Найти в Дзене
Виталий Сур

Влюбчивая Якутия: наш Ил Дархан — марионетка, а власть — “матрешка”?

Якутия на свою беду когда-то крепко влюбилась в мальчиков-финансистов, лакеев мировой кредитно-финансовой системы. С первого взгляда в коммуниста-редиску (снаружи красный, нутро – белое) Федота Тумусова, в первую очередь за то, что тот заведовал Фондом САПИ, куда “манной небесной” падало два процента от продаж АК АЛРОСА, вообще-то, на реабилитацию экологических проблем и решение социально-экономических вопросов алмазной провинции Якутии. Естественно, последствиями экологического бедствия и социально-экономическими вопросами Тумусов не занимался от слова “совсем”, зато «прихватизировал” тот самый фонд со всеми потрохами, в том числе и немалыми отчислениями государственной алмазодобывающей компании. То есть, превратил в собственную частную лавочку официально. За это благодарный народ саха избрал его депутатом в Госдуму. Влюбился народ и в молодого “эффективного” менеджера того же фонда САПИ Айсена Николаева, который почему-то прослыл талантливым предпринимателем, хотя на готовые деньги
Оглавление

Якутия на свою беду когда-то крепко влюбилась в мальчиков-финансистов, лакеев мировой кредитно-финансовой системы.

С первого взгляда в коммуниста-редиску (снаружи красный, нутро – белое) Федота Тумусова, в первую очередь за то, что тот заведовал Фондом САПИ, куда “манной небесной” падало два процента от продаж АК АЛРОСА, вообще-то, на реабилитацию экологических проблем и решение социально-экономических вопросов алмазной провинции Якутии.

Естественно, последствиями экологического бедствия и социально-экономическими вопросами Тумусов не занимался от слова “совсем”, зато «прихватизировал” тот самый фонд со всеми потрохами, в том числе и немалыми отчислениями государственной алмазодобывающей компании. То есть, превратил в собственную частную лавочку официально.

За это благодарный народ саха избрал его депутатом в Госдуму.

Влюбился народ и в молодого “эффективного” менеджера того же фонда САПИ Айсена Николаева, который почему-то прослыл талантливым предпринимателем, хотя на готовые деньги мог бы заниматься “коммерцией” любой дурак. Или народ всерьез считает, что управлять вылезшим из халявных недр САПИ “Алмазэргиэнбанком”, где крутятся бюджетные деньги республики бизнесом высокого полёта? “Гешефтом” это называется, на самом деле, спекуляцией низкой пробы.

И благодарный народ саха избрал его сначала мэром столицы, затем Ил Дарханом, то есть, главой Республики Саха (Якутия).

Ху есть Ху в реальных делах?

Все бы ничего, но эти два номенклатурных кадра являются совершенно бездарными управленцами, тем более предпринимателями. На самом деле они никакие даже не политики, а в лучшем случае политтехнологи самоё себя. Всего лишь.

Хороши они пока управляют халявными деньгами. А как только принимают какое-либо самостоятельное решение и не дай бог вздумают воплощать свою задумку в жизнь, то жди беды. Как это случилось с Тумусовым, вернее, с тонной золота из республиканских хранилищ. В кои-то веки Тумусов решил провернуть грандиозную сделку какого-то там хрена социальной направленности через народную тонну золота и, хоп, тут же его облапошили! Где были его ум, честь и совесть, главное, недюжинный талант управлять не только комсомолом, парткомом и чужими деньгами, сказать трудно. Что называется, пошла псу под хвост тонна народного золота в тусклых слитках.

Облапошили и оставили, что называется, с тумусом, пардон, с носом. Ладно с суконным рылом в калачный ряд олигархии трудно пробиться, но если еще и ума не хватает, то и обижаться нечего. В смысле нам, его избирателям.

А что же Айсен Николаев, молодой, образованный и просто продвинутый на две фазы вперед в параллельный мир “креатива”? Пардон, но он носится с этим неуловимым “креативом” как бешеный поп с пудом махорхи под рясой, что люди даже анекдот к 1 апреля сочинили: будто Путин назначил его министром креативной экономики всея России...

Хорошо выглядел, пока чужими деньгами управлял. Как-никак физфак МГУ и всё такое... Женщины сильно бальзаковского возраста всегда в восторге.

Но на свою беду в бытность мэром Якутска он также замахнулся на что-то там грандиозное все той же социальной направленности. И связался с хитрыми китайцами. По крайней мере, фамилии действующих лиц выглядели вполне китайскими — Янь Чжаньфу, Ван Пин и ООО ИК «Экотехнологии строительства Чжода».

Надо ли говорить, что и эти оставили нашего продвинутого с выдвинутым носом. И Якутск, как утверждается, ни за понюх табаку потерял 148 миллионов рублей.

В благодарность народ саха избрал его Ил Дарханом.

Но сегодня даже его поклонники задумались: а не взяли ли нашего мальчика-отличника за одно место худые люди из ВИС? Как зачем, чтобы монополистом наВИСнуть над всеми инфраструктурными проектами Якутии! “Говорят, чеченцы там у них наверху,” – шепчутся бабки.

Все может быть. Любой заподозрит, если в республике все “стратегические” проекты с подачи Ил Дархана заграбастала одна-единственная компания, то похоже, что тот очень сильно зависит от той самой компании.

Понятно роптание местных застройщиков, понятна их ностальгия о том, что раньше руководство республики само работало и другим давало работать...

На “карманный” Ил Тумэн надежды нет...

-2

Республику загоняют в долговую яму, “ставят на счетчик”. Стоимость “стратегических проектов” растет как на дрожжах, равно как и обязательства республики перед Группой “ВИС”. Кто-то подсчитал, что сумма обязательств республики перед “ВИС” составила 319 миллиардов. Напомним, что доходная часть нашего бюджета на 2025 год составляет 329 миллиардов при дефиците 2,7 миллиардов рублей.

Концессия — это договор между государством и частным инвестором о передаче права на эксплуатацию части госимущества, например, объектов инфраструктуры на определенный срок.

По Интернету распространилась версия о том, что концессионные соглашения должны утверждаться парламентом. Тем более, п. 23 статьи 56 Конституции РС(Я) гласит, что “утверждение заключения и расторжения договоров в РС(Я)” относится к ведении Ил Тумэна.

Если это действительно где-то подтверждалось судебной практикой, то самое время данным вопросом заняться республиканскому парламенту, что весьма сомнительно. Наш Ил Тумэн, поздравляю вас еще раз, является сборищем “карманных” конъюнктурщиков. Всего лишь. Кроме нескольких независимых депутатов.

Дело в том, как я понял, не только утверждение парламентом, но даже государственная регистрация концессионного соглашения законом не предусмотрена. При этом решение о заключении концессионного соглашения принимается администрацией субъекта федерации.

Остается только констатировать: если парламент республики Ил Тумэн в этом деле не участвует, то возникает необходимость “приведения в соответствие” Конституции республики федеральному закону “О концессионных соглашениях” от 21 июля 2005 года.

Между тем, гарантом Конституции республики считается Ил Дархан Айсен Николаев. Как быть?

В России, как утверждают эксперты, все инфраструктурные объекты, которые невозможно приватизировать, отданы на откуп концессионерам.

Соответственно, во всех странах концессия считается, так сказать, рассадником коррупции. Потому во многих странах их стараются заключать на 3-5 лет, а после 10-ти лет соглашения пересматриваются. Понятно, что коррупцией в этой сфере могут заниматься чиновники только высшего ранга.

Очень похоже, что верховная власть Якутии стала марионеткой у миллиардеров, окружающих Группу “ВИС”. Эдакой расписной матрешкой с невидимыми механизмами: снаружи Ил Дархан, внутри — согласный Ил Тумэн. Вопросов у них друг к другу — ай-люли, Һо-о-ок!

06.04.2025