Найти в Дзене
Vasilisa Premudrya

Скрытые угрозы ИИ в образовании, пора задуматься о будущем наших детей.

В последние годы технологии искусственного интеллекта, такие как чат-боты на основе GPT, стремительно проникают в различные сферы жизни, включая образование. Они обещают облегчить процесс обучения, сделать его более доступным и интерактивным. Однако за блестящей оболочкой этих технологий скрываются серьезные риски и негативные последствия, которые могут оказать разрушительное влияние на развитие школьников. Уважаемые читатели, давайте глубже рассмотрим, как использование нейросетей может отразиться на уровне образования, грамотности, способности мыслить и самообучаемости детей и молодежи. Первое, что бросается в глаза при использовании чат-ботов — это упрощение процесса мышления. В современном мире, где информация доступна на каждом шагу, школьники все чаще прибегают к помощи ИИ для получения ответов на свои вопросы. Это может создать иллюзию глубокого понимания предмета, однако на деле приводит к поверхностному восприятию знаний. Но к сожалению, мало кто задумывается, что огромное

В последние годы технологии искусственного интеллекта, такие как чат-боты на основе GPT, стремительно проникают в различные сферы жизни, включая образование. Они обещают облегчить процесс обучения, сделать его более доступным и интерактивным. Однако за блестящей оболочкой этих технологий скрываются серьезные риски и негативные последствия, которые могут оказать разрушительное влияние на развитие школьников.

Скрытые угрозы ИИ в образовании
Скрытые угрозы ИИ в образовании

Уважаемые читатели, давайте глубже рассмотрим, как использование нейросетей может отразиться на уровне образования, грамотности, способности мыслить и самообучаемости детей и молодежи.

Первое, что бросается в глаза при использовании чат-ботов — это упрощение процесса мышления.

В современном мире, где информация доступна на каждом шагу, школьники все чаще прибегают к помощи ИИ для получения ответов на свои вопросы. Это может создать иллюзию глубокого понимания предмета, однако на деле приводит к поверхностному восприятию знаний.

  • Когда ученики получают готовые решения и ответы на вопросы без необходимости анализа и осмысления, они теряют способность критически мыслить.
  • Если раньше школьник, чтобы подготовить доклад, должен был записаться в библиотеку, найти нужную книгу, выписать самое важное в читальном зале в свою тетрадь - то теперь достаточно сформировать необходимый запрос нейросети, и через 1 минуту готов ответ.
  • Дети даже не хотят больше искать ответы в поисковых системах Яндекс и Гугл, они хотят общаться только с чат- ботами.

Но к сожалению, мало кто задумывается, что огромное количество информации, которое генерирует нейросеть, либо не соответствует реальности, либо это ошибочная информация, либо просто куски фактов, совершенно не относящихся, к конкретному запросу.

Все эти нововведения, такие как цифровые домашние задания, тесты, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ точно не помогают развивать у детей креативность и критическое мышление. Отмена полноценных письменных и устных экзаменов и замена на тестирование одурачивает наших детей.

Вы обратили внимание - сейчас школьники не хотят читать, не хотят переписывать, им даже списывать лень из книг или поисковых систем. Они многие сидят и ждут, когда одноклассники в мессенджерах выложат правильные варианты тестов, то есть правильные буковки или циферки.

Через несколько лет все социальные сети, поисковики и другие информационные площадки будут забиты информационным мусором, создаваемым ИИ. В этом мусоре будет все сложнее найти правильную информацию, где будут реальные факты, события, даты и имена.

А это скорее всего будет способствовать деградации огромного количества людей. В перспективе, качественное образование будут получать только привилегированные представили социума, остальные будут учиться дистанционно и вместо учителей у них будут чат -боты.

Критическое мышление — это основа образования. Оно позволяет не только анализировать информацию, но и формировать собственные мнения и выводы. Когда ученики начинают полагаться на ИИ, как на единственный источник знаний, они рискуют стать пассивными потребителями информации. Это может привести к тому, что молодые люди не смогут самостоятельно решать проблемы и принимать обоснованные решения в будущем. Какие же вырастут из этих школьников ученые, космонавты, инженеры, доктора и т.д.?

Еще одной важной проблемой является снижение уровня грамотности. В эпоху, когда чат-боты могут генерировать тексты на любую тему за считанные секунды, у школьников возникает соблазн использовать эти технологии для выполнения домашних заданий или написания эссе. Это может казаться удобным решением, но на самом деле оно подрывает основы грамотного письма.

