Советский союз всегда умел делать выносливые и неприхотливые машины. Примером служат такие автомобили как: “Жигули”, “Волга” и “Нива”. Когда вставала острая необходимость в каком-либо транспорте, - то советские инженеры быстро включались в работу по его разработке.
В одно время для работы в экстремально-холодных погодных условий СССР создали машины, специально для тех мест.
Давайте посмотрим, что получилось создать для экспедиции в Антарктиду.
Сталинец С-100А
С-100А стал заменой машины С-80 из-за того, что трактор имел массу недостатков и был недостаточно продуман, а также технически оснащен для работы в данной местности.
Машина представляла собой гусеничный трактор. Особое внимание инженеры уделили салону машины из-за события, которое привело к трагическому случае с водителем С-80.
Водитель машины Иван Хмара желая спасти личный транспорт прыгнул в кабину, а когда заработали гусеницы – его утянуло на дно. Иван не смог выбраться из кабины в результате чего тяжелый трактор быстро ушел вниз.
За свою отважность и желая почтить память товарища - назвали остров в его честь, а также поставили ему памятник.
Салон машины основательно утеплили, чтобы водитель не замерзал на рабочем месте.
Двигатель трактора обладал мощностью в 150 л.с., что давало ему скорость 10 км/ч.
Грузоподъемность составляла 15 тонн, что позволяло без проблем работать с тяжелыми грузами. Вес трактора составлял – 11 тонн.
Особое внимание стоит уделить гусеницам трактора, которые сделали острыми, дабы машина лучше имела сцепление со скольскими дорогами и могла проехать по льду.
Тягач АТ-Т
Машина была создана с использованием шасси от танка Т-54. Верхняя часть авто было взята от грузовиков – ЗИС-150 и ЗИЛ-164.
В кабину водителя установили систему вентиляции и отопления, стекла сделали двойными, а изоляции автомобиля могли позавидовать иномарки.
Дизельный двигатель авто обладал 415 л.с. и турбонадувом. Инженеры поставили котел подогрева форсуночного типа, для облегчения запуска машины.
Ширина гусениц составляла 75 см.
Масса грузовика составляла 20 тонн, грузоподъемность – 5 тонн.
Все это в совокупности давало преимущество перед гражданской техникой, что позволяло забираться дальше по территории Антарктиды.
ГАЗ-47
Автомобиль является универсальным транспортом, который к тому же в отличии от другой техники был гораздо легче своих коллег.
Его вес составлял 3,7 тонн, грузоподъемность – 1 тонна.
Машина имела два места – водитель и пассажир, кузов авто был накрыт съемным тентом.
Двигатель был бензинового типа мощность в 70 л.с.
Обогрев салон производился тепловентилятором от ГАЗ-66, лопасти которого были загнуты в обратную сторону, что не позволяло теплому воздуха уходить наружу. Такая конструкция засасывала холодный воздух через радиатор двигателя, после которого в салон попадал нагретый мотор воздух. Чтобы окна машины не замерзали – туда подавался теплый воздух от обогревателя.
В ходе испытаний транспортное средство показало отличные результаты. Машина могла преодолеть 40 см снега, одной заправки хватало на 400км дороги, а завестись машина могла в любой момент, какая бы на улице не была температура.
Харьковчанка-1
Этот огромный вездеход был построен по государственному заказу для Антарктиды.
Он создан на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. Базу машина увеличили на два катка, ширина гусениц составляла 1 метр.
Дизельный двигатель данного гиганта имел 520 л.с. с турбонадувом, который давал уже 1000 л.с.
Скорость грузовика составляла 30 км/ч.
С собой автомобиль вез две бочки топлива, объем которых составлял 2,5 тонны, это давало машине проехать 1500 км.
Вес гиганта составлял – 35 тонн, мог перевозить грузы массой 60 тонн, а если был не загружен - то все 70 тонн.
Кабина имела большую просторность, что могла сравниться с комнатой дома площадь составляла - 28 м2, а высота – 2.1 м.
Теплоизоляцию салона обеспечивала 8 слоев капроновой ваты, что позволяло тепло даже, если отключился обогреватель машины. Иллюминаторы имели дополнительный подогрев, что холодный воздух не проникал в салон, а теплый не уходил.
Ремонт и обслуживание двигателя могли осуществлять не выходя из кабины.
Недостатком, который не могли устранить долгое время являлось попадание в салон выхлопных газов.
Внутри машины были все комфортные условия для жизни в нем. Передняя часть машины представляла собой место водителя, двухъярусная кровать и рабочее место командира. За креслом штурмана через стенку находилась комната связиста. По соседству с ней была жилая зона, которой стояли кровати на 6 мест, а также место для досуга. Дальше располагалась небольшая кухня, на которой экипаж готовил себе еду. За кухней через стенку находилось уборное помещение. Рядом с ней были два помещения, которые служили местом переодевания, а также были мерой по изоляции салона от холода.
В ходе экспедиции на 1,5 месяца – машина показала себя как хороший транспорт для покорения Антарктиды, не подведя экипаж на своем борту.
Что вы думаете о данных машинах? Свое мнение напишите в комментариях.
Очень вас прошу подписаться на мой канал, он очень молодой и мне требуется ваша помощь в его развитии, буду очень благодарен за поддержку.
Также предлагаю прочитать эти статьи: