Найти в Дзене
Анна Иванова

Не для корпораций, а для жизни: почему сортовые овощи выигрывают у гибридов

С момента зарождения сельского хозяйства мы формировали и преобразовывали большое количество организмов в соответствии с нашими потребностями, одновременно способствуя их выживанию и географическому распространению. С помощью селекции и искусственного отбора мы вывели, казалось бы, бесконечное разнообразие форм и цветов от диких предков современных одомашненных растений. Однако с момента индустриализации сельского хозяйства наше внимание сместилось только на несколько современных, высокоурожайных, крепких, «красивых», однородных и предсказуемых сортов. Это изменение привело к вытеснению традиционных сортов сельскохозяйственных культур. Согласно исследованию Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО, 2019), за последнее столетие было потеряно около 75% генетического разнообразия сельскохозяйственных культур. Большинство всех сортов, выведенных людьми, уже вымерли за последние 50 лет. С ними мы теряем не только генетическое разнообразие, но и живое культурное и кулина

С момента зарождения сельского хозяйства мы формировали и преобразовывали большое количество организмов в соответствии с нашими потребностями, одновременно способствуя их выживанию и географическому распространению. С помощью селекции и искусственного отбора мы вывели, казалось бы, бесконечное разнообразие форм и цветов от диких предков современных одомашненных растений. Однако с момента индустриализации сельского хозяйства наше внимание сместилось только на несколько современных, высокоурожайных, крепких, «красивых», однородных и предсказуемых сортов. Это изменение привело к вытеснению традиционных сортов сельскохозяйственных культур. Согласно исследованию Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО, 2019), за последнее столетие было потеряно около 75% генетического разнообразия сельскохозяйственных культур. Большинство всех сортов, выведенных людьми, уже вымерли за последние 50 лет. С ними мы теряем не только генетическое разнообразие, но и живое культурное и кулинарное наследие. Без выращивания, использования и употребления их в пищу оставшиеся сорта могут выжить только в семенных хранилищах, благодаря работе преданных своему делу фермеров или на наших собственных дачах и огородах. Тем не менее, генетическая пластичность и приспособляемость этих растений имеют решающее значение для устойчивости и безопасности нашего глобального будущего продовольственного снабжения.

Гибридные семена, ГМО и патентная защита

Сегодня на рынке семян доминируют так называемые гибриды F1. Они созданы из двух разных линий сортов растений, которые выведены для определенных качеств, таких как размер и устойчивость к вредителям. Две линии скрещиваются для создания гибрида, который в своем первом поколении выражает превосходные качества обеих линий и растет особенно энергично. Однако последующие поколения становятся нестабильными и теряют полезные качества первого поколения. Это означает, что бесполезно сохранять семена гибридного сорта — по сути, он имеет встроенную защиту авторских прав. Фермер должен повторно выкупать семена каждый год и становится зависимым от селекционера. Он также теряет возможность развивать сорт с течением времени. Гибриды не могут адаптироваться, развиваться или диверсифицироваться на ферме, в отличие от непатентованных, свободно опыляемых сортов. Исследование, опубликованное в журнале Nature Sustainability (2022), показало, что зависимость от гибридных семян снижает устойчивость фермерских хозяйств к климатическим изменениям, поскольку эти сорта менее адаптивны к локальным условиям.

Есть много других примеров того, как отрасль делает фермеров зависимыми от своих семян, тем самым препятствуя диверсификации. Одним из них является так называемая «технология терминатора», используемая в избранных генетически модифицированных растениях, которая делает их семена бесплодными. Хотя эта технология официально не применяется в коммерческих сортах, патентные ограничения на ГМО-семена остаются строгими. По данным организации ETC Group (2023), 80% мирового рынка семян контролируется всего четырьмя корпорациями (Bayer-Monsanto, Corteva, Syngenta и BASF), что усиливает монополизацию. Другим примером является строгое соблюдение патентов на семена путем подачи в суд на фермеров, которые, как выяснилось, сохранили и заново вырастили семена, принадлежащие корпорациям.

