Концепция универсала зародилась в США в начале 1950-х годов на волне роста пригородов. Американским семьям требовался новый тип просторного и практичного автомобиля для выезда за город и регулярных поездок.
Универсал стал своего рода предвестником современного минивэна, завоевавшего огромную популярность в Северной Америке. Давайте сегодня вспомним несколько самых запоминающихся из таких автомобилей.
Buick Sport Wagon / Oldsmobile Vista Cruiser
Этот среднеразмерный универсал производившийся сразу под несколькими именами принадлежал концерну GM и выпускался с 1964 по 1977 год. Особенностью Vista Cruiser были внушительные габариты (длина - 5,54 м, ширина - 1,96 м, высота - 1,49 м), а также приподнятая задняя секция крыши с панорамным остеклением.
Салон предлагал три ряда сидений, причем на галерке помещалась детвора, которой открывался отличный вид через стеклянную крышу. Однако из-за пирамидальной формы кормы в багажник было неудобно грузить крупные вещи.
Buick Sport Wagon щеголял солидным оснащением: 5,4-литровый двигатель V8 развивал от 210 до 320 л.с. и работал в паре с автоматической коробкой передач.
Выпускалась даже "заряженная" версия Vista Cruiser Wagon 4-4-2 с еще более мощным мотором и спортивными доработками. Однако назвать Vista Cruiser полноценным "маслкаром" язык не поворачивался - на то он и универсал.
Зато пассажиры жаловались на неудобные кресла с чрезмерным наклоном спинок, из-за чего при длительных поездках затекали ноги и болела спина.
Так что комфорту и обзорности в "Виста Крузере" явно не хватало, а громоздкая корма мешала перевозке поклажи. Функциональность под вопросом.
Aston Martin DB6 Shooting Brake
В 1960-е годы британское ателье FLM Panelcraft выпустило три уникальных универсала на базе роскошного спорткупе Aston Martin DB6 Vantage.
Первый экземпляр был подарен главе Aston Martin Дэвиду Брауну, второй бесследно исчез, а третий заказал для себя шотландский гонщик Ф1 Иннес Айрленд.
Кузова для DB6 Shooting Brake изготавливались вручную. Несмотря на увеличенный объем, машины сохранили агрессивный дизайн и выдающиеся ходовые качества оригинального DB6 Vantage.
Под капотом размещался 4,0-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель мощностью от 282 до 325 л.с. в топовой версии с тремя карбюраторами Weber. Максимальная скорость превышала 240 км/ч, а первую "сотню" универсал набирал за 6,2 с.
Имелась и 5-ступенчатая "механика", и дифференциал повышенного трения, и полностью независимая подвеска, и дисковые тормоза по кругу. Богатый кожаный интерьер и напольные ковры из английской шерсти завершали благородный образ.
Фактически DB6 Shooting Brake стал венцом эволюции классических Aston Martin эпохи Дэвида Брауна. Это сочетание легкого алюминиевого кузова, мощного мотора и отлично настроенного шасси - идеальный автомобиль для джентльмена, желающего с ветерком прокатиться до загородного поместья.
Хотя идея делать из суперкара универсал кажется спорной, на DB6 Shooting Brake это никак не отразилось. Автомобиль Иннеса Айрленда пережил владельца и сейчас является одним из самых редких и желанных "Астонов" в мире.
Pontiac Firebird Trans Am Type K
Американские "muscle cars" 1970-х славятся могучими моторами и брутальным дизайном. Но кому бы пришло в голову делать настоящий "маслкар" в кузове универсал?
Такая невероятная идея посетила дизайнера компании Pontiac Джерри Брокштейна. В 1977 году он разработал концепт Firebird Trans Am Type K на базе платформы GM K-body, объединив мощь "Фаерберда" с практичностью семейного автомобиля.
Чтобы вместить увеличенный кузов, колесную базу пришлось удлинить. А вместо громоздкой задней двери Брокштейн предусмотрел подъемные боковые окна в стиле "крыло чайки".
Два прототипа Pontiac Firebird Trans Am Type K были построены итальянским ателье Pininfarina и произвели настоящий фурор на автосалоне в Нью-Йорке в 1977 году. Публика с восторгом приняла столь необычное сочетание.
Однако серийное производство Firebird Trans Am Type K так и не началось. Проблема была в цене - она составляла астрономические по тем временам $25 000, что вдвое превышало стоимость обычного "Фаерберда".
За такие деньги можно было купить целых два "Корвета"! General Motors попросту побоялась провала на рынке. Впрочем, с 1980 года мелкосерийную сборку универсалов на базе Firebird по спецзаказам вело калифорнийское ателье Deco International. Так что несколько десятков этих уникальных "сараев" все же попали к своим владельцам.
TAG Sbarro Function Car
Швейцарский производитель хронометров TAG Heuer в 1978 году, еще до альянса с McLaren, решил попытать счастья в автомобильном бизнесе.
Компания хотела создать роскошный представительский автомобиль для бизнес-поездок VIP-клиентов и наняла для этого никому не известного дизайнера Франко Сбарро.
За основу Function Car был взят огромный Cadillac Eldorado, но Сбарро показалось мало его 5,7 метров длины. Кузов растянули до невероятных 7,2 м, добавили третью пару колес и нарастили заднюю часть, чтобы получился этакий "лимузин-универсал".
Массивную конструкцию приводил в движение 8,2-литровый двигатель V8 мощностью 350 л.с. в паре с 4-ступенчатым "автоматом". Несмотря на скромную для такой махины максималку в 179 км/ч, расход топлива был сумасшедшим - целых 28 литров на 100 км!
Но главной "фишкой" TAG Sbarro Function Car стал салон в виде офиса на колесах. Внутри были и деревянные панели, и большие кресла, и встроенный факс, и стационарные телефоны, и даже телевизор с сателлитарной связью. Получился настоящий передвижной кабинет для работы топ-менеджеров в пути.
В итоге заказчик не слишком обрадовался результату, но все же планировал мелкосерийное производство - по 25 штук в год. Впрочем, единственный экземпляр Function Car нашел своего покупателя - некоего бизнесмена из Саудовской Аравии. Остальные потенциальные клиенты дружно отказались от этого мегаломанского проекта на колесах.
SsangYong Rodius
Этот корейский универсал-переросток дебютировал в 2004 году и сразу прославился как один из самых некрасивых автомобилей в мире. Rodius создал знаменитый британский дизайнер Кен Гринли, известный по работе с Bentley, Aston Martin и Land Rover. Увы, в данном случае маэстро явно переборщил с креативностью.
Помесь минивэна и универсала длиной 5,1 метра и вместимостью 11 человек получила нелепо задранную корму со "ступенькой" над задним стеклом. Сам Гринли обмолвился, что хотел придать машине сходство с роскошной яхтой, но публика разглядела в силуэте Rodius разве что сходство с коровой.
Впрочем, под невзрачной внешностью скрывалась добротная техническая начинка. SsangYong Rodius оснащался рядными "четверками" и V6 производства Mercedes-Benz и японскими автоматическими коробками передач.
В салоне помещались и три ряда сидений, и телевизор, и холодильник, и два кондиционера сразу. Цена по меркам одноклассников также была весьма гуманной.
Казалось бы, у корейского "сарая" были все шансы на успех. Вот только принять столь спорную внешность публика так и не смогла. В итоге Rodius стал героем многочисленных шуток и карикатур, получил обидные прозвища вроде "уродиус" и "крокодил на колесах", а продажи оказались совсем не радужными. Но SsangYong не сдавалась и продержала модель на конвейере до 2011 года, веря в свою уникальную разработку.