяти провал, и я нахожу себя в три часа ночи у включённого ноутбука, читающую википедию, а в блокноте уже прописаны характеры, внешность, особенности персонажей, основной сюжет до самого конца, главные повороты. Джо даже успела отрисовать несколько страниц комикса, а потом её завалили предложениями по работе над книгами, и мы с ней приняли суровое решение переиграть всё, и сделать историю книгой, а не комиксом. Джо всю дорогу поддерживала меня, читала главы онгоингом, рисовала фанарты, и если бы не она - я бы, наверное, не вывезла все трудности.
— Как создавался ваш псевдоним и что он означает?
— Макс Ленски — старющий псевдоним из моего детства. Фамилия - понятное дело - из “Евгения Онегина”, потому что мне было ужасно жаль Ленского, и казалось ужасно несправедливой его гибель. Он мне казался очаровательным, и будем считать, что частичка его не умерла, а живёт во мне. А насчёт имени - тут целый ворох ассоциаций. Наверное, большей частью, это имя появилось из-за того, что оно как бы унисекс, хоть в России и мужское. В детстве я смотрела сериал, где героиню звали Макс. И мне так понравилось, как это имя звучит в отношении девушки, что я его прикарманила. И когда пришло время выпускать книгу, я решила откопать этот старый псевдоним, потому что по-моему, он ещё и очень удачный в плане мелодики, там здорово отзеркаливаются согласные в имени и согласные в фамилии, и это звучит приятно уху. Под собственными именем и фамилией я писала в журналы детские сказки, поэтому взрослые книги писать под ним же мне показалось нелогичным, а может даже и небезопасным.
— Легко ли создавались герои и их имена?
— Легко! Очень люблю создавать героев. Главное начать, а дальше герои сами про себя рассказывают :) Имена были взяты просто наобум, соответствующие времени. В ту же ночь, когда только задумывалась Мелодия, я просто вытащила их из статьи про эпоху возрождения. Чтобы они соответствовали антуражу. В первом черновике прямо так и написано: “Первый герой - златовласый король-клептоман, предположим, Реми”. Все эти “предположим” так и остались с нами до конца. Потому что нет ничего более постоянного, чем временное. Кстати, то же самое касается и названия - оно тоже планировалось как временное. Мол, потом придумаю что-нибудь получше! Ага, и где мы сейчас?
— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?
— Большую часть я написала за первую пару лет. И ещё года два дописывала концовку и связывала хвосты. Думаю, если бы я не успела продать её издательству, и если бы на меня не свалилась новая сложная и интересная работа, то я бы закончила всё быстро. Редактура тоже не добавляла радости, и всё это жутко давило морально. В итоге от первой написанной строчки до последней правки, отправленной мною редактору, прошло без малого пять лет. По-моему, это очень много. Я точно могу быстрее.
— У многих авторов процесс издания книги происходит очень не быстро. Были ли у вас отказы в издании? Как вы справлялись с этим?
— Мне в этом плане очень повезло. Я не отправляла книгу в издательства и не получала отказов. Мысли когда-нибудь издаться были, но этого точно не было в планах до того, как я закончу всё, десять раз вычитаю сама, дам вычитать людям, грамотности которых я доверяю. Жизнь распорядилась иначе, и издательство вышло на меня само, в основном благодаря Джо, которая подсунула мою наполовину написанную рукопись своему редактору.
— Что вы почувствовали, когда узнали что «Мелодия для короля» выйдет в МИФе?
— Я была счастлива. МИФ давно был моим любимым издательством, и конечно же, мне не верилось в то, что они реально готовы взять мой текст, потратить на него силы, время, деньги… А ещё мне было неловко. потому что - это же что, взрослые серьёзные люди будут читать мою глупенькую неприличную книжку? А потом же мне с ними придётся обсуждать всё это… Страшно, страшно. Но приятно :)
— Что можете рассказать об оформлении вашей книги? Принимали ли вы участие в создании обложки?
— Оформление обложки происходило в тот период, когда я как раз только устроилась на новую работу, и погружалась в процессы. Мне приходилось изучать очень много нового, я засиживалась допоздна, и у меня не было, к сожалению, времени как-то особенно контролировать процесс. Когда мне прислали список сцен для внутренних иллюстраций, я их окнула практически не глядя. По той простой причине, что я доверяю редактору, арт-директору и Джо Котляр. Я считаю, если ты выбрал художника, и хочешь визуал своей книги именно от него, то должен довериться ему на все сто. И если ты согласился работать с издательством, то доверяй профессионалам: они знают, что делают. Для них это не первая книга, и даже не вторая.
К артам Джо у меня, как помню, было всего две правки: одна к обложке, и одна к одной из внутренних иллюстраций. Обе совсем небольшие.
— Что вы можете рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это вам?