Статистика говорит о том, что все у большего количества школьников уровень их чтения не соответствует возрастной норме. А быстрое и грамотное чтение, это основа основ.

Когда дети начинают полагаться на автоматические генераторы текста, они теряют возможность развивать свои навыки письма и самовыражения. Грамотность — это не просто знание правил языка; это умение выразить свои мысли ясно и логично. Если учащиеся перестанут практиковаться в написании собственных текстов, они рискуют утратить уникальность своего стиля и способность четко формулировать идеи.

Зависимость от технологий становится еще одной серьезной проблемой в образовательном процессе. В условиях постоянного доступа к информации через чат-боты, школьники могут начать избегать самостоятельного поиска знаний. Вместо того чтобы развивать навыки исследования и анализа информации, они могут стать зависимыми от мгновенных ответов, которые предоставляет ИИ. Это создает опасный прецедент: когда возникают трудности или вопросы, учащиеся могут сразу обратиться к ИИ вместо того, чтобы пытаться разобраться в проблеме самостоятельно. Такой подход не только ослабляет их способность к самообучению, но и формирует у них психологическую зависимость от внешних источников информации. В долгосрочной перспективе это может негативно сказаться на их профессиональной жизни и способности адаптироваться к новым изменяющимся условиям.

Креативность — это одна из самых ценных черт человека. Однако использование нейросетей может привести к ее деградации. Когда учащиеся получают готовые решения и идеи от ИИ, они рискуют утратить способность генерировать свои собственные оригинальные мысли. Креативность требует усилий, экспериментов и иногда неудач — а когда все становится слишком просто, возникает вопрос: как сохранить этот важный навык?

Современное образование должно способствовать развитию креативности и инновационного мышления. Однако если ученики будут полагаться на ИИ для генерации идей и решений, они потеряют способность мыслить нестандартно и находить оригинальные подходы к решению задач. Это не только снизит уровень их индивидуальности, но и окажет негативное влияние на общество в целом.

Не стоит забывать и о социальных аспектах использования чат-ботов в образовании. Виртуальные разговоры могут заменить живое взаимодействие с учителями и сверстниками, что может негативно сказаться на развитии социальных навыков. Общение — это ключевой элемент обучения, который помогает формировать личность и развивать эмоциональный интеллект.

Нас все больше приучают не общаться с людьми: чат -боты, кассы самообслуживания в магазинах, виртуальные помощники и т. д. все эти нововведения формируют привычку не вступать в разговоры с людьми.

Когда ученики начинают проводить больше времени с технологиями и меньше взаимодействуют друг с другом, они рискуют утратить важные навыки общения. Это может привести к социальной изоляции и трудностям в будущем при взаимодействии с коллегами и друзьями. А как же потом молодое поколение будет строить семью? Ведь семья требует умения взаимодействовать, разговаривать и находить компромиссы.

Важно помнить, что обучение — это не только передача знаний, но и формирование личности через общение и взаимодействие с окружающими.

Все вышеперечисленные факторы могут привести к деградации молодого поколения. Мы можем столкнуться с ситуацией, когда молодежь будет зависима от технологий и не сможет самостоятельно решать проблемы или принимать обоснованные решения.

Существует риск формирования поколения "потребителей", которое не будет способно мыслить самостоятельно или генерировать новые идеи. Это может оказать серьезное влияние на будущее общества: мы можем получить людей, которые не способны критически оценивать информацию или принимать обоснованные решения в сложных ситуациях.

Выводы автора

В заключение хочется сказать, что технологии искусственного интеллекта имеют огромный потенциал для улучшения образовательного процесса. Однако их использование должно быть взвешенным и осознанным. Мы должны помнить о рисках и негативных последствиях, которые могут возникнуть в результате чрезмерной зависимости от нейросетей. Но этот ящик Пандоры уже открыли!

Образование — это не только набор знаний; это процесс формирования личности, развития критического мышления и креативности. Если мы не будем осторожны, мы можем столкнуться с деградацией молодого поколения, которое будет неспособно мыслить самостоятельно и адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Технологии должны служить нам, а не заменять нас. Необходимо использовать их мудро! Образование должно оставаться местом для роста, развития и самовыражения, а не инструментом для упрощения жизни за счет потери важных навыков и качеств личности. Но в настоящее время цифровизация школы идёт семимильными шагами, будущее неизвестно и туманно!