Когда то жила я в Белгородском селе Оскочное. Цивилизация туда доходила с большим опозданием. Полная паспортизация закончилась в начале семидесятых, свет тогда же провели. Народ жил по старинке.Например свекровь моя в 1979 году голову мыла щёлочью, которую сама делала из золы.И много других вещей.
Все село носило только две фамилии Чернышовы и Стребковы, за редким исключением.Так было и в других сёлах.Только в каждом селе своя фамилия. Потому люди фамилию не говорили, а сразу прозвище. В той местности прозвища назывались -"подворня". Подворня могла быть личной, когда сам зарабатывал и полученной как фамилия по наследству. Например один вполне уважаемый мужчина в детстве говорил « пататаша» вместо простокваша, так и до старости дожил с прозвищем Пататан. Жена его стала Пататанихой, а детей в селе звали « пататанята». Кочан, Кочаниха, кочанята.
Жила в селе бездетная пара , обоим под 50 лет. Звали их Бырка и Мамонка. Настоящих их имён я и не слышала, а прозвища их были личные, не потомственные. Пили запоями и до упора. Даже корова их была жизнью научена, если Мамонка встречала её с пастбища с запахом спиртного , корова подняв хвост бежала за околицу и домой не возвращалась, пока протрезвевшая Мамонка её не найдёт. И всё потому, что не раз оставалась корова без еды и питья закрытой в сарае надолго. Короче , ячейка общества , сплочённая общими интересами жила поживала.
Одним осенним днём, ходили мы с мужем в гости к его родителям на дальний конец села, а возвращались поздно, уже было темно. Идём по неосвещённому проулку молча, вокруг грязь( во время дождей чернозём так размывает, что ноги из задницы выдёргиваешь). Вдруг слышим где –то впереди мужчина кричит « Вставай с…чара, ку…ва ё…ая, я тебя не понесу» и звук удара, ещё один. Опять мат и удар. Подходим ближе видим силуэты, кто- то в грязи лежит, а мужчина сапогом пинает лежачего и костерит матом. Приближаемся, он нас увидел , перестал пинать и заботливо- ласково обращается к лежачему. « Жалик, вставай, ну давай помогу, домой пошли». Тут мы разглядели, что это Бырка свою Мамонку пытается поднять. Мы прошли мимо, когда отошли подальше, Бырка опять сапоги в ход пустил и отборный мат. Видимо приличия были соблюдены достаточно.
Жалик- такое местное ласковое обращение к любимому человеку.