Шокирующее преступление в центре Москвы высветило ужасающую реальность: приезжий из Узбекистана прямо в православном храме зверски убил татарина, принявшего христианство. Это не сюжет остросюжетного триллера, а жуткая повседневность – человек лишился жизни из-за своей веры. За несколько дней до трагедии было зловещее предзнаменование, оставшееся незамеченным. И это не первый подобный случай. Ранее другой фанатик убил основателя Московской татарской православной общины, священника Даниила Сысоева.
Ильяс (в крещении Илья) Сафиуллин, 56-летний работник и прихожанин московского храма, принял мученическую смерть 2 апреля, во время Великого поста. Зверство произошло в храме Всемилостивого Спаса на Новослободской улице. Убийца нанес жертве множество ножевых ранений, кровь залила всё помещение.
Связал, избил и зарезал
Как стало известно из источников, окровавленное тело около трёх часов ночи обнаружил комендант, который и вызвал полицию. Оперативники задержали убийцу по горячим следам недалеко от храма - на Новослободской, 46. Им оказался 36-летний Тимур Х., уроженец Ферганской области Узбекистана, ранее не привлекавшийся к уголовной ответственности, гражданин России, тоже татарин по национальности. Он был зарегистрирован в Москве в районе "Богородское" (ВАО) - на улице Краснобогатырской, рядом с парком Сокольники.
В ходе осмотра места происшествия было установлено, что убийство произошло в подсобном помещении храма на четвёртом этаже площадью 4 на 8 метров. Там был найден кухонный нож с деревянной ручкой чёрного цвета и лезвием около 10 см, покрытый кровью. В крови также были наволочка, мужские ботинки, куртка и сумка убийцы, в которой лежал его паспорт – всё это он бросил рядом с телом жертвы.
По предварительной информации, причиной смерти стали ножевые ранения или черепно-мозговая травма. На голове убитого обнаружены множественные ушибленные раны – вероятно, его били чем-то тяжёлым, возможно, огнетушителем, который также был найден на месте.
На шее жертвы колото-резаные раны, порезаны также левая кисть и обе голени. По всей видимости, он сопротивлялся, насколько это было возможно: его руки были связаны ремнём внизу живота, в помещении остались следы борьбы. Смерть наступила около 02:40, убийцу задержали примерно через полчаса.
Основная версия – месть "за измену вере"
Возбуждено уголовное дело по статье "Убийство", следователи выясняют причины и обстоятельства трагедии. Однако уже есть основные версии, главная из которых – расправа на религиозной почве.
Дело в том, что Ильяс Сафиуллин был этническим татарином, родившимся в Москве и принявшим Православие. По некоторым данным, он был знаком с убийцей. Иначе зачем последнему ехать ночью в другой район города именно в этот храм, если для спланированного злодеяния (по информации источников, радикал заранее готовился к этому) можно было выбрать любой другой, расположенный ближе?
Как сообщают некоторые источники, Тимур работал на мебельной фабрике и также был татарином, но, в отличие от своей жертвы, исповедовал ислам. Кроме того, он подрабатывал "мастером на час", выполняя бытовые ремонтные работы.
Известно, что последние 13 лет он был женат на русской женщине, воспитывал с ней троих общих детей и ещё одного ребёнка от первого брака супруги. В странах, где действуют законы шариата, переход из ислама в христианство считается уголовным преступлением, наказуемым смертью. Месть за отступничество от веры у религиозных фанатиков считается священным долгом.
По имеющейся информации, убийца отправился на расправу прямиком из мечети. Как сообщил источник, диаспора пытается оправдать жестокое нападение, утверждая, что он был психически нездоров и забыл принять лекарства, в результате чего его состояние резко ухудшилось. Якобы у него начались приступы, панические атаки, бессонница, и он решил, что им "овладел шайтан". Чтобы изгнать дьявола, он направился в мечеть, но охрана его не пустила, так как было уже поздно. Тогда "одержимый дьяволом" исламист решил пойти в православный храм и убить его сотрудника.
"Таким мы его и запомним – настоящим христианином"
Помощник настоятеля храма сообщил, что ничего не знает об убийце:
Никто его здесь раньше не видел, свидетелей произошедшего нет, поэтому следствие выясняет, как всё произошло.
В день убийства в храме прошли два богослужения – в семь утра и в шесть вечера. Здесь также есть музей и воскресная школа, регулярно проводятся экскурсии. Страшно представить, что могло бы произойти, если бы этот неадекват ворвался сюда с ножом, например, в воскресенье…
Как стало известно, погибший более восьми лет служил в храме пророка Божия Илии на улице Ильинка в Москве. Поскольку храм сейчас находится на реставрации, богослужения проходили на улице Новослободской, где он и принял мученическую смерть во время Великого поста.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил прихожанам искренние соболезнования в связи с утратой:
Он проявил себя как добрый воин Христов, стремившийся исполнять заповедь о деятельной любви к ближним, помогать нуждающимся, скорбящим и страдающим от зависимости от алкоголя.
В храме о своём служителе отзываются как о человеке, который всегда был готов помочь, сделать что-то полезное для храма и людей, был доброжелательным и отзывчивым:
Он часто угощал нас своими вкусными блюдами, очень любил готовить. Трудно вспомнить его недовольным или раздражённым, он всегда был приветливым, внимательным, постоянно заботился о других. Таким мы его и запомним – настоящим христианином, прекрасным человеком…
Казалось, он всегда был счастлив без каких-либо условий – это большая редкость. Помимо служения в храме, Ильяс Сафиуллин помогал в группе для анонимных алкоголиков и занимался творчеством. У него нет детей, но есть брат и сестра. Близкие рассказывают, что он любил искусство и был разносторонне одарён: прекрасно рисовал, занимался в танцевальной студии и театральных коллективах, играл в спектаклях. Вот как о нём отзывается Павел Рощ, с которым Сафиуллин четыре года играл в театральной мастерской "Мгновения":
Он был искренним человеком и добрым христианином. Добрый, сердечный и отзывчивый. Победив в своей жизни тяжёлую зависимость, он преобразился и восемь лет был примером доброго христианина, стремящегося приносить пользу людям, помогать ближним. Его роли в наших спектаклях были прекрасны! Он был их изюминкой, обладал неповторимым шармом и умел создать прекрасный образ!
Он сыграл смерть
Зрители помнят его по одной из главных ролей в спектакле "Сказки старого Арбата". Спектакль шёл несколько лет и всегда пользовался успехом. В начале года труппа сменила название, став "Театром передвижников", но главное осталось прежним – свет, который самодеятельные актёры с любовью несли людям.
30 марта состоялась премьера их нового спектакля "Музыка" по мотивам рассказов Чехова, в котором Сафиуллин блестяще сыграл роль скрипача. Жить ему оставалось всего два дня. Никто из коллег и зрителей не мог представить, что, мастерски играя смерть на сцене, Ильяс вскоре погибнет по-настоящему.
В рассказе Чехова "Скрипка Ротшильда" главный герой, гробовщик и талантливый скрипач, вскоре после смерти жены заболевает и умирает. Перед смертью он просит отдать свою скрипку флейтисту Ротшильду, которого он обидел при жизни. Тот принимает этот дар и, забыв о своей флейте, начинает играть на скрипке печальные мелодии.
По словам режиссёра спектакля, Светланы Жуковой, они целый год жили в атмосфере Чехова, его времени и окружения, с художниками Левитаном и Саврасовым. Было наработано материала на пять спектаклей, следующую премьеру планировалось провести 30 мая, но она состоится уже без Сафиуллина.
Коллеги по театру вспоминают, что более доброго, бескорыстного и незлобивого человека, чем Ильяс, не существовало. Он соглашался со всем, что от него требовали. Когда Сафиуллин пришёл в театр, его поначалу не восприняли всерьёз: маленький, хрупкий, смешной, невнятно говорит. Но по мере сближения с ним открывался целый мир: глубокий человек, сдержанный, начитанный, глубоко православный. С ним можно было говорить обо всём: о Чехове, о Маркесе, о Левитане, о Паисии Святогорце. Он писал картины маслом, играл на дудочке и гармошке, осваивал балалайку.
А на сцене он был как маленький человек Башмачкин. Он прекрасно читал стихи разных авторов, любил Высоцкого. Он отлично готовил и кормил всех в храме. Я всё время думаю: как можно было поднять руку на этого человека? Головой понимаешь, но всё время ждёшь, что он сейчас прибежит на репетицию и скажет: "Я посижу. Мне здесь хорошо", – вспоминает Светлана Жукова.
Это не первый случай насилия, совершённого под знаменем веры.
К сожалению, это не первая жертва религиозных экстремистов, оправдывающих свои действия "защитой веры". В 2009 году в Москве трагически погиб Даниил Сысоев, православный татарин, активно участвовавший в деятельности Союза православных татар и Московской татарской православной христианской общины. Нападение на Ильяса Сафиуллина, произошедшее спустя 16 лет, поразительно напоминает этот инцидент. Убийство Сысоева также произошло в стенах храма, где регулярно проводились богослужения на татарском языке.
Священник, чей прадед был муллой, посвятил себя проповеди христианства, что вызвало недовольство среди радикальных исламистов. Он был известен своей активной миссионерской деятельностью среди мусульманских мигрантов в Москве, обращая в православие татар и чеченцев.
Следствие рассматривало религиозную нетерпимость как основную причину убийства: священник неоднократно получал угрозы от экстремистов. Он был смертельно ранен несколькими выстрелами в храме апостола Фомы. По описанию, убийца говорил с выраженным нерусским акцентом. Следственный комитет сообщал о ликвидации предполагаемого убийцы, уроженца Средней Азии, в Дагестане. Однако некоторые источники выражали сомнения в его причастности к смерти отца Даниила.
Убийство Ильяса Сафиуллина также имеет явные признаки религиозного экстремизма. Евгений Бухаров, представитель Миссионерского отдела Московской епархии Русской Православной Церкви, советник Института региональной политики и член Союза православных татар, предоставил важные детали произошедшего. По словам Бухарова, перед нападением убийца снял обувь у входа в храм, связал руки жертве и нанёс множество ножевых ранений, после чего начал искать священника.
Вероятной целью был отец Андрей Надир Якубов, также православный татарин, как и убитый Ильяс. Бухаров отметил, что убийца, бегая по храму, держал в руках икону, взятую у жертвы, и выкрикивал религиозные и политические лозунги.
Он подчеркнул, что в Москве всего три церкви, где службы проводятся на татарском языке. Убийца, который, по информации Царьграда, в последнее время превратился из обычного сантехника-электрика в религиозного радикала, действовал наверняка, зная, куда направляется. Более того, перед уходом из дома Тимур сообщил жене, что "знает, куда идёт и зачем".
По мнению Бухарова, множество совпадений указывают на преднамеренность действий против православных татарских организаций. Если это так, необходимо выявить тех, кому это выгодно, тех, кто стремится дестабилизировать межрелигиозные отношения в России. Он уверен, что против общины действовали силы зла.
Адвокат подозреваемого пытается представить произошедшее как результат психического расстройства, но это не отменяет религиозной подоплёки преступления, считает Бухаров.
Он подчеркнул, что преследования христиан были всегда, и кровь мучеников является семенем церкви. Смерть отца Даниила и Ильяса – это мученичество, которое даст новые всходы. Необходимо осознать важность проповеди христианства среди восточных народов, в том числе среди приезжих, делая это мирно и без принуждения.
Кирилл Кабанов, член СПЧ при президенте, отметил, что радикалы, к сожалению, имеют всё больше возможностей для реализации своих идей в России. Это связано с тем, что радикальный ислам не воспринимается как серьёзная угроза. Подпольные молельные дома, нелегальные ММА-клубы и повсеместное ношение никабов создают благоприятную среду для экстремистов.
Кабанов не удивлён очередному убийству на религиозной почве, так как отказавшиеся от ислама считаются смертниками для радикальных исламистов, и их убийство воспринимается как подвиг, джихад. Он почтил память убитого, служившего Богу и России, как пример настоящей многонациональной дружбы, в отличие от навязываемой дружбы с экстремистами.
Что это значит?
Убийство православного в храме – это религиозная провокация и вызов. Нельзя делать скидку на "душевное расстройство". Необходимо тщательно расследовать, действовал ли убийца самостоятельно или под чьим-то влиянием. Если второе, то нужно выявить всех причастных.
Не секрет, что в России активно действуют радикальные исламистские проповедники, иногда под прикрытием Духовного управления мусульман. Началось всё с малого – с жертвоприношений баранов на улицах городов, затем последовали публичные намазы и разрешение совершать намазы в православных храмах. Убийство христианина стало очередным звеном в этой страшной цепи.
Ильяс Сафиуллин был убит 2 апреля, в день памяти святых, убитых при нападении на монастырь сарацинами в VIII веке. Тогда погибли 18 человек, включая преподобных Сергия и Патрикия. В Москве в наши дни убит один. Вечная память мученику Илье. "Мне отмщение, Аз воздам".