Найти в Дзене

Эпоха шаттлов. Чем были круты космические челноки и почему они перестали летать

Как это должно было выглядеть Идею о создании многоразовых космических кораблей и Советский Союз, и США вынашивали еще в 1960-е годы. Если говорить об американской космической программе, то корабль-челнок (именно так можно перевести с английского слово shuttle) был лишь одним из множества проектов — и далеко не самым заметным. Шаттлы должны были работать «в одной упряжке» с ядерными челноками и космическими буксирами. По первоначальной задумке, космический челнок должен был поднимать груз на низкую околоземную орбиту, где его принимал бы буксир и передавал на ядерный челнок. Тот, в свою очередь, доставлял бы груз на геостационарную орбиту или к Луне. Так уж получилось, что из трех элементов данной системы лишь один был воплощен в жизнь. Старт программы и первые проблемы Точкой отсчета программы Space Shuttle можно считать 30 октября 1968 года. В тот день представители двух подразделений NASA, Центра пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне и Космического центра имени
Оглавление

Как это должно было выглядеть

Идею о создании многоразовых космических кораблей и Советский Союз, и США вынашивали еще в 1960-е годы. Если говорить об американской космической программе, то корабль-челнок (именно так можно перевести с английского слово shuttle) был лишь одним из множества проектов — и далеко не самым заметным. Шаттлы должны были работать «в одной упряжке» с ядерными челноками и космическими буксирами.

По первоначальной задумке, космический челнок должен был поднимать груз на низкую околоземную орбиту, где его принимал бы буксир и передавал на ядерный челнок. Тот, в свою очередь, доставлял бы груз на геостационарную орбиту или к Луне. Так уж получилось, что из трех элементов данной системы лишь один был воплощен в жизнь.

-2

Старт программы и первые проблемы

Точкой отсчета программы Space Shuttle можно считать 30 октября 1968 года. В тот день представители двух подразделений NASA, Центра пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне и Космического центра имени Маршалла, обратились к американским космическим компаниям с просьбой изучить возможность создания многоразовых пилотируемых космических кораблей.

На подготовку проектов, организацию конкурсного отбора и собственно отбор понадобилось 4,5 года. Список компаний, которые должны заниматься отдельными компонентами будущих шаттлов, был обнародован в марте 1973 года. К этому моменту вся космическая программа оказалась под угрозой. Вышеупомянутый ядерный челнок получался слишком дорогим (его разработка оценивалась в 5 миллиардов долларов) и был забракован президентом Ричардом Никсоном.

Именно тогда шаттлы стали тем, чем в итоге стали: не просто элементом «лунного пути», а кораблем, способным приносить прибыль благодаря выведению на орбиту коммерческих спутников и снятия их с орбиты. Забегая вперед, скажем: возможностью вывода спутника с орбиты воспользовались лишь дважды.

Катастрофы, поставившие крест на шаттлах

-3

К сожалению, обывателю программа Space Shuttle известна не столько своими успехами, сколько двумя громкими катастрофами. 28 января 1986 года из-за взрыва топливного бака погиб «Челленджер» — второй из серии космических челноков. Из 7 человек экипажа не выжил никто. Как выяснилось в ходе расследования, причиной гибели «Челленджера» стали конструктивные недостатки. Конструкция топливных ускорителей, разработанных компанией Morton Thiokol, была потенциально опасной. При больших нагрузках уплотнительные кольца на соединении двух секций ускорителя переставали обеспечивать герметичность. И именно разрушение уплотнителя стало в итоге причиной катастрофы.