Егор Бероев только что закончил съёмки своего первенца – фильм «Кукла», где он теперь режиссёр и сценарист. Посидел Егор Вадимович в кресле главного по постановке и пустил слезу яростную на недавнем собрании «Artmasters форум», так и рубанул в микрофон:
«Актеры очень плохо выучены!»
И вот тут я с господином Бероевым не соглашусь, ибо сам сидел в режиссёрском кресле, являюсь действующим сценаристом и о корочку жёсткую киношного хлеба зубы точу регулярно.
Из актёров хорошие режиссёры случаются редко. Я сразу и не вспомню, кроме как пару громких имён, покоривших меня своим режиссёрским мастерством – Олег Фомин да Никита Михалков. Вот недавно упомянутый и постоянно мной критикуемый за свою продюсерскую деятельность Фёдор Сергеевич Бондарчук актёр прекрасный, пробу ставить некуда, а как режиссёр уступает своему актёрскому таланту в разы. И я знаю причину. Гордыня. Хочется быть великим.
Тут важно понимать суть актёрского существа. Актёр это очень яркий, очень важный, но кирпичик в замке, который строит режиссёр. Винтик, колёсико в режиссёрском механизме. Это не обидно, это так есть. Актёр невозможен без сценария, написанного кем-то и без мизансцены, срежессированной со стороны. Но актёры люди тщеславные, ещё тщеславнее, чем режиссёры, сценаристы и продюсеры вместе взятые. От того, что им обидно осознавать себя частью чьего-то замысла. От того на съёмочной площадке часто возникают споры актёров с режиссёрами. От того мудрые режиссёры дают актёрам снять актёрский дубль, не гарантируя, что такое попадёт в финальный монтаж фильма.
Егор Бероев тоже актёр. Актёр хороший, с ролями разноплановыми, смотреть приятно, голос не раздражает. Тут я поясню за свой снобизм: я в этом деле кручусь и оценка актёров у меня профессиональная – пришёл играть, делай это. Делай это так, как сказал режиссёр – ему со стороны и в плейбэк виднее и задумку он свою знает. А ты, если актёр хороший, то поставленную задачу исполнить обязан. Тебя этому учили пять лет. Но есть и оборотная сторона медали.
Режиссёр это специалист, обладающий навыками психолога, актёра, драматурга, художника, организатора. Одно из этих качеств убери и режиссёр становится неполноценным. Отсюда и растут ноги скандалов между актёрами и режиссёрами – один понять не может, второй объяснить. Поскольку актёры уж слишком тщеславны, зачастую за гордыней своей не могут услышать суть, чего им режиссёр докричать пытается. А уж если актёр сел в режиссёрское кресло, то всё переворачивается с ног на голову и получается весьма громкий трэш.
Не исключаю, что Егор Вадимович столкнулся с недостатком режиссёрского опыта. Ему, как актёру работа коллег смотрится со своей колокольни и допустить, что другой человек сыграет по-своему сложновато. И объяснить, пожалуй, не в состоянии. Есть такая психологическая уловка разума – если я знаю что-то, то считается, что все вокруг это самое тоже ведают как я. Вот с этим на режиссёрских курсах как раз и борются. Или с опытом приходит. А ещё бывает, что человек со способностями терпеливо объяснять по десять раз подряд рождается.
Посему в этой части пылкой речи Егора Бероева заключу, что пойдёт ещё пара-тройка проектов в режиссёрском кресле и появятся слова любви к актёрам, с которыми работает. Потому что у каждого режиссёра есть свои любимчики, а значит, актёров плохих уж и не так много. Не без брака на семейной фотографии, конечно же, но в целом и общем актёрская школа у нас сильная и ярких личностей в своей профессии более чем достаточно.
И есть ещё одна тема, которой коснулся Егор Вадимович: «всем правят деньги», – если коротко. Тут актёр, переквалифицировавшийся в режиссёра, сокрушался, что потеряно важное звено актёрского образования, и позволил себе ещё один резонансный пассаж:
«Система советского обучения воспитывала. Я сталкиваюсь с людьми, которые хотят сделать один раз и второй раз уже не переделывать. Никто не хочет развиваться, идти вперед, искать лучшее. Режиссеры этого не требуют. … Никто не хочет, чтобы было сложно. Чтобы было просто, легко и заработать денег».
Понятно, что имел в виду Бероев, говоря о советском образовании. Сам он окончил ВТУ имени М.С. Щепкина, мастерская Николая Верещенко, в 1998 году. Служил в в МХТ имени А.П. Чехова. Карьеру строил при развитом капитализме, причём весьма успешно – более семидесяти актёрских работ в кино и сериалах и теперь режиссёрское кресло. В процессе обсуждения на форуме, Егор Вадимович вспомнил, что сам учился у великих мастеров на съёмочной площадке. Потому что у него была такая возможность, в проектах снимались великие и Бероев.
По моему мнению, тут Бероев не понял, что сам сказал. Вот эта история про деньги и нежелание переделывать вовсе не актёрская или режиссёрская проблема, а продюсерская. Сам сидел на проекте на трёх стульях сразу – автор, режиссёр и продюсер, после чего понял, что подобная растяжка чревата вывихом мозга с угрозой не поставить перевернувшийся мир обратно на место. Дело в продюсерах, у которых бюджет. Кино это не чистое творчество, если это не арт-хауз. Сходите к Сене Гончукову на съёмки и поймёте, как снимать в удовольствие, без сроков и бюджетов, а после без зрителей и кассы.
Продюсерство как раз и губит таких талантов, как Фёдор Сергеевич Бондарчук. Когда актёрское тщеславие сталкивается с режиссёрскими амбициями и продюсерским расчётом в одном организме… Страшно представить, ещё сложнее подобрать слова для описания. Что-то типа ста килотонн в тротиловом эквиваленте, но на уровне нейронов головного мозга.
Бероев же столкнулся с реалиями кинопроизводства, которое давным-давно начиналось как аттракцион, потом превратилось в искусство, а нынче стало мощной индустрией, частью глобальной экономики со своими жёсткими правилами освоения бюджетов, использования информационных ресурсов и попадания в потребителя. Потребителя избалованного, насмотренного, отличающего блокбастер от дневного сериала с первого кадра.
И проблема не в отсутствии актёров, которые могут и должны существовать в кадре, а в тех сжатых условиях, в которых существуют съёмочные группы. И актёры хотят рубить капусту, пока та растёт на полях кинобизнеса. Сколько великих актёров закончили свой век в одиночестве, в жалких условиях с мизерными пенсиями? Эти истории современных актёров пугают, и они видят товарно-денежные отношения как спасительный круг на счастливую старость в полном достатке и множеством возможностей путешествовать, чудить вволю, отвязываться так, как в карьеру было недоступно.
Думаю, что Егор Вадимович обрастёт режиссёрским жирком, получит достаточную порцию общения с продюсерами и поймёт, что нужно передавать молодым актёрам на площадке, куда он их с проб пригласит. То, что у Бероева режиссёра загорелся огонёк в душе, отрадно. Значит, будет хорошим режиссёром, если костёр этот не затушит меркантильностью. Она нужна, без неё никак, но главное найти баланс между творчеством и бизнесом.
Вот ещё новость: я всё-таки создал телеграм канал. Наполнение там будет совершенно другим, но ссылки на статьи из Телеграм на Дзен будут. так что можно подписываться в телеге и быть в курсе новостей.