Прочитав последнее слово заголовка, многие воскликнут: «Автор, ты совсем того! Где «Девчата» и где Америка?». Подождите, не делайте скоропалительных выводов. Всё не так, как на самом деле.
В моей последней статье (на данный момент последней, 17-й, полный список – в конце), посвящённой разбору сценариев неувядающих «Девчат», в последней главе с названием «Бонус», помимо всего прочего я написал вот такое:
…4. Для тех, кто думает, что спор Ильи и Фили был совсем пустяковый, в смете фильма есть стоимость шапок: пыжик 300 рублей, кубанка 300 рублей. Конечно «новыми», послереформенными, 1961 года, деньгами. Несколько средних зарплат каждая шапка…
Несколько дней назад в комментариях к ней нарисовался один товарищ с ником Стас Ипостас и с непонятным поначалу мне апломбом написал такое:
Стас Ипостас пишет:
Начнем с того, что повесть Бедного издана в 1954 г., и там все цены дореформенные. Фильм вышел в начале 1961 г, а значит, снимался в 1960 г., т.е. до реформы 1961 г. Никакая шапка в те времена не могла стоить 300 рублей, включая пыжиковую. Автор статьи, очевидно, не очень представляет, какие огромные деньги это было в то время - 300 р. "новыми"! Самая обычная средняя зарплата тогда была - 80-90 р. в месяц. Мотороллер "Вятка" в то время стоил 80 рэ! Сам видел в витрине спортивного магазина на Сретенке. 30 рублей за шапку в то время считалось очень дорого.
Тот бред с датами, который написал комментатор (про рубли и цены – чуть позже), и на основе которого сделал заключение, что цены, приведённые в смете были дореформенными, т.е. до 1961 года, когда с рублей убрали лишний нолик, уже поверг меня в недоумение – и где это он взял такую нелепицу?
СПРАВКА. Для тех, кому лень посмотреть самому (обо всём этом подробно и неоднократно я писал в своих статьях – список их в конце):
1. Повесть Бориса Бедного впервые полностью была напечатана в середине 1961 года (откуда комментатор взял 1954-й?). Отрывки из повести – в 1959-м. В 1954 она могла существовать только в виде рукописных листочков в столе у автора.
2. Сценарий фильма был утверждён в августе 1960.
3. Съёмки начались в 1961 (и вся бухгалтерия съёмок тоже в 1961 – ПОСЛЕ реформы) и продолжались почти до конца года.
4. Весь фильм в комнате девчат на стене висит портрет Гагарина. Не буду напоминать дату исторического полёта Гагарина, её должен знать КАЖДЫЙ. И совсем небольшое усилие потребуется, чтобы понять, что фильм только по этой детали никак не мог сниматься в 1960-м и выйти на экраны В НАЧАЛЕ 1961-го.
5. Премьера фильма – 7 марта 1962 года.
Сведения эти несекретные, в открытом доступе. А потому писать, что фильм вышел В НАЧАЛЕ 1961-го – это просто что-то с чем-то.
Комментатор получил от меня вежливый ответ:
Стас Ипостас, начнём с того, что повесть Бедного НЕ БЫЛА издана в 1954 году. Продолжим тем, что фильм вышел НЕ В НАЧАЛЕ 1961 г, и НЕ СНИМАЛСЯ в 1960-м. У меня несколько статей про "Девчат", подробнейшим образом разбирающих все даты создания фильма и книги.
Вы не очень представляете, какую ценность представляла в те времена пыжиковая шапка. 30 рублей за шапку, которую вы видели, это дешёвый кролик.
И не очень представляете уровень цен и ценность разных товаров в те годы.
Пожалуйста, изучайте чуть лучше вопрос, прежде чем писать комментарии. И не используйте домыслы, когда озвучиваете даты и цены.
То, что ответил этот Стас, заставило бы любого забыть о вежливости. Вот окончание нашей переписки:
Стас Ипостас
Olmer124 - "Пожалуйста, изучайте чуть лучше вопрос" - Насмешили еще больше, чем мифические шапки за 300 р. в 1961. Повесть Бедного - только что посмотрел - вышла в 1954 г. в изд. "Молодая гвардия". Фильм "Девчата" - только что смотрел - вышел в 1961 г. Кроличья шапка - у меня была в детстве (ранние 60-е) - стоила 12 р. Вы не очень представляете уровень цен и ценность разных товаров в те годы. Разница в цене за предмет одежды от 12 до 30 р. была драматической.
И т.д.
Стас Ипостас, вы явно пересекли красную линию 6peда. Особенно что касается дат (и цен тоже). В какой ж..e вы всё это увидели, не знаю и знать не хочу. Разве что пишете из параллельного мира. По-моему, вы не поняли, на какой канал попали. И, если честно, подобного 6peда мне ещё ни у кого не встречалось. В интернете очень много вpaнья с датами, я потратил много времени, чтобы разобраться в этой каше, и обо всём написал в 17-и своих статьях про "Девчат". На сегодня я САМЫЙ информированный человек по этим вопросам. Но я не буду приводить правильные даты (они есть в моих статьях и подтверждены документально), ибо это в вашем случае бесполезно, как я понял. Одна просьба - не пишите сюда больше на эту тему. Разве что с извинениями и объяснениями, откуда ЭТО всё взялось (хоть объяснения мне в данном случае совсем не интересны, это всяко чьи-то фантазии, ошибки или опечатки, на которые вы повелись). Но сначала извинения.
Разумеется, никаких извинений я не дождался. Да и не больно-то ждал их, прекрасно знаю, что такое есть комментарии в дзене. Плюнул бы и забыл бы об этом смешном эпизоде, если бы вдруг ВНЕЗАПНО не вспомнил, где я встречал этого Ипостаса раньше. И этот пустяковый эпизод вдруг, так же ВНЕЗАПНО,
открылся с совершенно другой стороны и заиграл новыми красками…
В одной из моих статей, не связанной с «Девчатами» и по совершенно другому поводу, Стас Ипостас оставил вот такой комментарий:
…Я уже 34 года живу в США. А вас прошу назвать мне магазин, где по вашим словам, "ниxepа нет". Необязательно название магазина, но хотя бы в каком городе. И примерно какой год…
34 года! В США! И ВСЁ встало на свои места, и все загадки раскрылись.
1. Нормальный человек уже после первого моего ответа пошёл бы проверять, а не ошибся ли он. Заглянул бы в альтернативные источники (до сих пор не знаю, откуда он взял 1954 год). Но не американец, нет. «Мы самые крутые и умные, мы ошибаться не можем» - вот что надменно сквозило сквозь строки его ответа. Это главный мой вывод о нашей переписке. И ведь так штаты ведут себя по любому вопросу – ну вы поняли.
2. Написал выше про полёт Гагарина, и что дату этого полёта должен знать КАЖДЫЙ – и вдруг понял, что «каждый» - это россиянин или бывший советский человек, но никак не американец – им незачем знать какие-то исторические даты у варваров, у них свои, американские и единственно правильные даты.
3. Даты, приведённые Стасом Ипостасом, как вы поняли, обсуждать нет смысла. А вот то, что он пишет о ценах…
Стас Ипостас, судя по всему, человек глубоко русифицированный (не буду писать «русский», тут возможны варианты и даже обиды). Но въевшийся за 34 года американизм, плюс, рискну предположить, возраст, заставили человека намертво ЗАБЫТЬ и ПЕРЕСТАТЬ ПОНИМАТЬ, что это такое – Советское Ценообразование. Привыкшему жить в среде, где вещи стоят столько, сколько они должны стоить и ни центом больше или меньше (тут капитализм достаточно разумно устроен, не будем грешить против истины), порой невозможно понять, что в СССР вещи стоили столько, сколько КАЗАЛОСЬ правильным узкому кругу лиц, сколько им ХОТЕЛОСЬ БЫ, чтобы они стоили по политическим и идеологическим причинам, без оглядки на экономику, а порой и на себестоимость. Достаточно вспомнить цену на автомобили и золото, ОФИЦИАЛЬНЫЙ курс доллара, госцену мяса и других дотируемых продуктов, и стоимость поездки в метро.
Вспоминаемая Стасом Ипостасом детская шапка из кролика за 12 рублей сразу выглядит иначе после слова «детская» - цены на детские товары в СССР были сильно занижены. Да и детская меньше размером, чем взрослая. А взрослая кроликовая шапка была разных видов, и цельномеховая, и с кожаным (а то и дермантиновым или тканевым) верхом, а мехом только на ушах и козырьке. Цены разных по конструкции и качеству шапок различались, и 30 рублей для кролика – совсем не удивительная цена. Другое дело, что хороших кроликовых шапок в магазинах практически не было (может быть кроме Москвы), а на рынке…
И вот тут мы подходим к главному, чего американец НИКОГДА не сможет понять, даже если он «русифицирован» - цены рынка СССР, и даже цены чёрного рынка СССР тоже не были рыночными! И были перекошены вверх, чтобы скомпенсировать заниженные цены в магазинах и дефицитность товаров. И отличались от магазинных цен обычно в несколько раз.
Ну и вернёмся к теме «Девчат» - и к тому, с чего всё началось, к ПЫЖИКОВОЙ ШАПКЕ (что такое пыжик, и почему он так редок и ценен – яндексите сами, пожалуйста).
Объясняю для американцев (и для некоторой части россиян тоже) – пыжиковые шапки НИКОГДА не продавались в магазинах, поэтому обсуждать, за сколько рублей их распределяли и, в виде поощрения, РАЗРЕШАЛИ КУПИТЬ номенклатуре и передовикам производства, Илье Ковригину, например (этого «разрешали купить» американцам особенно не понять), – НЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА. В магазинах в продаже этих шапок не было – а, значит, и цены на них не было. Какой смысл обсуждать, что секретарь райкома заплатил за свою СВЕРХПРЕСТИЖНУЮ шапку 100р, например, если она не продавалась? Или что в таксопарк «Волги» приходили по 2800р, а народу, и не всем, а только тем, кому РАЗРЕШАЛИ, машина обходилась в 10-15 тысяч?
А вот на рынке пыжиковые шапки встречались, но уже за 2-3 цены от магазинной (которой не было). И для съёмок пыжик и кубанку наверняка покупали на рынке – отсюда и запредельная цена в 300р, но абсолютно соответствующая реалиям всех лет существования СССР (кстати, нашёл информацию, что в 70-е пыжиковая шапка стоила на рынке уже 600р; а в начале 80-х сам покупал с первых «северных» зарплат полноразмерную, не обманку, мужскую норковую за 660, вот только норковые в магазинах продавались и не были дефицитом, а пыжиковых НИКОГДА НЕ БЫЛО).
Про кубанки то же самое.
Такие были времена, господин Стас Ипостас проживший в штатах 34 года и, якобы, «всё прекрасно помнящий». Увы, не всё и не прекрасно.
Напоследок БОНУС. Порция неинтересных и никому не нужных сведений.
В тему статьи – о деньгах, но не просто об их упоминаниях, а о КОНКРЕТНЫХ СУММАХ.
- В фильме сумма денег упоминается лишь один раз, во время сбора денег на часики и ограбления Ксан Ксаныча – Илья говорит «У меня только 80…», естественно ПОСЛЕРЕФОРМЕННЫХ рублей. Упоминать о 80-и дореформенных рублях в свете покупки подарка стоимостью в несколько тысяч дореформенных рублей, наверное глупо. Да и сцена снималась в середине 1961-го. Напомню ещё, что в книге этой сцены нет, Илья купил подарок безо всяких «ограблений», на свои.
- В книге чуть чаще, дважды. Впервые при обсуждении возможной стоимости чудесной табуретки, сделанной Ксан Ксанычем:
- Век сидела бы, не вставала! Такая табуретка, я думаю, рубликов двадцать стоит?
- Попробуй купи такую за двадцать,— захорохорился Ксан Ксаныч.— И за четвертную не найдешь!
В фильм вошло только первое предложение из этого диалога.
Второй раз рубли упоминаются в свете стоимости Тосиной модной причёски: «Тридцать четыре с полтиной отвалила!».
Наверное всем понятно, что обе суммы из книги – в дореформенных рублях. Что в очередной раз опровергает мнение сторонников глупейшей версии, что фильм был раньше книги. А ещё непонятно, почему не заменили эти озвученные суммы в поздних изданиях на более привычные нам послереформенные. Хотя чего там только не меняли. Эти изменения я подробно разбирал в других своих статьях.
Читаем другие мои статьи про «Девчат». Там много интересного, честно-честно.
«Девчата». Неизвестный вариант повести и что было раньше - книга или фильм?
«Девчата». Их было не 5, а 6. По-настоящему малоизвестные факты о любимом фильме
.«Девчата». Один киноляп и одно всеобщее заблуждение.
«Девчата». А сколько лет Илье? Ну очень высшая математика.
«Девчата». Самые неинтересные и никому ненужные подробности о фильме.
«Девчата». Самые неинтересные и никому не нужные подробности о книгах. Ну и о фильме немножко.
«Девчата». Самые неинтересные и никому не нужные подробности о книгах. Часть вторая.
«Девчата». Самые неинтересные и никому ненужные подробности о фильме. Часть вторая.
«Девчата». Что было раньше - книга или фильм? Продолжение легенды.
«Девчата». Неизвестная песня из фильма
«Девчата». Про злых людей, деньги и прочие мелочи.
«Девчата». САМАЯ-САМАЯ первая полная публикация повести. И это не "Роман-газета".
«Девчата». Самые неинтересные и никому не нужные подробности о сценариях фильма.
«Девчата» - не единственная экранизация произведений Б.Бедного.
«Девчата». Тайна Игната Назарова, которой более 60 лет, приоткрылась.
«Девчата». Что может рассказать бухгалтерия о тех, кто снимался в фильме. Не о деньгах.