Найти в Дзене
ПАЯЛЬНИК НА ПЕНСИИ.

SONY HST – 49 B. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

SONY HST – 49 B. Восстановление и переделка.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. МЕХАНИЧЕСКАЯ.

Итак, я добрался до усилителя записи-воспроизведения. При беглом осмотре никаких сюрпризов не должно было быть, кроме сгоревшего обрывного резистора. По аналогии с тюнером я решил, поменять электролиты для начала. После этого был план подключить сторонний ЛПМ, т.к. родной как я уже упоминал, сопротивлялся нажатию любой из клавиш рода работ, включая клавишу открытия кассетоприёмника. Да и сам ЛПМ как-то предстояло извлечь из лицевой панели.

Выпаяв три электролитических конденсатора, и заменив их на новые, следующие конденсаторы имели странный вид, показанный на фото ниже.

Вид на родные конденсаторы усилителя записи-воспроизведения.
Вид на родные конденсаторы усилителя записи-воспроизведения.

При этом следы пайки отсутствовали. Что из них хотели выжать предыдущие мастера, для меня до сих пор остаётся загадкой. Может быть, это новая методика настройки АЧХ, о которой я не знаю?

Конденсаторы заменены, обрывной резистор тоже, подключен новый ЛПМ, включаем! УПС! Из левого канала слышен громкий фон переменного тока, корпус микросхемы греется. В другом канале фон отсутствует и пробивается звук. Делаю замеры. В фонящем канале ни одно из напряжений не соответствует указанным на схеме, в другом канале есть отклонения примерно 25 процентов. Напряжение на выходе условно рабочего канала примерно 50 мВ. В этот момент задымил резистор в цепи питания микросхемы усилителя записи-воспроизведения. Отключил кассивер от питания. Ввиду отсутствия в продаже обрывных резисторов такого номинала и мощности, я установил обычный МЛТ резистор на 220 Ом импортного производства. Покопавшись в памяти, начал шевелить переключатель «запись – воспроизведение». Первые нажатия давались с трудом и характерным хрустом. А что ж вы хотели? Аппарат «домашнего хранения». Теперь предстояло аккуратно выпаять, разобрать, почистить, собрать и обратно впаять этот переключатель с 42-мя ножками, не считая ножек корпуса. Отрос очередной геморрой.

Быстро сказка сказывается, как говорится, ну вот предыдущая операция успешно выполнена (ни одна из дорожек печатной платы не пострадала), повторное включение. Результат почти тот же. Один канал рычит и греет микросхему, зато на втором канале выходной уровень возрос до 90 мВ, но отсутствовали ВЧ и НЧ составляющие в воспроизводимом сигнале. Причина неисправности примерно становилась ясной, но на всякий случай и для успокоения души надо проверить ещё и схему шумоподавителя DOLBY.

Шумоподавитель выполнен на горстке транзисторов. Теперь предстояло каждый из них выпаять и проверить. А заодно и диоды и некоторые резисторы в обвязке транзисторов. Время шло.

Как оказалось, шумоподавитель рабочий. Это порадовало.

Кто-то скажет, что можно было все эти операции провести с помощью генератора и осциллографа, да. Но по приборам не всегда можно оценить качество прохождения сигнала, а особенно при каком-нибудь неисправном пассивном элементе может возникнуть возбуждение и тогда ломай голову кто из таких элементов гадит. А для предварительной диагностики «на слух», да с дежурным усилителем мощности, самое оно. После, для уточнения, конечно же пользуюсь приборами обязательно.

