Найти в Дзене
Страницы истории

Годунов и Романовы – противостояние. Заговор бояр Романовых и последовавшая опала. Завещательный союз

В 1598 году умер последний из царствующей ветви Рюриковичей - царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Наследников и даже родственников по мужской линии, которым мог быть передан трон, не осталось. Не зря Иван Грозный, да и его предшественники, целенаправленно избавлялись от возможных соперников. Правда, были родственники по женской линии, то есть, родственники цариц. И они могли претендовать на освободившийся трон. Таких претендентов было двое: Федор Романов. Он был сыном Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, чья сестра, Анастасия, была первой женой Ивана Грозного. От их отца, Романа Захарьина-Юрьева, и пошла ветвь Романовых. То есть, Федор Романов был племянником Ивана Грозного – но не по крови. Правда, помимо Анастасии у Ивана Грозного было еще 6 жен, но их родственники на престол не претендовали. Борис Годунов. Он приходился братом жене последнего царя, Ирины. То есть, был шурином Федора Иоанновича. Родство более близкое, чем у Романова. Но у Годунова в сравнении с Романовым был оди

В 1598 году умер последний из царствующей ветви Рюриковичей - царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Наследников и даже родственников по мужской линии, которым мог быть передан трон, не осталось. Не зря Иван Грозный, да и его предшественники, целенаправленно избавлялись от возможных соперников.

Правда, были родственники по женской линии, то есть, родственники цариц. И они могли претендовать на освободившийся трон. Таких претендентов было двое:

Федор Романов. Он был сыном Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, чья сестра, Анастасия, была первой женой Ивана Грозного. От их отца, Романа Захарьина-Юрьева, и пошла ветвь Романовых. То есть, Федор Романов был племянником Ивана Грозного – но не по крови.

Правда, помимо Анастасии у Ивана Грозного было еще 6 жен, но их родственники на престол не претендовали.

Борис Годунов. Он приходился братом жене последнего царя, Ирины. То есть, был шурином Федора Иоанновича. Родство более близкое, чем у Романова. Но у Годунова в сравнении с Романовым был один недостаток – он не был потомственным боярином. Он был из костромских помещиков средней руки, который путь наверх пробил себе своим умом, хитростью, деловыми качествами.

Для московского общества тех времен знатное происхождение претендента на трон было важным фактором. При этом Романовы уже имели боярский чин, дарованный им Иваном Грозным, и были тесно связаны с двором московских государей.

Был еще касимовский хан Симеон Бекбулатович, но он никакого желания занять трон не изъявлял.

Завещательный союз

Иван Грозный, видя слабохарактерность и «малахольность» своего сына, будущего царя Федора Иоанновича, незадолго до своей кончины назначил ему в помощь в управлении государством четырех опекунов. Годунов, несмотря на близкое родство с Федором Иоанновичем, в Совет не вошел – тот был составлен из знатных бояр. А Никита Романов вошел. В него также вошли Богдан Бельский, Иван Мстиславский и Иван Шуйский. «Родовитость» последних была выше не только Годунова, но и Романова. Этот Совет, впрочем, быстро «самоликвидировался», и единственным опекуном при Федоре Иоанновиче стал Борис Годунов.

Борис Годунов
Борис Годунов

Чтобы противостоять знатным боярам, Годунов и Никита Романов объединились, между ними даже возникла дружба. Никита Романов чувствовал близкую смерть и очень переживал за своих детей – они были энергичны, но еще слишком молоды, чтобы постоять за себя в противоборстве с более знатными боярами. Им нужен был могущественный покровитель, и его Романов нашел в лице Бориса Годунова.

В 1584 году между Борисом Годуновым и Никитой Романовым был заключен «Завещательный союз». Согласно этой грамоте, Годунов гарантировал поддержку и защиту пятерым сыновьям Никиты Романовича, который вскоре умер. Эта дружба и поддержка Годуновым «Никитичей» сохранялась достаточно долго.

Итак, 1598 год, царский трон свободен. Между Годуновым и родовитыми боярами вспыхнуло противостояние. Недостаточно знатное происхождение Годунова снижала его шансы на престол. И теперь сыновья его бывшего союзника, Никиты Романова, стали его соперниками.

Но Романовы были еще слишком молоды и не имели такого веса, как их умерший отец. К тому же, как пишет историк, профессор С.Ф. Платонов:

«Группировка его (Годунова) противников — Романовых — в Думе была сравнительно немногочисленной (бояре Ф. Н. Романов, И. В. Сицкий, Ф. Д. Шестунов и Б. К. Черкасский, кравчий А. Н. Романов). Сочувствовали Романовым, по-видимому, князья И. И. и А. И. Голицыны, чья сестра была замужем за А. Н. Романовым».

Поэтому Романовы объединились с Богданом Бельским, который, будучи при Иване Грозном на первых ролях, при его сыне, а точнее, при регентстве Годунова, отошел на второй план. Они выступали за передачу престола Симеону Бекбулатовичу.

Но к этому времени Годунов уже 13 лет был фактическим правителем государства и показал себя прогрессивным и умным правителем. Поэтому народ был за Годунова и требовал его коронования.

Только под давлением народа Земской собор был созван, и Годунова официально избрали царем. Годунов одержал победу. Но этого ему было мало. Он мечтал основать свою династию и передать трон сыну.

Царь Борис Годунов
Царь Борис Годунов

Заговор Романовых

Одержав победу, Борис Годунов не стал обижаться на Романовых и воспринимать их как соперников. Их мирное сосуществование продолжалось до 1600 года. За это время, в 1598 году, царь Борис Годунов пожаловал боярство одному из братьев Романовых – Александру. Боярство получили также родня Романовых - Михаил Петрович Катырев-Ростовский и князь Василий Черкасский.

Годунов и бояре
Годунов и бояре

К обострению отношений привело поведение самих Романовых.

В конце 1599 года Борис Годунов сильно заболел, по Москве пошли слухи о его скорой смерти. К осени 1600 года состояние его здоровья еще более ухудшилось, он даже не мог самостоятельно передвигаться.

Ситуацией решили воспользоваться Романовы – они начали готовиться к перевороту и тайно собирать в Москве из своих вотчин дворян и боевых холопов. К концу октября у Романовых было уже несколько сотен воинов.

Несмотря на болезнь, Годунов был в курсе того, что замышляли его конкуренты. А сейчас Романовы действительно становились серьезными соперниками. Ведь случись с ним что, более родовитые Романовы уже не упустят свой шанс и «перейдут дорогу» его сыну Федору. Поэтому Романовых надо было устранить. Да и основания для этого имелись.

Годунов создал в Москве систему сыска, о которой московский летописец писал, что дьявол

«…вложил Борису мысль все знать, что ни делается в Московском государстве; думал он об этом много, как бы и от кого все узнавать, и остановился на том, что, кроме холопей боярских, узнавать не от кого».

Поэтому доносы на бояр сыпались как из рога изобилия. И Годунов пошел на опережение. От казначея Александра Романова – Бертенева поступил донос, который и послужил формальным поводом.

В ночь на 26 октября отряд стрельцов осадил и взял штурмом подворье Фёдора Романова на Варварке. Часть защитников была убита, часть арестована, усадьба сожжена. Арестованы были и другие Никитичи – братья Романовы, и многие их родственники, и сторонники.

Усадьба Федора Романова на Варварке, Москва
Усадьба Федора Романова на Варварке, Москва

Но обвинять Романовых в организации государственного переворота Борис Годунов не хотел - это было невыгодно для молодой династии, могло сказаться на их репутации как внутри страны, так и на международном уровне. И тогда Романовым было поставлено в вину колдовство – что они собирались извести царскую семью при помощи колдовства. На подворье одного из братьев, Александра Никитича, был обнаружен мешок с кореньями, из которых, якобы, замышлялось варить колдовское зелье. Романовы были отданы на суд Боярской думы. Заседавшие в Думе Рюриковичи (Шуйские) и Гедиминовичи (Мстиславские) ненавидели как Годуновых, так и Романовых, считая их безродными выскочками. Поэтому особого сочувствия Романовы в Думе не нашли.

Опала Романовых

Более полугода велось следствие, и в июне 1601 года Боярская дума (не царь Борис) вынесла приговор.

Старший брат, Федор Никитич Романов, был пострижен в монахи под именем Филарет (будущий патриарх) и отправлен в Антониев-Сийский монастырь. Его жену Ксению также постригли в монахини под именем Марфа и сослали в другой монастырь. Малолетнего сына Михаила (будущего царя) с сестрой Татьяной, теткой Настасьей Никитичной и другими родственниками сослали на Белозеро. Остальные братья были сосланы в северные земли.

Князей Черкасского, Сицкого, а также Шастуновых, Репниных, Карповых отправили в ссылку по отдаленным городам.

Через год тем Романовым, кто был сослан в Белозеро, было разрешено поселиться в одной из вотчин Романовых – селе Клины (Кольчугинский район Владимирской области). Там они и проживали под надзором приставов до падения Годуновых в 1605 году.

Александр, Михаил и Василий Никитичи сгинули в северных землях в первый же год. Пережили ссылку только старший из братьев Федор (только уже не Федор, а монах Филарет) и Иван Никитич, которому в 1602 году разрешено было присоединиться к тем, кого отправили в Клины. Не пережил ссылки и князь Черкасский.

Было ли наказание Романовых чрезмерно жестоким? Жестоким – да, но вряд ли его можно назвать чрезмерным. В Европе за такие дела просто казнили. А здесь – ссылки, ни одного вынесенного смертного приговора. Можно, конечно, решить, что был отдан тайный приказ умертвить Никитичей. Но в таком случае, прежде всего он был бы исполнен в отношении старшего из братьев, Федора, наиболее авторитетного из них. Но он остался жив. А для семей ссыльных уже через год вышло послабление.

Действия Бориса Годунова можно понять – он защищал династические интересы своего сына.

После разгрома усадеб Романовых служивший у Федора Романова Гришка Отрепьев сначала бежал в монастырь, где принял постриг, а через два года в Польшу, где объявил себя чудом выжившим царевичем Дмитрием.

О связи Романовых с Григорием Отрепьевым здесь:

Другие статьи, близкие к теме данной публикации: