Найти в Дзене

ТПХВ 9: ХРИСТА ПОДМЕНИЛИ

▪︎ Христос в пустыне, И.Крамской (1872] Картина, на мой взгляд, привлекает больше внимания в основной экспозиции Третьяковской галереи. Более удачно расположена??? Больше света и пространства вокруг, чем на выставке? В марте-апреле самое время смотреть картину: мое посещение выставки ПЕРЕДВИЖНИКИ совпало с Великим постом, который я не соблюдаю, но для многих тема "Иисус терпел и нам велел" актуальна особенно перед Святой Пасхой. 🙏 После крещения Христос находился в пустыне 40 дней и держал пост. Там его искушал дьявол. Он предлагал превратить камни в хлеб, обещал Иисусу власть, если тот согласится перейти на сторону зла. Может быть поэтому на сюжет Крамского откликаются сердца многих: перед ситуацией выбора между добром и злом человек находится ежечасно, но почти никто из нас не осознаёт важность и последствия своих самых очевидных поступков. Ещё труднее встать на сторону добра без свидетелей! Не случайно есть поговорка "на миру и с.м.ерть красна". Особенно во время хаоса челов

▪︎ Христос в пустыне, И.Крамской (1872]

Христос в пустыне, И.Крамской (1872]
Христос в пустыне, И.Крамской (1872]

Христос в пустыне, И.Крамской (1872]
Христос в пустыне, И.Крамской (1872]

Картина, на мой взгляд, привлекает больше внимания в основной экспозиции Третьяковской галереи. Более удачно расположена??? Больше света и пространства вокруг, чем на выставке?

В марте-апреле самое время смотреть картину: мое посещение выставки ПЕРЕДВИЖНИКИ совпало с Великим постом, который я не соблюдаю, но для многих тема "Иисус терпел и нам велел" актуальна особенно перед Святой Пасхой. 🙏

После крещения Христос находился в пустыне 40 дней и держал пост. Там его искушал дьявол. Он предлагал превратить камни в хлеб, обещал Иисусу власть, если тот согласится перейти на сторону зла.

Может быть поэтому на сюжет Крамского откликаются сердца многих: перед ситуацией выбора между добром и злом человек находится ежечасно, но почти никто из нас не осознаёт важность и последствия своих самых очевидных поступков.

Ещё труднее встать на сторону добра без свидетелей! Не случайно есть поговорка "на миру и с.м.ерть красна".

Особенно во время хаоса человеку необходим ориентир. Как важно вовремя вспомнить того, кто уже принял верное решение.

Разве Он не сомневался?

Художник говорил, что не было даже трех человек, которые имели один взгляд на его картину, показанную на 2-й выставке передвижников.

«Это лучший Христос, которого я знаю», - цитата Льва Толстого, писателя, которого в 1901 г Святейший Синод публично отторг от Церкви. Л.Н. картина Крамского понравилась, несмотря на то, что Толстой отрицал воскресение Христа, а все православие видел лишь как этическое учение. Соотвественно, все церковные догматы писателем отвергались: богослужения, иерархия, клир. Главными оставались моральные учения, заложенные христианством.

"Среди народов как в пустыне"...

"Никто меня не понимает..."

Подберите свою цитату к картине Ивана Крамского! 🙏✍️

▪︎ Мечты (На горе), В.Поленов (1894)

Мечты (На горе), В.Поленов (1894)
Мечты (На горе), В.Поленов (1894)

Мечты, мечты, где ваша сладость,

Ушли мечты...

Я думала, это народная присказка, а это опять, ай-да Пушкин, ай-да... ну почти Пушкин.

Кенисаретское озеро, нейросеть пишет "в Палестине".

В позе сидящего на камне Спасителя Поленову позировали его ученики — Исаак Левитан и Константин Коровин. 

Из интернета я узнала, что В.Поленов написал цикл картин «Из жизни Христа», но я опишу ту, что видела своими глазами.

Разглядел бы кто-то из посетителей выставки в этом человеке в одежде пастуха Сына Божьего? У мужчины на картине посох в руке, но где же стадо??? Не мы ли, стоящие напротив изображения Мессии, и есть паства, которой нужен пастырь??? Конечно, Иисуса Христа признают Спасителем не все религии, но основные мировые веры так или иначе упоминают Иисуса из Назарета (евреи) и Ису (мусульмане).

