Найти в Дзене
Сьеджин

Егор Бероев вдруг обнаружил, что современные актёры плохие

Егор Бероев только что закончил съёмки своего первенца – фильм «Кукла», где он теперь режиссёр и сценарист. Посидел Егор Вадимович в кресле главного по постановке и пустил слезу яростную на недавнем собрании «Artmasters форум», так и рубанул в микрофон: «Актеры очень плохо выучены!» И вот тут я с господином Бероевым не соглашусь, ибо сам сидел в режиссёрском кресле, являюсь действующим сценаристом и о корочку жёсткую киношного хлеба зубы точу регулярно. Из актёров хорошие режиссёры случаются редко. Я сразу и не вспомню, кроме как пару громких имён, покоривших меня своим режиссёрским мастерством – Олег Фомин да Никита Михалков. Вот недавно упомянутый и постоянно мной критикуемый за свою продюсерскую деятельность Фёдор Сергеевич Бондарчук актёр прекрасный, пробу ставить некуда, а как режиссёр уступает своему актёрскому таланту в разы. И я знаю причину. Гордыня. Хочется быть великим. Тут важно понимать суть актёрского существа. Актёр это очень яркий, очень важный, но кирпичик в замке, кот

Егор Бероев только что закончил съёмки своего первенца – фильм «Кукла», где он теперь режиссёр и сценарист. Посидел Егор Вадимович в кресле главного по постановке и пустил слезу яростную на недавнем собрании «Artmasters форум», так и рубанул в микрофон:

«Актеры очень плохо выучены!»

И вот тут я с господином Бероевым не соглашусь, ибо сам сидел в режиссёрском кресле, являюсь действующим сценаристом и о корочку жёсткую киношного хлеба зубы точу регулярно.

Егор Бероев на деловой сессии «Artmasters форум»
Егор Бероев на деловой сессии «Artmasters форум»

Из актёров хорошие режиссёры случаются редко. Я сразу и не вспомню, кроме как пару громких имён, покоривших меня своим режиссёрским мастерством – Олег Фомин да Никита Михалков. Вот недавно упомянутый и постоянно мной критикуемый за свою продюсерскую деятельность Фёдор Сергеевич Бондарчук актёр прекрасный, пробу ставить некуда, а как режиссёр уступает своему актёрскому таланту в разы. И я знаю причину. Гордыня. Хочется быть великим.

Тут важно понимать суть актёрского существа. Актёр это очень яркий, очень важный, но кирпичик в замке, который строит режиссёр. Винтик, колёсико в режиссёрском механизме. Это не обидно, это так есть. Актёр невозможен без сценария, написанного кем-то и без мизансцены, срежессированной со стороны. Но актёры люди тщеславные, ещё тщеславнее, чем режиссёры, сценаристы и продюсеры вместе взятые. От того, что им обидно осознавать себя частью чьего-то замысла. От того на съёмочной площадке часто возникают споры актёров с режиссёрами. От того мудрые режиссёры дают актёрам снять актёрский дубль, не гарантируя, что такое попадёт в финальный монтаж фильма.

Егор Бероев тоже актёр. Актёр хороший, с ролями разноплановыми, смотреть приятно, голос не раздражает. Тут я поясню за свой снобизм: я в этом деле кручусь и оценка актёров у меня профессиональная – пришёл играть, делай это. Делай это так, как сказал режиссёр – ему со стороны и в плейбэк виднее и задумку он свою знает. А ты, если актёр хороший, то поставленную задачу исполнить обязан. Тебя этому учили пять лет. Но есть и оборотная сторона медали.

Егор Бероев на съёмках своего дебютного фильма «Кукла»
Егор Бероев на съёмках своего дебютного фильма «Кукла»

Режиссёр это специалист, обладающий навыками психолога, актёра, драматурга, художника, организатора. Одно из этих качеств убери и режиссёр становится неполноценным. Отсюда и растут ноги скандалов между актёрами и режиссёрами – один понять не может, второй объяснить. Поскольку актёры уж слишком тщеславны, зачастую за гордыней своей не могут услышать суть, чего им режиссёр докричать пытается. А уж если актёр сел в режиссёрское кресло, то всё переворачивается с ног на голову и получается весьма громкий трэш.

Не исключаю, что Егор Вадимович столкнулся с недостатком режиссёрского опыта. Ему, как актёру работа коллег смотрится со своей колокольни и допустить, что другой человек сыграет по-своему сложновато. И объяснить, пожалуй, не в состоянии. Есть такая психологическая уловка разума – если я знаю что-то, то считается, что все вокруг это самое тоже ведают как я. Вот с этим на режиссёрских курсах как раз и борются. Или с опытом приходит. А ещё бывает, что человек со способностями терпеливо объяснять по десять раз подряд рождается.

