Найти в Дзене
How to English

Ошибки в изучени английского языка. Давайте дружить с нашими ошибками

Инна Николаева, клиент-ориентированный психолог (https://t.me/notperfect_inna) для online школы английского языка How to English ( https://howtoenglish.ru/) Ошибка – это непреднамеренное,случайное отклонение от правильных действий, поступков, умозаключений. Ошибка – это отклонение от правильного или желаемого результата. Ошибка – это несоответствие между тем, что вы хотели сделать или сказать и тем, что вы сказали иди сделали. Обратите внимание на слова «непреднамеренное» и «случайное». Никто не делает ошибки преднамеренно или специально. Важно понимать, что ошибки – это не что-то «плохое» или «хорошее», не что-то «правильное» или «неправильное». Ошибки – это неизбежная и естественная часть процесса научения, а значит развития, а значит естественная часть жизни. Давайте задумаемся о том, как мы научились всему тому, что мы уже умеем: мы владеем речью, мы умеем есть ложкой, кататься на велосипеде или водить машину, готовить… каждый из нас в процессе своей жизни научился огромному коли

Инна Николаева, клиент-ориентированный психолог (https://t.me/notperfect_inna)

для online школы английского языка How to English ( https://howtoenglish.ru/)

Ошибка – это непреднамеренное,случайное отклонение от правильных действий, поступков, умозаключений.

Ошибка – это отклонение от правильного или желаемого результата.

Ошибка – это несоответствие между тем, что вы хотели сделать или сказать и тем, что вы сказали иди сделали.

Обратите внимание на слова «непреднамеренное» и «случайное». Никто не делает ошибки преднамеренно или специально.

Важно понимать, что ошибки – это не что-то «плохое» или «хорошее», не что-то «правильное» или «неправильное».

Ошибки – это неизбежная и естественная часть процесса научения, а значит развития, а значит естественная часть жизни.

Давайте задумаемся о том, как мы научились всему тому, что мы уже умеем: мы владеем речью, мы умеем есть ложкой, кататься на велосипеде или водить машину, готовить… каждый из нас в процессе своей жизни научился огромному количеству навыков и умений и когда мы этому учились, мы не могли с первого раза сделать это абсолютно правильно. Чтобы научиться делать что-то действительно хорошо нам понадобилось какое-то количество повторений. И это абсолютно нормальный процесс научения и именно так он и происходит.

Однако очень многие из нас научились бояться ошибок.

Страх ошибок. Причина.

У многих из нас со словом «ошибка» связаны негативные ассоциации, мысли и чувства. Мы боимся ошибаться и прилагаем много усилий, чтобы избежать ошибок. Почему?

Мы не рождаемся со страхом ошибаться. Мы учимся у других людей, что ошибаться плохо, нельзя, страшно и, что ошибок нужно избегать, если мы не хотим быть наказаны. Мы получаем собственный опыт отношения к нам, когда мы ошибаемся и наказания, и видим как относятся к другим людям, когда они ошибаются.

И неосознанно мы делаем некоторые выводы: что считается ошибкой в нашем окружении, каковы последствия, когда мы ошибаемся и, что нам нужно делать, чтобы избежать неприятных для нас последствий.

Например: ошибкой может быть получать 4 в школе по математике, когда ребенок или подросток получает 4 ему дома говорят, что ему должно быть стыдно и, что он недостаточно старается, а далее приходит решение «нужно стараться больше и лучше, нужно быть лучше, нужно всегда все делать на 5». Человек растет, а это опыт и решение, которое он нашел живет в нем и когда он делает что-то не на «5», он чувствует стыд и думает, что он недостаточно старается.

Страх ошибок. Последствия.

Важно здесь понимать, что у каждого человека уровень страха ошибок будет разным и влияние на жизнь человека тоже будет разным. Кто-то будет способен пробовать новое и немного корить себя за ошибки, кто-то будет пробовать что-то новое изучать и сильно себя критиковать и винить\стыдить и от этого истощаться психологически, но все-таки справится и постепенно достигнет высокого результата такой ценой, кто-то быстро выгорит и бросит, а кто-то просто не сможет начать изучать что-то новое.

Для людей, у которых высокий уровень страха ошибаться, свойственно предъявлять себе не очень реалистичные требования. Мы можем обнаружить здесь различные «я – должен», которые часто игнорируют реальное психологическое, эмоциональное и физическое состояние человека и общий контекст его жизни. Такое игнорирование может приводить к состояниям эмоционального, физического выгорания, общего психологического истощения или выгорания в локальной сфере, например, когда человек испытывает высокий уровень напряжения и тревоги в процессе изучения иностранного языка, что может привести к тому, что человек утратит мотивацию к этой деятельности.

