Сегодня уже довольно обычным делом стало определение родства по ДНК наших клеток. Для этого достаточно взять мазок с внутренней поверхности щеки (так называемый буккальный эпителий) и отдать в лабораторию для генетического анализа. Современные методики позволяют быстро и качественно провести сравнение хромосом и установить, являются ли их носители ближайшими родственниками (дочерями, сыновьями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками, племянниками, племянницами).
А можно ли по ДНК установить более далекие родственные связи? Оказывается, можно. Только для этого обычные хромосомы (аутосомы) наших клеток не подойдут. В процессе полового размножения аутосомы подвергаются рекомбинации: половину генов мы получаем от отца, а вторую половину – от матери. Кроме того, гомологичные хромосомы обмениваются своими участками. В общем, установить дальних родственников будет сложно.
Но в наших клетках есть другая ДНК – ДНК митохондрий (клеточных органоидов, служащих для обеспечения клетки энергией). В отличие от ядерной ДНК, которую мы получаем наполовину от отца и наполовину от матери, сами митохондрии и их ДНК ребенок получает только из материнской яйцеклетки. Поскольку митохондриальная ДНК (мтДНК) не подвергается рекомбинации, изменения в ней могут происходить исключительно посредством редких случайных мутаций. Путём сравнения последовательности мтДНК и возникших в ней со временем мутаций можно не только определить степень родства ныне живущих людей, но и приблизительно вычислить время, необходимое для накопления мутаций в той или иной популяции людей и, следовательно, определить её возраст. В 1987 году американский ученый А. Уилсон опубликовал результаты сравнения мтДНК, полученных от 241 индивидуума (в число которых вошли представители всех рас 42 национальностей). Результаты сравнения показали, что все современное человечество ведет свое происхождение от одной женщины. Назвали ее «митохондриальной Евой», в честь всем известной библейской героини.
Уилсон построил генеалогическое древо, которое свидетельствовало о наличии наибольшей дифференциации митохондриальных генов в Африке, из чего он заключил, что родиной Евы была Африка.
Теперь встала задача определить возраст нашей прародительницы. Для этого нужно всего лишь знать скорость накопления мутаций в митохондриальных гена. Странники теории Дарвина, исходя из эволюционной теории происхождения человека, определили возраст «митохондриальной Евы» в 100 000–200 000 лет. Однако эти цифры базировались на множестве гипотетических предположений, проверить правильность которых не представляется возможным [1]. Потому учёные-генетики решили использовать другой подход: определить скоростью накапливаются мутаций в популяции современного человека и исходя из этого рассчитать возраст «митохондриальной Евы». Такие данные были опубликованы группой Т. Парсонса в 1997 г. Проведя анализ митохондриальных ДНК в 327 параллельных генеалогических парах (мать–ребенок), учёные обнаружили скорость мутагенеза, соответствующую 1 мутации кода контрольного участка ДНК в 30 поколений. Приблизительно такой же результат – 1 мутация в 40 поколений – был получен и группой Хауэлла, но на основе более мелкой выборки (80 пар). При такой скорости мутагенеза митохондриальной ДНК возраст Евы составляет 6000–6500 лет. «Использование нашей эмпирической скорости калибровки молекулярных часов митохондриальной ДНК приводят к возрасту митохондриальной ДНК MRCA [первой человеческой женщины] примерно в 6500 лет», – пишет Парсонс [1]. Эта дата была опубликована в ряде научных и научно-популярных журналов [1-4]. Хотя конечно же она является ориентировочной и её не следует воспринимать буквально.
Вскоре за Евой последовал и Адам. Как известно, в генетическом плане мужчину от женщины отличает наличие особой половой хромосомы – Y-хромосомы, которая передается исключительно по мужской линии. Она, как и митохондриальная ДНК, не рекомбинирует, поэтому отличия в нуклеотидном составе являются следствием мутагенеза. Результат изучения нескольких тысяч проб, взятых от представителей разных народностей, тоже оказался сенсационным: все человечество произошло от одного мужчины, которого, в честь библейского героя, назвали «Y-хромосомным Адамом». Родиной Адама была всё та же Африка.
Но и это ещё не все. Учёные пошли дальше и изучили мтДНК животного мира. Марк Стукл из Университета Рокфеллера в Нью-Йорке и Дэвид Талер из Университета Базеля в Швейцарии провели анализ 5 миллионов мтДНК примерно 100 000 видов, обитающих на нашей планете, и установили, что содержащиеся в них мутации весьма незначительны и указывают на относительно недавний возраст, по меньшей мере, 90 % видов. Эти результаты были полной неожиданностью. Такая картина совершенно невозможна с точки зрения эволюционной теории (ведь согласно синтетической теории эволюции генетическое разнообразие зависит в первую очередь от размера популяции и времени появления вида на Земле). «Этот вывод не просто очень удивителен, он радикален, – говорит шокированный своим открытием Талер. – Я честно пытался его опровергнуть всеми путями, но так и не смог» [5]. Самое интересное, что время появления животного мира, по мнению авторов, совпадает со временем жизни «Адама» и «Евы».
Что все это значит? Единственное объяснение, которое смогли найти специалисты – это предположить, что в относительно недавнем прошлом на Земле произошла какая-то крупномасштабная природная катастрофа, в результате которой было уничтожено большинство видов Земли, в том числе и почти все человечество. Пережить катастрофу смогли только одна или несколько пар каждого из миллионов видов, которые и дали начало всем остальным поколениям, живущим сегодня на Земле. То есть не так давно вся жизнь прошла через «бутылочное горлышко» и только немногим удалось уцелеть.
В Библии эта катастрофа названа Потопом. Подавляющее большинство организмов (в том числе и человечество) не смогло пережить такого наводнения, а потому все видовое разнообразие сформировалось из нескольких пар особей, сохраненных Богом или в Ковчеге, или в условиях водной стихии.
Как мы видим, научные открытия удивительным образом подтверждают библейскую историю происхождения мира, и это несмотря на то, что значительная часть научного сообщества настроена на её подрыв.
______________________________________________________________________________________
1. Parsons T. et al. A high observed substitution rate in the human mitochondrial DNA control region // Nature Genetics. 1997. Vol. 15 (4). P. 363–368.
2. Loewe L., Scherer S. Mitochondrial Eve: the plot thickens // Trends in Ecology and Evolution. 1997. Vol. 12 (11). P. 422–423.
3. Gibbons A. Calibrating the Mitochondrial Clock // Science. 1998. Vol. 279 (5347). P. 28–29.
4. Howell N., Kubacka I., Mackey D. How rapidly does the human mitochondrial genome evolve? // American Journal of Human Genetics. 1996. Vol. 59 (3). P. 501–509.
5. Stoeckle M. Y, Thaler D. S. Why should mitochondria define species? // Human Evolution. 2018. Vol. 33. № 1–2. Р. 1–30.