— Ой, я очень плоха в продвижении. У меня со временем появилось несколько знакомых блогеров, они классные, разные, интересные. Мне нравится с ними общаться, но я не пытаюсь навязать никому из них мою книгу. Всё, что кто-то делает для продвижения Мелодии - их личная инициатива. Те, кто её читает - читают её добровольно. Я, конечно, пытаюсь барахтаться, устраивать какие-то движухи и конкурсы, но, честно говоря, для меня это больше мучение, чем что-то интересное. Само издательство довольно часто подсвечивает книги своих авторов, постоянно придумывая какие-то интересные штуки. В целом, меня это устраивает.
Что меня расстраивает, так это то, что у меня не было ни одной презентации, автограф-сессии, или чего-то подобного. Что меня радует - даже без этого всего весь тираж улетел. Это же хорошо, да?
— Поделитесь своими творческими планами. Что вы пишете сейчас?
— Ахаха ахаха. Ха.
Я пытаюсь писать новую книгу под временным названием “ТУТОВНИК” (ну, вы поняли про временные названия). Это история про двух парней и сову. И ещё про волшебные семейники с карманами. И про путешествия между параллельными мирами. В общем, это что-то дико приключенческое, очень смешное, одновременно уютное и ностальгичное. Такое необычненькое авантюрное фэнтези. Надеюсь, в этом году его закончу!
— Есть ли у вас писательские страхи?
— Если одним словом, то это Хокинг.
Я боюсь заболеть чем-то таким, что не даст мне возможности писать. Когда у меня впервые в жизни случился приступ мигрени, я понятия не имела, что это со мной, и сильно испугалась, что резко ослепну и потеряю возможность читать и писать.
Однажды кто-то спросил меня: если бы у тебя был выбор - потерять руку или ногу, что бы ты выбрала? Понятно, что ничего. Но без ног я смогу писать. Без рук это будет уже сложнее.
То же самое касается выгорания, депрессий и прочего психологического. Я ужасно боюсь, что в какой-то момент просто не смогу писать из-за каких-то внутренних стопоров. Из-за того, что слишком буду разочарована в индустрии, из-за слишком близко принятой к сердцу негативной обратной связи, из-за сложного редактирования, жёсткой цензуры, невостребованности книг моих жанров, из-за низких продаж, отсутствия допечаток и тд, и тп.
— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?
— Я очень стараюсь жить полной жизнью, хоть времени и мало. То, что я выцарапываю, я трачу на путешествия, встречи с интересными людьми, любимые книжные ярмарки, арт-маркеты и косплей-фестивали. Сейчас всего этого в моей жизни совсем мало, но эти вещи делают меня по-настоящему счастливой!
— Любимые фильмы?
— Трасса 60, Пока ты спал, Амели, Крупная рыба, Интуиция, Обыкновенное чудо, Звёздная пыль, Невероятная жизнь Уолтера Мити. А так же незабвенные эпохальные штуки: Звёздные войны, Назад в будущее, Индиана Джонс, Пираты Карибского моря, и, конечно же, Гарри Поттер!
— Любимые книги?
— Книги, на которых построена моя личность: “Повесть о Ходже Насреддине”, “Понедельник начинается в субботу”, “Джон Картер с Марса”, “Хроники Нарнии”, “Королева Солнца”.
Из свеженького, что зашло в последние годы: цикл“Всё ради игры”, цикл “Воронов круг” и его продолжение, “Янтарь рассеивает тьму”, “Магистр дьявольского культа”, “Пленённый принц”.
— Любимые музыкальные исполнители?
— The Beatles, Qeen, Scorpions, ABBA, Akeboshi, Dom Fera, Ally Kerr, “Секрет”, а ещё я очень люблю абсолютно все песни Брайса Пинкхэма, Столаса из Адского босса.
— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?
— Да, у меня вагон и маленькая тележка друзей-авторов из разных издательств. Мне кажется, в этой индустрии так тяжело просто выживать и творить, что конкурировать тут просто глупо. Топить других авторов - всё равно, что стрелять себе в ногу. Гораздо веселее (и выгоднее) друг друга поддерживать.
— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?
— Таких людей слишком много. Я даже не смогу выделить кого-то одного. Расписывала всех, кого вспомнила вот тут https://t.me/warble_for_the_king/3502 и тут https://t.me/warble_for_the_king/3503
А если брать не современных авторов, то этих людей ещё больше. Тут будут почти все фантасты, от Стругацких и Булычева до Азимова и Саймака. Тут будут Леонид Соловьёв и Нодар Думбадзе. Тут будут Евгений Шварц и Николай Гумилёв.
А ещё в последнее время меня невероятно мотивируют и вдохновляют импровизаторы. Практически все их проекты очень интересные, необычные, расслабляющие и смешные. Творческие люди крутые!
Тут должна быть ещё огромная простыня поклонов художникам, которые меня вдохновляют, но тогда мы тут до утра будем сидеть :)