Страх ошибки в английском языке.

Очень многие люди встречаются со своим страхом ошибиться в ситуации изучения нового для себя языка.

Человек может начать предъявлять к себе неадекватные и нереалистичные требования, критиковать себя, стыдить себя за «недостаточное усердие», называть себя глупым или ленивым и другое.Мы можем заметить в себе или у другого человека как будто ожидания от себя в стиле «я сразу должен это запомнить, сразу должен правильно это повторить за преподавателем, сразу должен правильно произнести, сразу должен правильно смочь выстроить вот это предложение» и когда этого не происходит человек начинает себя критиковать хотя очевидно то, что он не может соответствовать таким требованиям. То есть, человек критикует себя за то, что он заведомо не мог выполнить просто потому, что он потому и пришел изучать иностранный язык – потому, что он его не знает. Здесь мы можем вспомнить опыт, которые многие из нас переживали в детстве, когда нас ругали за что-то чего мы никак не могли знать заранее, а многих из нас при этом обвиняли в том, что мы это сделали специально.

Когда человек стремится соответствовать чему-то и ему это не удается и он критикует себя, то он переживает стресс.

В процессе любого обучения ключевыми являются два аспекта: нейрокогнитивный (память, концентрация внимания, коммуникативные навыки) и смысловой – внутренняя мотивация, личностный индивидуальный смысл.

Стресс воздействует на оба аспекта:

- память ухудшается, концентрация внимания ослабевает, коммуникативные навыки (речь) тормозятся

память и концентрация, которые напрямую связаны с тем, как эффективно человек сможет усваивать новую информацию. На фоне эмоционального напряжения – стресса – осваивать новую информацию совсем непросто. Мозг переживает двойную нагрузку: с одной стороны, само изучение нового языка напрягает все его ресурсы, а тут еще стресс, с которым тоже нужно что-то делать потому, что игнорировать стресс наш мозг не умеет. В результате, человек утомляется быстрее и более выраженно в процессе занятия, чем могло бы быть и качество переработки новой информации снижается. Люди, которые удивляются тому, что учат и учат английские слова и времена и ничего не могут запомнить вполне вероятно во время занятия находятся в состоянии стресса.

- происходит утрата контакта с внутренней мотивацией, потеря смысла деятельности.

Внутренняя мотивация важна в процессе обучения: мы чувствуем глубокое чувство удовлетворения, когда занимаемся деятельностью, которая реализуется из внутренней мотивации и мы чувствуем и осознаем смысл «ради чего» именно я это делаю». Та внутренняя энергия, когда мы учимся в охотку, а не из-под палки – это энергия внутренней мотивация, личностного смысла деятельности.

Если в вашей жизни был опыт того, что вы начинали изучать нечто новое в начале испытывая энтузиазм, внутренне «загорались», а потом вдруг обнаруживали, что больше не чувствуете смысла учиться этому, то вероятно, процесс обучения был связан с частым переживанием высокого уровня стресса.

Есть ряд ключевых составляющих, которые важны в обучении: память и концентрация, которые напрямую связаны с тем, как эффективно человек сможет усваивать новую информацию. На фоне эмоционального напряжения – стресса – осваивать новую информацию совсем непросто. Мозг переживает двойную нагрузку: с одной стороны, само изучение нового языка напрягает все его ресурсы, а тут еще стресс, с которым тоже нужно что-то делать потому, что игнорировать стресс наш мозг не умеет. В результате, человек утомляется быстрее и более выраженно в процессе занятия, чем могло бы быть и качество переработки новой информации снижается. Люди, которые удивляются тому, что учат и учат английские слова и времена и ничего не могут запомнить вполне вероятно во время занятия находятся в состоянии стресса.

Все это не значит, что любой стресс плох и нам нужно теперь избегать любого и всяческого стресса)) Оптимальный уровень стресса – не слишком спокойный человек и не слишком встревоженный, напряженный человек. Это не апатия и не эйфория.

Что делать?

1. Изучение нового для себя языка во взрослом возрасте – это крайне трудная задачка. И прежде, чем себя ругать за то, что что-то не получается, нам нужно хорошенько разобраться в том, а что такого в этом сложного?

