Найти в Дзене

Полет мечты: история изобретения первого вертолета

Оглавление

Когда появились вертолеты? Можно начать отсчет с первых робких попыток изготовить модель, способную оторваться от земли и вертикально взлететь в воздух. Или с испытаний пилотируемых аппаратов. Или с создания прообраза современной винтокрылой машины.

Изобретатели вертолетов – романтики, одержимые идеей полета без рамок и ограничений. Их завораживала мысль о возможности взмыть в небо с любого места и приземлиться в любую точку, видеть мир с высоты и маневрировать, наслаждаясь свободой движения…

Первые идеи о вертикальном полете

Мы никогда не узнаем, кто первый придумал вертолет – создал устройство, способное подниматься вверх за счет вращения лопастей. Самый древний прототип геликоптера представляет собой китайскую игрушку-вертушку времен династии Цзинь (256-420 г. н. э.) в виде бамбуковой палочки с лопастями из перьев на верхушке. Безвестный мастер, скорее всего, подсмотрел идею у природы – вращаясь, перемещаются по воздуху семена-крылатки некоторых растений.

В Европе игрушечные «воздушные волчки» получили распространение намного позже, уже в 14-15 веках. Возможно, идея была позаимствована у китайцев, но не исключен и вариант, что европейские изобретатели создали игрушку, глядя на ветряные мельницы.

Свою лепту в изобретение летательных аппаратов, способных вертикально взлетать, внес Леонардо да Винчи – гениальный художник и изобретатель эпохи Возрождения. Знаменитый вертолет да Винчи, чертеж и описание которого сохранились в Парижской рукописи (1480 г.), оснащен центральным ротором спиральной формы – предполагалось использовать накрахмаленное полотно. Не исключено, что именно этот аппарат сподвиг французского писателя Гюстава де Понона д'Амекура придумать название первых вертолетов, соединив греческие слова «helix» (спираль) и «pteron» (крыло). Термин «геликоптер» появился в 1863 году.

Этапы развития технологий и инженерных решений

-2

Модель винтокрылого устройства, способного двигаться по вертикали и даже нести небольшую нагрузку, создал в 1754 году Михайло Ломоносов и представил изобретение Академии Наук. Для вращения двух параллельных винтов была использована часовая пружина. Российский ученый не был одержим идеей пилотируемого полета – он решал прикладную задачу по подъему метеозонда, и в итоге ее забросил. История создания вертолета – это история развития инженерной мысли. В 19 веке изобретатели пытались реализовать различные технические решения, среди которых одноосное расположение винтов, параллельное размещение четного количества винтов, дополнительные боковые пропеллеры на крыльях для управления.

-3

Но геликоптеры той эпохи не могли поднять человека в небо – слишком громоздкими и тяжелыми были паровые двигатели. И оставался не решенным вопрос управляемости.

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда появился легкий и мощный бензиновый мотор, и сформировалась серьезная теоретическая база в области аэронавтики.  Русский гидрометеоролог Михаил Александрович Рыкачев еще в 1871 году определил, что подъемная мощность винта зависит как от скорости вращения, так и от положения лопастей относительно оси.  Позже это наблюдение помогло Борису Николаевичу Юрьеву, ученому из России, талантливому инженеру-авиатору, создать автомат перекоса.

«Отец» вертолетостроения

Отвечая на вопрос, кто изобрел первый вертолет в мире, многие уверенно называют имя Игоря Сикорского. Российский пионер авиации начал работу над проектами винтокрылых машин еще в 1910 году, в Киеве. Позже он эмигрировал в Соединенные Штаты, где создал собственную компанию и разработал геликоптер, предопределивший развитие технической мысли на десятилетия вперед.

Это была модель VS-300 Sikorsky – прототип современных одновинтовых машин. Вертолет Сикорского был оснащен аппаратом перекоса и хвостовым винтом. Он выгодно отличался от всех предшественников управляемостью и безопасностью – мог зависать в воздухе, перемещаться вверх и вниз, вперед и назад. Официально год изобретения вертолета – 1940-й, хотя стендовые испытания и первые полеты «на привязи» начались осенью 1939 года. Первый свободный полет, пусть и со страховочными тросами (за них машину придерживали, боясь опрокидывания) состоялся 13 мая 1940 года. А уже следующей весной мир облетела новость – Игорь Иванович на VS-300 установил мировой рекорд по продолжительности нахождения в воздухе – непрерывный полет продлился 1 час 32 минуты 40 секунд.