На выставочной аннотации к картине написано, что многие критики считают картину пейзажной... Христос Поленова написан в полной гармонии с природой озера, по которому "ходил по воде, ходил по воде". 🎶🎶🎶

Озеро многократно упоминается в Евангелии как «Галилейское море» (Мк. 1:16 и др.), «Тивериадское море» (Ин. 21:1), «Геннисаретское озеро» (Лк. 5:1).

Сегодня название чаще произносят, как "Кинерет".

Озеро - место проявления чудодейственной силы Мессии. Здесь звучала "Нагорная проповедь", к которой христиане всей конфессий обращаются уже более 2-х тысяч лет!

«Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение, наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец...», — писал Поленов в преддверии работы над циклом.

Задний фон картины для меня перекликается с рериховским мазком: светлые облака смешивающиеся с лиловым горизонтом в дымке.

Похожую дымку над Генисаретским озером видела и я! 🙏

Фото с выставки
Фото с выставки

Живописец несколько раз путешествовал на Восток, посетив Египет, Сирию и Палестину (современное нам государство Израиль, напомню, было образовано 14 мая 1948 года).

Фото с выставки
Фото с выставки

Я спрошу вас ещё раз, сумели бы мы признать в сидящем на камне кого-то особенного???

Вспомните встречу Кастанеды с Доном Хуаном. Поначалу в этом старике не было ничего особенного. Ключевое "поначалу"...

"Начало событий, которые описываются ниже, приходится на одно из таких путешествий. Я ожидал автобус на станции в приграничном городке, беседуя с приятелем, который сопровождал меня в качестве гида и помощника. Вдруг он наклонился ко мне и шепнул на ухо, что вон тот старый седой индеец, сидящий у окна, отлично разбирается в растениях, а в пейоте — особенно. Я попросил нас познакомить. Приятель издали окликнул старика, потом подошёл к нему и пожал руку. Поговорив с минуту, он жестом подозвал меня и исчез, предоставив мне самому выпутываться из ситуации. Так получилось, что мой проводник ушёл, нимало не позаботившись о том, чтобы нас познакомить. Знатока целебных трав, впрочем, это ничуть не смутило.

Старик был невозмутим. Я представился, он сказал, что зовут его Хуан и что он к моим услугам. По-испански это было сказано с отменной учтивостью. После столь вежливой формы обращения со стороны индейца, по моей инициативе мы пожали друг другу руки и оба замолчали. Это молчание, однако, не было натянутым, оно было спокойным и естественным, без малейшей принуждённости. Не напряжённое, а спокойное молчание, переходящее во внутреннее безмолвие.

🔸️🔸️🔸️

Пока я нёс эту чушь (TS: в т.ч.о пейоте), старый индеец не отвечал, медленно кивая головой, а когда я закончил болтовню, он пристально взглянул на меня, не говоря ни слова. Я невольно отвёл глаза, и сцена закончилась гробовым молчанием. Я боялся посмотреть на дона Хуана. В гробовой тишине прошло несколько минут, но казалось — прошло очень много времени. Наконец, после нестерпимо затянувшейся паузы, дон Хуан поднялся и выглянул в окно. Подошёл его автобус. Он вежливо попрощался, вышел из помещения и уехал. Я был раздражён своей дурацкой болтовнёй под его необычным взглядом, — казалось, он видел меня насквозь. Мне стало досадно, что я наплёл ему такой чепухи и дал этим замечательным глазам насквозь меня просмотреть. Я злился на себя за то, что молол всякую чепуху, в то время как его удивительные глаза заметили блеф и враньё с моей стороны".

TS: Отправляясь в ЛА я втайне надеялась на встречу с учителем (да, да, Киану Ривзом, а вы о ком подумали?!)). Уроки сёрфинга были запланированы заранее, но инструктором оказалась женщина, а вместо Дона Хуана я встретила потрясающего... водителя автобуса! 🤣🤣🤣

Хантингтон-бич, я слева, фото моё
Хантингтон-бич, я слева, фото моё

Лос-Анджелес, фото моё
Лос-Анджелес, фото моё

Формулируйте желания более точно!

Встреча с Доном Хуаном произошла на автобусной остановке, видимо, в моей памяти ключевыми словами стали "сёрф" и "автобус", а не Киану Ривз и Дон Хуан! 😱😱😱

Имеющий глаза, да увидит, и тогда вашим учителем может стать и случайный прохожий, и ребёнок.

Только Тот, кто остаётся в истории на протяжении 2-х тысяч лет, единственный, точнее, триедин в Боге Отце, Сыне и Святом Духе, пусть и не для всего, но для трети Человечества! 🙏

▪︎ Что есть истина? Христос и Пилат, Н.Ге (1890 )

Что есть истина? Христос и Пилат, Н.Ге (1890 )
Что есть истина? Христос и Пилат, Н.Ге (1890 )

Знаете, ли вы что Николай Ге совместно с Иваном Крамским был вдохновителем создания Товарищества передвижников, К тому же Николай с математическим образованием стал казначеем ТПХВ.

На первой выставке Товарищества Н.Ге участвовал с картиной "Петр Первый допрашивает царевича Алексея" (см.один из предыдущих постов).

ТПХВ 3: ПЕРВАЯ!
Литературный Полдник25 марта

На творчество Николая Ге большое влияния оказал Карл Брюллов, в том числе картина Брюллова ▪︎ "Последний день Помпеи" (1833).

Последний день Помпеи, К.Брюллов (1833). Фото из интернета
Последний день Помпеи, К.Брюллов (1833). Фото из интернета

Из-за Льва Толстого мы чуть не потеряли великого художника! Вывод: не увлекайтесь духовными поисками! Николай Ге на какое-то время становится почти толстовцем: занимается хозяйством, выращивает овес, разводит пчел, учится класть печи, которые потом бесплатно кладет беднякам.

В позднем творчестве Ге возвращается к Страстям Христовым.

Пилат напротив Христа. Разговор прокуратора и нищего Иешуи, благодаря Михаилу Булгакову, мы знаем почти наизусть.

по-гречески:

"-Так это ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?"

 Тут арестант опять оживился и ответил:

"- Я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушить здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие....

- Множество разных людей стекается в этот город к празднику... – говорил монотонно прокуратор.... - Ты, например, лгун. Записано ясно: подговаривал разрушить храм. Так свидетельствуют люди".

 - "Эти добрые люди," – заговорил арестованный, - "ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что эта путаница будет продолжаться очень долгое время." все из-за того, что Левий Матвей неверно записывает за мной. "Но я однажды заглянул в его пергамент с этими записями и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил".

Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев обвинял Ге в профанации Христа, картины «Страстного цикла» снимали с выставок и запрещали их копировать.

Известно, что Павел Третьяков не хотел покупать картину «Что есть истина?» и с большой неохотой сделал это только после возмущенного письма Льва Толстого. Даже товарищ по обществу передвижников, Иван Крамской признавался: «Я устал защищать ваши картины, Николай Николаевич».

- Но есть еще и другая истина, о которой я говорил в толпе на базаре,– продолжал Иешуа.- Она в том, что люди избрали пагубный путь развития. Люди захотели быть независимыми, вместо того, чтобы быть во взаимосвязи, как единое целое друг с другом, с окружающей природой и Богом. ("Мастер и Маргарита", М.Булгаков)

Две Голгофы:

• Голгофа, Н.Ге (1893).

Голгофа, Н.Ге (1893).
Голгофа, Н.Ге (1893).

Главная картина одного из разделов выставки, где изображён Христос за несколько мгновений до начала казни.

"Странный какой-то Христос", - не включив аудиогид, думала я. Мужик в сиренево-лиловом рубище, цвет, которым в Древнем Риме носили только императоры.

"Не похож Он на Христа", - соглашалась я с возмущёнными посетителями выставки передвижников тех лет.

"Распни, распни Его!" (Ин.19:6).

Во время написания "Голгофы" Николаю Ге 60, недавно умерла его жена, и художник полон размышлений о смерти.

Распятие, Н.Ге (1894). Фото из интернета
Распятие, Н.Ге (1894). Фото из интернета

Наоборот, в незавершённом ▪︎ "Распятии" (1894) - точное местонахождение картины в настоящее время неизвестно - ощущается бесконечные боль и ужас невыносимой пытки на кресте, но у императора Александра III своё мнение. Вердикт царствующей особы: "Бойня!", - и запрет к официальному показу. В то время картину смотрели на квартирах - не отсюда ли берут начало русские "квартирники"???

Ни одна из работ "страстного цикла" Николая Ге не нашла одобрения или понимания у современников. Но это был шаг реалиста к экспрессионизму, личному переживанию ситуации на холсте вместо бесстрастного наблюдения сюжета со стороны.

Ге мечтал о справедливом социальном строе и не брал деньги у отца-помещика. А писать на заказ считал неправильным для творчества. Поэтому жил бедно.

С женой он, можно сказать, познакомился по переписке, также заочно влюбился, но позже женился уже по-настоящему.

И свадебное путешествие было всасделишным: из Черниговской губернии молодожены отправились сразу в Рим! За отличную учёбу Ге получил право 6 лет учиться в Италии. 

В Россию наш экспат вернулся только через 13 лет. А куда торопиться?!

Поклонник и последователь Льва Толстого Николай Ге купил заброшенный хутор Ивановское в Черниговской губернии, где прожил с семьёй последние 18 лет жизни.

Я была в гостеприимном Чернигове во время учёбы в школе. Видела земляной ров с пушками, которым город был окружён для защиты от захватчиков!

63-летний художник умер внезапно: вернулся из города на хутор, внезапно почувствовал себя плохо и в тот же вечер скончался. 

• Голгофа, М.Нестеров (1899) - участвовала в 28-й выставке ТПХВ.

Голгофа», М.Нестеров (1899)
Голгофа», М.Нестеров (1899)

«Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. От ее умного, даровитого, гордого народа осталось что-то фантастическое, грязное, низкое. Одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения «товарищей» — солдат, рабочих, всяческих душегубов и грабителей…»   

М.Нестеров.

Юная любимая жена Нестерова умерла родами. Художник и сам был из семьи, в которой из 12 его братьев и сестёр выжило лишь двое.

Личная история живописца напомнила мне сюжет романа "Лавр" Водолазкина, как раз на моменте смерти в родах я и остановилась, второй раз переслушивая "Лавра".

"Святая Русь" глазами художника из Уфы принимает множество образов, среди которых особое место занимает цикл картин, посвящённых св.Сергию Радонежскому.

В то же время Бенуа считал, что Михаил Нестеров переходит на всё более и более скользкий путь официальной церковной живописи.

Когда в ходе Русско-японской войны 1904 года японцами был взорван русский броненосец «Петропавловск», на котором погибли адмирал Макаров и художник Верещагин, «Голгофу» автор пожертвовал на нужды Красного Креста. Картина была выкуплена неизвестными лицами и на долгие годы пропала из поля зрения. Нашлась она в 1957 году без подрамника и с поврежденным красочным слоем.

Нестеров считал Октябрьскую революцию наваждением и ждал, когда же оно рассеется.

«Пережитое за время войны, революции и последние недели так сложно, громадно болезненно, что ни словом, ни пером я не в силах всего передать. Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены».

В 1920 году художник лишается мастерской; работать пришлось на квартире у дочери на Сивцевом Вражке. В этом же году он был ненадолго арестован, но тогда обошлось.

В 1933 г мастер пишет "Страстную седмицу", которую на всякий случай датирует 1913 годом.

Тогда же Нестерова совершенно неожиданно приглашают принять участие в выставке «Художники РСФСР за XV лет», где он после долгих размышлений выставляет только две работы — портрет братьев Кориных (1930) и небольшой портрет сына.

В 1935 году случается и вовсе невероятное: персональная выставка из 16 картин. В одном из писем Нестеров пишет: «Последний месяц для меня был очень суетливый: Бубнов (нарком просвещения РСФСР. — Ред.) был у меня и уговаривал сделать мою выставку… уже закрытую выставку посетил М. Горький, с которым мы не встречались тридцать два года».

Но в 1937-м в присутствии Нестерова арестовывают его дочь Ольгу с мужем. Муж его другой дочери Натальи, пушкинист и основатель музея-квартиры Пушкина на Мойке, расстрелян. Нестеров хлопочет о родных через Екатерину Пешкову, просит поговорить об их судьбе с Алексеем Толстым художника Корина, работавшего над портретом «красного графа», пишет письма Сталину.

Кнут и пряник.

В 1941 году — очередной зигзаг судьбы: Нестерову за ▪︎ портрет физиолога Павлова присуждают Сталинскую премию I степени, а на следующий год в связи с восьмидесятилетием — звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, награждают орденом Трудового Красного Знамени.

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!».

Послания апостола Павла к Римлянам (гл. 11, ст. 33). 🙏

👉❤️

9 // 18