Посему в этой части пылкой речи Егора Бероева заключу, что пойдёт ещё пара-тройка проектов в режиссёрском кресле и появятся слова любви к актёрам, с которыми работает. Потому что у каждого режиссёра есть свои любимчики, а значит, актёров плохих уж и не так много. Не без брака на семейной фотографии, конечно же, но в целом и общем актёрская школа у нас сильная и ярких личностей в своей профессии более чем достаточно.

Егор Бероев на съёмках своего дебютного фильма «Кукла»
Егор Бероев на съёмках своего дебютного фильма «Кукла»

И есть ещё одна тема, которой коснулся Егор Вадимович: «всем правят деньги», – если коротко. Тут актёр, переквалифицировавшийся в режиссёра, сокрушался, что потеряно важное звено актёрского образования, и позволил себе ещё один резонансный пассаж:

«Система советского обучения воспитывала. Я сталкиваюсь с людьми, которые хотят сделать один раз и второй раз уже не переделывать. Никто не хочет развиваться, идти вперед, искать лучшее. Режиссеры этого не требуют. … Никто не хочет, чтобы было сложно. Чтобы было просто, легко и заработать денег».

Понятно, что имел в виду Бероев, говоря о советском образовании. Сам он окончил ВТУ имени М.С. Щепкина, мастерская Николая Верещенко, в 1998 году. Служил в в МХТ имени А.П. Чехова. Карьеру строил при развитом капитализме, причём весьма успешно – более семидесяти актёрских работ в кино и сериалах и теперь режиссёрское кресло. В процессе обсуждения на форуме, Егор Вадимович вспомнил, что сам учился у великих мастеров на съёмочной площадке. Потому что у него была такая возможность, в проектах снимались великие и Бероев.

По моему мнению, тут Бероев не понял, что сам сказал. Вот эта история про деньги и нежелание переделывать вовсе не актёрская или режиссёрская проблема, а продюсерская. Сам сидел на проекте на трёх стульях сразу – автор, режиссёр и продюсер, после чего понял, что подобная растяжка чревата вывихом мозга с угрозой не поставить перевернувшийся мир обратно на место. Дело в продюсерах, у которых бюджет. Кино это не чистое творчество, если это не арт-хауз. Сходите к Сене Гончукову на съёмки и поймёте, как снимать в удовольствие, без сроков и бюджетов, а после без зрителей и кассы.

Егор Бероев
Егор Бероев

Продюсерство как раз и губит таких талантов, как Фёдор Сергеевич Бондарчук. Когда актёрское тщеславие сталкивается с режиссёрскими амбициями и продюсерским расчётом в одном организме… Страшно представить, ещё сложнее подобрать слова для описания. Что-то типа ста килотонн в тротиловом эквиваленте, но на уровне нейронов головного мозга.

Бероев же столкнулся с реалиями кинопроизводства, которое давным-давно начиналось как аттракцион, потом превратилось в искусство, а нынче стало мощной индустрией, частью глобальной экономики со своими жёсткими правилами освоения бюджетов, использования информационных ресурсов и попадания в потребителя. Потребителя избалованного, насмотренного, отличающего блокбастер от дневного сериала с первого кадра.

И проблема не в отсутствии актёров, которые могут и должны существовать в кадре, а в тех сжатых условиях, в которых существуют съёмочные группы. И актёры хотят рубить капусту, пока та растёт на полях кинобизнеса. Сколько великих актёров закончили свой век в одиночестве, в жалких условиях с мизерными пенсиями? Эти истории современных актёров пугают, и они видят товарно-денежные отношения как спасительный круг на счастливую старость в полном достатке и множеством возможностей путешествовать, чудить вволю, отвязываться так, как в карьеру было недоступно.

Думаю, что Егор Вадимович обрастёт режиссёрским жирком, получит достаточную порцию общения с продюсерами и поймёт, что нужно передавать молодым актёрам на площадке, куда он их с проб пригласит. То, что у Бероева режиссёра загорелся огонёк в душе, отрадно. Значит, будет хорошим режиссёром, если костёр этот не затушит меркантильностью. Она нужна, без неё никак, но главное найти баланс между творчеством и бизнесом.

Вот ещё новость: я всё-таки создал телеграм канал. Наполнение там будет совершенно другим, но ссылки на статьи из Телеграм на Дзен будут. так что можно подписываться в телеге и быть в курсе новостей.