Ну вот, теперь порадовал клиента, что надо искать микросхему усилителя записи-воспроизведения. Обзывается она LA3122 и по схеме кассивера – представляла из себя счетверённый операционный усилитель, что для середины 70-х годов в бытовой технике нонсенс. Однако по упрощённой схеме даташита, не очень-то она похожа на операционный усилитель. Ну да ладно, схема-то упрощённая, да и разбираться в тонкостях не было ни времени, ни желания. Начался поиск микросхемы. Китайские товарищи то ли не научились, то ли не захотели клонировать такое чудо, поэтому Али-экспресс нарисовал печальную улыбку и сообщил, что ничего не найдено. На европейских торговых площадках эта микросхема тоже редкий гость и стоит от 5 до 11 евро за штуку, не учитывая стоимость пересылки. Да и пересылка в Россию теперь запрещена, о чём упомянуто на всех страницах. Через неделю поисков такая микросхема обнаружилась в одном из интернет магазинов электронных товаров по весьма «демократичной» цене для старых запчастей. Всего-то 800 рублей и 400 рублей пересылка. Клиент вошёл в азарт, и я заказал это чудо.

Так выглядит условное обозначение микросхемы LA3122 (одтн канал).
Так выглядит условное обозначение микросхемы LA3122 (одтн канал).
А так выглядит упрощённая схема этой же микросхемы в даташите.
А так выглядит упрощённая схема этой же микросхемы в даташите.

Пока искали и заказывали микросхему, я решил заняться лентопротяжным механизмом. Извлекать его из штатного места в лицевой панели, оказалось то ещё удовольствие. Для начала нужно было распаять жгут проводов, включая те, которые напаяли предыдущие мастера. Во-вторых, как-то открыть кассетоприёмник при том, что клавиши управления не нажимаются от слова совсем. Вобщем, работа предстояла долгая и ювелирная.

При извлечении ЛПМ выяснилось, что под ним какое-то насекомое свило гнездо, причём настолько давно, что часть кокона набилось пылью и превратилось в подобие бетонной конструкции, которая с трудом крошилась пинцетом. «Домашнее хранение» не пощадило и ЛПМ. Смазка превратилась в засохший клей, пассики распались на мелкие кусочки. Идлеры растрескались. В некоторых местах шасси ЛПМ покрыто ржавчиной. Зрелище печальное. Если честно, то на этом моменте хотелось позвонить клиенту и сказать, чтобы он забирал свою драгоценность. Я так и сделал, но клиент был не доступен. Два дня я уговаривал себя не браться за эту затею, а потом позвонил клиент, и уговорил меня попробовать восстановить аппарат. Его не смущало то обстоятельство, что оригинальных запчастей нет, в том числе и на ЛПМ, и что цена будет космическая. Ну, раз так, значит так. Тем более, что было начало декабря, и будет мне чем занять себя зимой.

Очень нужна была кинематическая схема ЛПМ, а ещё лучше фото или видео сборки – разборки этого ЛПМ. Перелопатив весь интернет, подобное попалось на одном заграничном сайте. Правда аппарат там более поздней модели, но ЛПМ такой же, и присутствовали фото разбора ЛПМ и что особенно ценно, расположение и относительный размер пружинок ЛПМ. Ссылку на данный сайт прикладываю. Там же на фото я увидел, какой должен быть оригинальный трансформатор, а не тот, что был в наличии в данном аппарате. https://www.nakamichi.by/2018/03/sony-stereo-cassete-receiver-hst-49a.html?ysclid=m3vhur2t46294914457

Разобрав ЛПМ, я впал в очередную депрессию. Первое, что испортило настроение – это пружинки. Все изуродованы. Рассматривая внимательно фото с зарубежного сайта, выяснил, что пружинка, подтягивающая каретку с фрикционным узлом к приёмному подкатушечнику, должна быть, как минимум раза в 1,5 длиннее той, что находилась сейчас в аппарате. Причём, эта пружинка очень, очень мягкая. Где такую брать? Вот в таком виде они предстали передо мной.

Вид основных пружинок.
Вид основных пружинок.

Разобрав три донора (естественно не SONY HST-49B, а другие подобные и примерно тех же лет), а так же два принтера, путём укорачивания длины и комбинацией вариантов, удалось запустить ЛПМ, но только в холостом режиме и без привода счётчика ленты. Как только устанавливал кассету, прекращалась подмотка при воспроизведении и перемотка вперёд. Дальше экспериментировать с пружинками не имело смысла. Тем более, что мои запасы их иссякали. Нужен идлер.