Монокультуры и монополии

За последние десятилетия несколько крупных агрохимических корпораций скупили более мелкие семенные компании, чтобы контролировать рынок. Корпорации прекратили выпуск существующих семенных линий этих компаний, чтобы сократить расходы и продвигать свои собственные сорта, а также химические удобрения и пестициды, которые продаются теми же корпорациями. Сегодня большая часть промышленной продовольственной системы зависит всего от нескольких сортов, которые выращиваются как монокультуры в огромных масштабах. В 2013 году на мировом рынке семян и пестицидов доминировали всего шесть компаний (Syngenta, Bayer, BASF, DOW, Monsanto и DuPont), которые вместе контролировали 63% коммерческого рынка семян и 75% мирового рынка пестицидов. Согласно отчету Greenpeace (2021), сегодня три компании (Bayer-Monsanto, Corteva и Syngenta) контролируют более 60% глобального рынка семян, что усиливает риски для продовольственной безопасности. Некоторые из этих компаний в настоящее время находятся в процессе слияния с другими, чтобы получить еще большую долю рынка.

Одним из препятствий, которое мешает разнообразным сортам растений выходить на рынок, являются процедуры регистрации сортов, которые очень дороги и требуют много времени. Мелкие селекционеры и фермеры, желающие выращивать и продавать местные традиционные сорта, редко могут позволить себе расходы на регистрацию своих семян, поскольку зачастую это нишевые продукты, которые не приносят достаточно денег, чтобы покрыть расходы на регистрацию. В Европе, однако, появились инициативы, такие как Organic Seed Regulation (2023), которые упрощают регистрацию для органических и традиционных сортов, чтобы поддержать агробиоразнообразие.

Торговые нормы

Чтобы регулировать и упрощать международную торговлю продуктами, правительства ввели торговые нормы, которые точно определяют, как должен выглядеть фрукт или овощ. ЕС недавно отменил многие из этих критериев (правила для яблок, груш, томатов, цитрусовых и других все еще действуют), но торговцы и розничные торговцы по-прежнему придерживаются норм или устанавливают свои собственные секретные стандарты. Действует строгая система контроля «качества» для фильтрации урожая. На ферме используются полностью автоматизированные сортировочные машины, чтобы находить и отбраковывать даже незначительные отклонения. Ручные инструменты для проверки образцов фруктов и овощей, такие как цветные образцы и трафареты для измерения формы и размера, используются в распределительных центрах. Например, идеальная цветная капуста должна иметь диаметр 15 см и весить 1 килограмм. Целые грузовики могут быть отклонены, если отдельные образцы окажутся несоответствующими. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, до 20% продукции теряется, в основном из-за послеуборочной сортировки фруктов и овощей, вызванной стандартами качества, установленными розничными торговцами. Новые исследования (Journal of Cleaner Production, 2022) показывают, что до 40% пищевых отходов в развитых странах связаны именно с эстетическими стандартами, что усиливает давление на фермеров и усугубляет экологические проблемы.

Зависимость от дорогостоящих высокотехнологичных сортировочных машин для облегчения процесса сортировки также ставит небольшие и биоразнообразные фермы в невыгодное положение.

Автоматизация, транспортировка и искусственные среды выращивания

Автоматизация сельскохозяйственных процессов, таких как посадка, сбор урожая, переработка и упаковка, работает только с сортами очень специфичных форм, размеров и качеств. Например, длинный, тонкий картофель фри можно нарезать только из крупного однородного картофеля. Помидоры должны иметь прочную кожуру, чтобы выдерживать сбор урожая с помощью тяжелой техники. Исследование Wageningen University (2023) показало, что автоматизация привела к сокращению выращиваемых сортов томатов в Европе с 300 до всего 20 основных коммерческих вариантов за последние 30 лет.

Поскольку по всему миру продается большое количество продукции, логистика оказывает большое влияние на то, какой вид продукции выращивается. Однородные фрукты можно транспортировать более эффективно, поскольку это облегчает использование стандартизированных методов упаковки и укладки. Большие расстояния доставки также означают, что используются только несколько долговечных сортов. Согласно отчету Transport & Environment (2022), до 25% выбросов CO₂ в пищевой промышленности связаны именно с транспортировкой стандартизированной продукции.

