Невиновные
Жила-была в Париже обычная семья: муж, Жорж Селерен, ювелир и владелец ювелирной мастерской на паях со своим приятелем Брассье; его жена Аннет, отдававшая все свое свободное время своей работе соцработником; и двое их детей – сын Жак-Жак 16 лет и дочь Марлен 14 лет.
Супруги жили в мире и согласии 20 лет. По крайней мере, так считал Селерен.
Но однажды произошло ужасное: Аннет поскользнулась на дороге и упала под грузовик. Повреждения оказались слишком тяжелыми, и она умерла.
С тех пор жизнь ее мужа, Жоржа Селерена, изменилась. Он очень тосковал по своей супруге, часто вспоминал о знакомстве, о первых годах жизни с ней и даже не хотел расставаться с ее вещами. Пусть все будет, как будто Аннет жива.
Однажды Селерен повстречал полицейского, который начал расследование этого инцидента и предупредил Селерена о трагедии. Полицейский удивился, почему муж до сих пор не разузнал, откуда в тот день возвращалась жена и какие события предшествовали трагедии.
Селерен воспринял идею с энтузиазмом. Он и так обожал супругу все 20 лет совместной жизни, а после ее смерти так вообще надышаться не мог на воспоминания о ней. Хотя она относилась к нему несколько холодновато и даже временами «витала в облаках». Она как будто жила идеей служения людям, ничего для себя не требовала, одевалась довольно скучно и однообразно и мало чем в жизни интересовалась, мало чему радовалась.
Разговоры с начальницей соцслужбы, в которой работала покойная супруга, ничего не дали. Та хвалила бескорыстие и готовность помочь несчастным, но ничего не могла сказать о том, почему Аннет оказалась в том районе в момент своей гибели: подопечных у нее там не было.
Когда же Селерен нашел свидетеля, указавшего номер дома, а потом пришел в дом, из которого выходила его жена, консьержка нисколько не удивилась. Напротив, она рассказала, что женщина на фото Селерена приходила сюда уже 18 лет, 2-3 раза в неделю, и оставалась на несколько часов. Приходила она ни к кому другому, как к мсье Брассье. Да, это именно он снимал квартиру для них. Обставил квартиру с потрясающей роскошью, кроме того, там Аннет носила очень дорогую и тонкую одежду и белье.
Селерен был в шоке: его столько лет обманывали! Мало того, теперь он понял фригидность жены и то, что на его ласку она реагировала так странно. Почти не занималась детьми, а когда муж пытался поцеловать новорожденного сына, запретила ему это делать. Много стало понятно и в поведении Брассье на похоронах: он первым бросил красную розу в могилу Аннет, а ведь она любила именно такие цветы!
Он потребовал встречи со своим приятелем Брассье. К этому моменту дела их пошли еще лучше и они получили контракт и заказы от одного торговца ювелиркой, что сулило немалые прибыли.
Брассье все подтвердил, опираться не стал. У них с Аннет была любовь, но Брассье к моменту их встречи был женат, а жена его никто не дала бы развод. Так что они были вынуждены встречаться тайно, на протяжении столь долгих лет, без шанса когда-либо пожениться.
Вопрос о детях остался открытым: Аннет и сама не знала, от кого дети, однако Брассье на них не претендовал, а только грустил, что у него своих детей нет.
Разумеется, все контракты разрывались, приятели прощались навсегда.
… мне в этой истории больше всего жаль Брассье. Возможно, именно он первым узнал, что Аннет погибла, он страдал после гибели любимой женщины и вынужден был все это скрывать, как и свои чувства к ней на протяжении долгих лет.
Ну и конечно, это очень поучительная история: есть смысл получше узнавать своего партнера, интересоваться его жизнью и не верить в то, что альтруистичное выгорание на работе и есть единственный смысл жизни.
После прочтения и правда не возникает ощущения, что кто-то в этой истории виноват – у Сименона это виртуозно получилось. Так сложилась жизнь…
Мегрэ и старики
В этом романе все действующие персонажи – как осколки прошлого, это люди, которые блистали когда-то давно, были популярны, известны, а теперь они – всего лишь дряхлые старики и старухи, которые живут прошлым.