(я думаю, что это важный аспект: люди очень плохо себе представляют, что такое изучить новый язык и во многом поэтому предъявляют к себе неадекватные и нереалистичные требования)

2. Исследуйте свои убеждения, связанные с понятием «ошибка» и со страхом ошибаться.

Для этого, выпишите все свои идеи и убеждения, найдите то убеждение, на которое вы эмоционально реагируете сильнее всего и попробуйте задать себе вот такие вопросы:

- каковы доказательства, что эта мысль является верной?

- каковы доказательства, что моя мысль не является верной?

- каково альтернативное объяснение или точка зрения?

- эта мысль помогает мне или мешает?

- если я продолжу так думать, то, что со мной, с моей жизнью произойдет через день\неделю\месяц\год\ пять лет?

- если я изменю мое точку зрения на это, то что будет со мной и моей жизнь через день\неделю\месяц\год\пять лет?

3. Обратитесь к опыту других людей.

В своих биографиях и интервью люди, которые многого достигли в своей жизни, достигли успеха и стали экспертами в своей области, говорят о своем опыте ошибок на пути к успеху.

(я одну для примера вставила)

4. Найдите больше информации о том, что такое ошибка и почему мы ошибаемся.

В процессе нашего роста и развитие, в детстве мы усваиваем информацию без критического ее осмысления потому, что:

- мы получаем ее от людей, которым мы доверяем

- мы неосознанно понимаем, что в этом непростом мире наши родители выжили и кое чего добились, а значит они знают как этот мир работает и если мы будем думать\делать так же, то скорее всего мы тоже сможем достаточно хорошо жить

- в процессе развития есть такой период, когда ребенок просто «впитывает» опыт и его мозг еще не способен совершать сложные когнитивные операции по осмыслению поступающей информации

Теперь, когда мы выросли мы обрели возможность и способность провести ревизию в своей голове в плане убеждений, установок, правил и оставить только те, что помогают нам в достижении большего благополучия, и убрать или трансформировать те, которые препятствуют нашему благополучию.

5. Помогайте себе понижать уровень стресса.

Замедляйтесь. Перед началом занятия посвятите 3-5 минут себе: переведите внимание на свое тело, сфокусируйтесь на том, как вы дышите и сделайте несколько вдохов и выдохов, дышите животом\ спросите себя: как я себя чувствую сейчас? и немного послушайте ваше тело. Сделайте еще несколько спокойных вдохов и выдохов.

Развивайте навык замечать, когда уровень напряжения (телесного, эмоционального) увеличивается. В такие моменты пробуйте проявить к себе эмпатию: это может быть внутренний добрый взгляд на себя, ласковые, подбадривающие слова, внутреннее объятие или внешнее ласковое поглаживание себя по руке.

6. Когда вы заметили, что ошиблись… просто продолжайте двигаться.

Дело в том, что, когда у нас существует страх ошибки, мотивация нашей деятельности может смещаться: вместо того, чтобы стремиться научиться новому и реализовать наш личностный смысл этой деятельности (ради чего и для чего), мы начинаем стремиться избегать ошибок.

И, когда нам это не удается мы спотыкаемся и автоматически у нас срабатывает какая-то из наших установок: например, мы считаем, что нужно обязательно «наказать» себя неприятным ощущением, неприятным словом, обязательно начать действие заново, чтобы в этот раз выполнить его без ошибок… и другие наши привычки.

И каждый раз, когда мы повторяем привычную реакцию на ошибку, мы закрепляем ее и фактически мы продолжаем практиковать страх и избегание ошибок.

Когда мы идем по улице и внезапно спотыкаемся мы обычно испытываем легкое волнение от этой неожиданности и … продолжаем двигаться дальше и приходим туда, куда мы шли. Мы не останавливаемся, не возвращаемся назад, чтобы на этот раз пройти и не споткнутся. Мы продолжаем движение.

Пробуйте практиковать новые реакции: когда вы заметили, что ошиблись или вам сообщили, что вы ошиблись продолжайте двигаться дальше. Наш мозг великолепно устроен: он сам обратит внимание на ошибку и запомнит этот опыт и постарается в следующий раз учесть эту информацию. Да для того, чтобы эта информация совсем хорошо усвоилась нужно будет некоторое количество времени… и это время вы сможете провести в радости движения к реализации ваших целей, а не в напряженном избегании ошибок))

Напоминайте себе время от времени, что вы начали изучать английский язык не ради того, чтобы говорить на нем и понимать его без ошибок… а ради того, что для имеет ценность и смысл для вас лично и вашей жизни.