Продукция часто выращивается в сверхконтролируемых искусственных средах, таких как гидропонные растворы в теплицах. Влияние окружающей среды на рост этих растений, например, различные почвенные и погодные условия, исключается из уравнения. Растения, которые выводятся и выращиваются в этих постоянных условиях, больше не эволюционируют и не адаптируются. Они больше не подвергаются эволюционному давлению. При этом, как отмечает National Geographic (2023), гидропоника и вертикальное земледелие могут снизить использование воды на 90%, но их зависимость от ограниченного набора сортов угрожает генетическому разнообразию.

Обработанные продукты, размытая сезонность и брендинг

Быстрое снижение биоразнообразия в сельском хозяйстве маскируется огромным ростом обработанных продуктов и импорта новых экзотических фруктов и овощей. Вместо того чтобы признать оскудение наших продовольственных запасов, у нас создается впечатление о значительном увеличении разнообразия и выбора продуктов, которые мы покупаем. Обработанные продукты часто зависят только от небольшого числа видов, которые преобразуются в, казалось бы, бесконечное разнообразие продуктов. Согласно исследованию The Lancet Planetary Health (2021), 60% калорий в глобальном рационе теперь поступают всего из четырех культур: пшеницы, риса, кукурузы и сои. Постоянная доступность любого типа фруктов или овощей из тепличного хозяйства и импорта продуктов питания также способствует идее, что качество продукции должно быть предсказуемым и постоянным. Потребители привыкли к этой монотонной стабильности. Фрукты и овощи должны быть такими же постоянными, как и массовые продукты фабричного производства. Фактически, постоянная форма и цвет определенных фруктов и овощей выполняют ту же функцию, что и цвет и дизайн торговых марок или брендов.

Охота за совершенством

В конце промышленной пищевой цепочки находится потребитель. Мы все больше отдаляемся от процессов производства продуктов питания. Многие забыли или никогда не видели, как на самом деле выглядят фрукты и овощи. Розничные торговцы и реклама сильно влияют на наше восприятие того, что полезно для еды, а что нет. Мы в основном используем зрение, а не обоняние и вкус, чтобы судить о своей еде. Чем привычнее выглядит фрукт или овощ, тем больше вероятность, что мы его выберем. Чем больше потребители привыкают к единообразию, представленному в супермаркетах, тем больше их отталкивает разнообразие, и тем сложнее становится, в свою очередь, продавать фрукты и овощи, которые выглядят не так, как они должны выглядеть. Эффект этой погони за совершенством просачивается вниз по пищевой цепочке от розничного торговца к торговцу, к фермеру, к селекционеру и обратно к потребителю. Продовольственная система попадает в избыточный цикл, который заставляет продукцию становиться все более однородной. Исследование University of Edinburgh (2023) показало, что 70% потребителей в ЕС отказываются покупать «некрасивые» фрукты и овощи, даже если они дешевле и так же питательны.

Почему полезно есть неформатные фрукты и овощи

Ничто не оказывает большего влияния на преобразование нашей планеты, чем сельское хозяйство. В зависимости от того, как мы занимаемся сельским хозяйством, это может быть конструктивной или разрушительной силой. В настоящее время мы перепроизводим и в мировом масштабе выбрасываем треть выращиваемой нами пищи. В процессе мы отравляем наши реки, разрушаем нашу почву, истощаем наши ресурсы и уничтожаем биоразнообразие. Согласно докладу ООН The State of Food Security and Nutrition in the World (2023), восстановление агробиоразнообразия может увеличить устойчивость продовольственных систем к климатическим кризисам на 30%.

Ценить и есть необычно выглядящие фрукты и овощи может принести реальную пользу на многих уровнях. Это помогает сократить пищевые отходы и перепроизводство. Это способствует возвращению разнообразия в сельское хозяйство и использованию регионально адаптированных и свободно опыляемых сортов. Это снижает зависимость сельского хозяйства от внешних ресурсов, таких как орошение, удобрения и пестициды. Это дает преимущество региональным фермам в торговле на большие расстояния и способствует оптовым продажам по сравнению со стандартизированной пластиковой упаковкой (фрукты и овощи уже имеют свою собственную натуральную упаковку). И в конце концов, кривые фрукты и овощи не менее питательны или вкусны, чем их «идеальные» аналоги. Исследование University of California (2022) подтвердило, что «несовершенные» овощи содержат столько же витаминов и антиоксидантов, а иногда даже больше из-за их адаптации к стрессовым условиям роста.