Однажды майским днем к Мегрэ пришла служанка графа де Сент-Илера, бывшего когда-то послом. Женщина вела домашнее хозяйство графа на протяжении сорока лет, а сегодня утром обнаружила хозяина убитым.
Особого переполоха в полиции по этому поводу, конечно, не было – как-никак, графу было уже 77 лет, он никакого отношения к дипломатической работе давно не имел, однако дело представлялось довольно значимым.
Мегрэ начал расследование с чтения писем. Дело в том, что убитый граф уже давно был поклонником одной дамы. Они в юности понравились друг другу и хотели пожениться, но граф был слишком беден и его избранницу выдали за другого. Эта девушка – Изабель де В, принцесса де В, или просто Изи для графа де Сент-Илера – писала ему письма. Каждый день. И он ей .
А так как история их отношений началась еще до Первой мировой войны, то есть несколько десятков лет назад, то писем накопилось целый шкаф.
По словам очевидцев (служанки, племянника, светских знакомых), они никогда не искали друг с другом встречи. Изредка ездили посмотреть друг на друга со стороны. У Изи родился мальчик, после чего она отказала мужу в супружеских обязанностях. Граф де Сент-Илер имел любовниц на стороне. И все равно они писали друг другу каждый день.
В преступлении закономерно было бы заподозрить племянница графа. Он как вроде бы антикваром, но не особо преуспевающим, а по словам жены, которая его бросила, обладал отвратительным характером.
Настораживало также то, что муж принцессы Изи на днях скончался после падения с лошади. Таким образом, для брака давних возлюбленных никаких препятствий больше не было, а потому кто-то из заинтересованных родственников решился на столь отчаянный шаг…
Мегрэ начал размышлять о служанке как о возможной злоумышленнице. Дело в том, что граф и с ней приятно проводил время. Однако допустить, чтобы старая женщина вдруг решилась на убийство, было немыслимо.
Масла в огонь подлил внук принцессы Изи. Он сказал, что у него с графом де Сент-Илером были дружеские отношения и что в последний день жизни графа они виделись. На графе буквально не было лица, он был чем-то расстроен. Юноша был уверен, что графу чем-то угрожали. Но чем? Он не был замечен ни в каких скандалах, а в силу возраста его сложно было заподозрить в любовных похождениях со знатными дамами.
Мегрэ арестовал служанку. Так подчинилась, хотя в кабинете комиссара не сказала ни слова в свою защиту, как он ни упирал на это. Дело в том, что пули в теле графа были какие-то странные. Первая была выпущена так, словно человек застрелился, а последующие – как будто его, уже мертвого, расстреляли в упор. Однако женщина пожелала говорить только со своим священником, и Мегрэ вызвал старого человека к себе в кабинет. После долгих разговоров с аббатом служанка наконец решилась открыть правду.
Как оказалось, граф был очень мнительным, он постоянно искал у себя симптомы разных заболеваний. В последнее время ему казалось, что у него болит желудок, хотя доктора ничего не находили (и даже патологоанатом сказал, что старик был абсолютно здоров). В общем, узнав, что принцесса Изи теперь абсолютно свободна, а он, конечно же, болен, он решил не отягощать жизнь прекрасной женщины заботами о своем бренном теле, и застрелился. Служанка нашла его мертвым в кабинете и испугалась, что его не отпоют перед погребением, а потом разрядила обойму в мертвое тело, после чего дождалась утра и по дороге в комиссариат выкинула пистолет в реку.
Мне же кажется, что старый граф боялся не болезни. Он боялся реальной жизни с принцессой своей мечты, боялся, что в реальности они разочаруются друг в друге. Одно дело писать друг другу романтические и возвышенные письма почти 50 лет, и совсем другое – видеть дряхлые тела и болеть в одной кровати. А может, вся эта история ему давно надоела, и он не хотел ее продолжать, но как светский человек, не имел права завершить все иначе
#сименон #детективы #книги