Теперь требовалось разобрать основной фрикционный узел, для замера идлера. Как выяснилось, этот узел разбирали до меня. И ладно бы разобрали, ничего не испортив, но… даже вместо стопорной шайбы, фиксирующей фрикционный узел на оси ЛПМ, согнули провод ПЭЛ 1,6, решив что этого будет достаточно. Убил бы этого мастера!

На фото импровизированная стопорная шайба.
На фото импровизированная стопорная шайба.

Части фрикционного узла нещадно эксплуатировались. На фото видно, что на передаточном валу насечки для лучшего сцепления не просто стёрты, а имеют и выборку по кругу качения. Как теперь подбирать идлер? На что ориентироваться?

Так выглядели насечки. Вернее то, что от них осталось.
Так выглядели насечки. Вернее то, что от них осталось.
Те же насечки, но с другого ракурса.
Те же насечки, но с другого ракурса.

Фрикционный узел разобрал, очистил, смазал, ось пришлось слегка отполировать. Снова собрал и установил узел на место. Выполненные манипуляции не привели к желаемому результату. В процессе экспериментов с подбором разных, имеющихся в наличии идлеров, вырисовалось направление, в какую сторону двигаться в поисках нужного идлера. Даже вымерял, насколько это было возможно точные размеры. Теперь вопрос, где найти его. Али-экспресс предлагал различные варианты, но нужного идлера не было. На торговых площадках такая же беда. И тут на АВИТО попалось объявление об изготовлении идлеров любого размера из японского эластомера. Списался с продавцом, обговорили детали. Ну что, делаю заказ и надеюсь на чудо за 700 рублей, плюс стоимость пересылки.

Пока идлер изготавливается и идёт ко мне, разбираюсь в ЛПМ дальше. Плоская пружина, толкающая фрикционный узел к приёмному узлу ленты имеет следы изгибов. Вобщем, куда ни загляни, везде супер мастера руки свои приложили.

Вид на разобранный ЛПМ. В правом верхнем углу виден фрикционный узел в сборе.
Вид на разобранный ЛПМ. В правом верхнем углу виден фрикционный узел в сборе.

Из всего этого делаю вывод, что скорее всего, в процессе эксплуатации, пассики растянулись, но не порвались, фрикционный узел начал проскальзывать из-за плохого контакта с другими узлами вращения, и мастера вместо того, чтобы заменить пассик на новый, стали подгибать и экспериментировать с пружинками. Сила прижима стала большой, отсюда на передаточном узле стёрлись насечки и образовалась выработка по кругу вращения. Так же из-за растянутого пассика не хватало силы прижима каретки фрикционного узла к приёмному узлу ленты, и ребята укоротили пружинку, подтягивающую каретку совместно с пассиком. Соответственно, прижим узлов вращения усилился настолько, что подмотка стала настолько сильной, что вытягивала ленту из под прижимного ролика, заминая её, поэтому стали гнуть плоскую пружину. Вот такие предположения у меня возникли, исходя из долгой практики ремонтов после ремонтов специалистов. А как было на самом деле я не знаю. Как говорится имеем то, что имеем.

Идлер пришёл. Оказалось, я был прав, добавив на 0,3 мм высоту идлера при изготовлении. Теперь восстановились все функции ЛПМ. Однако, рано радовался. Установив пассик от приёмного узла к счётчику ленты, подмотка останавливалась, когда на приёмном узле наматывалось ленты больше 2/3. Разобрал счётчик. Снова «домашнее хранение» окислило ось внутри счётчика настолько, что вал первого разряда приклеился намертво к оси. Стандартные счётчики не подходят. Даже запчасти от них имеют разные размеры, отличающиеся от оригинального. Ладно, пока отложу этот вопрос до лучших времён, пока огромное поле деятельности для восстановления других узлов кассивера. Тем более, что надо ещё решать вопрос с двигателем ЛПМ.

Вид собранного ЛПМ. Пока без декоративной накладки на приёмно-подающие узлы.
Вид собранного ЛПМ. Пока без декоративной накладки на приёмно-подающие узлы.

Продолжение следует!

Спасибо за интерес к моему каналу.