Найти в Дзене
В Движении

Тарзан, ставший дворником: чем закончился полноприводный эксперимент ВАЗа из лихих 90-х

90-е годы ознаменовались появлением на АВТОВАЗе множества любопытных разработок на базе серийных моделей. Конструкторы и дизайнеры экспериментировали, создавая кабриолеты, лимузины, пикапы. Но даже на этом фоне полноприводный ВАЗ-2108 Тарзан выделяется своей необычностью и запоминающейся внешностью. Тарзан был плодом сотрудничества Научно-технического центра ОПП АВТОВАЗа и фирмы DECON. Конструкторы пошли нетривиальным путем - не стали дорабатывать серийный кузов, а "одели" агрегаты Нивы в новый, специально спроектированный. Первенцем стало трехдверное "зубило" ВАЗ-21083, затем аналогичным образом были созданы версии на основе кузовов "десятого" семейства. Чтобы пропорции не выглядели чудовищно при объединении кузова "восьмерки" с шасси Нивы, пришлось значительно увеличить высоту машины. Дизайнеры компенсировали это мощным обвесом и колесными арками, подчеркнувшими фамильные "зубильные" черты. В итоге дизайн получился спорный, но запоминающийся. При этом концепция Тарзана была весьма

90-е годы ознаменовались появлением на АВТОВАЗе множества любопытных разработок на базе серийных моделей. Конструкторы и дизайнеры экспериментировали, создавая кабриолеты, лимузины, пикапы.

Но даже на этом фоне полноприводный ВАЗ-2108 Тарзан выделяется своей необычностью и запоминающейся внешностью. Тарзан был плодом сотрудничества Научно-технического центра ОПП АВТОВАЗа и фирмы DECON.

-2

Конструкторы пошли нетривиальным путем - не стали дорабатывать серийный кузов, а "одели" агрегаты Нивы в новый, специально спроектированный.

Первенцем стало трехдверное "зубило" ВАЗ-21083, затем аналогичным образом были созданы версии на основе кузовов "десятого" семейства.

-3

Чтобы пропорции не выглядели чудовищно при объединении кузова "восьмерки" с шасси Нивы, пришлось значительно увеличить высоту машины. Дизайнеры компенсировали это мощным обвесом и колесными арками, подчеркнувшими фамильные "зубильные" черты. В итоге дизайн получился спорный, но запоминающийся.

При этом концепция Тарзана была весьма остроумна с инженерной точки зрения. Использование максимума узлов и агрегатов от Нивы в сочетании с кузовом от легковой модели позволяло получить комфортабельный в дороге автомобиль с впечатляющей проходимостью.

Конечно, без "допиливания" многих деталей не обошлось, но российским самоделкиным не привыкать к творческому подходу.

-4

Тарзан оснащался сразу двумя передними мостами. Второй из них ставился сзади "наоборот". Это дало неожиданный бонус - задние дисковые тормоза, доставшиеся "по наследству" от переднеприводного "донора". Обе подвески были независимыми, что положительно влияло на плавность хода.

-5

Двигатель размещался продольно, как и на Ниве. На разные экземпляры Тарзанов ставились карбюраторные и инжекторные моторы ВАЗ стандартного рабочего объема.

-6

Трансмиссия включала "раздатку" и блокируемый межосевой дифференциал. Их рычаги управления располагались на центральном тоннеле, изрядно выпирающем в салоне из-за высокого пола.

-7

Несмотря на неидеальную геометрическую проходимость из-за больших свесов, Тарзан был куда "злее" любого кроссовера и не спасовал бы перед серьезным бездорожьем. Главное - не перегружать и без того не самый мощный вазовский двигатель.

Идея скрестить "легковушку" и внедорожник не нова. Еще в 80-е годы выпускались полноприводные версии Volkswagen Golf Country и Toyota Sprinter Carib, также щеголявшие "вседорожным" обвесом и увеличенным клиренсом.

-8

Но если немцы и японцы ограничились косметическими доработками обычных полноприводных модификаций, то наши инженеры подошли к делу основательнее.

-9

Тарзан получил "понижайку", принудительные блокировки и настоящие внедорожные "рецепты", недоступные "паркетникам" иностранного производства.

Тарзан-2110 и универсал 2111 отличались от базовых моделей разве что увеличенным дорожным просветом. Внешне наиболее гармоничным смотрелся пятидверный универсал.

-10

Суммарный тираж модели "Тарзан" составил приблизительно несколько сотен автомобилей в различных модификациях. При учете индивидуальных заказных версий общее количество достигает отметки +/- 2500 единиц.

Качество сборки зачастую оставляло желать лучшего. На фоне хлынувшего потока иномарок, более современных и совершенных, шансов на коммерческий успех у Тарзана практически не было.

АвтоВАЗ всё таки это больше про конвейер и поэтому завод переключился на другие проекты, и производство свернули. К сожалению, судьба большинства оригинальных отечественных разработок той поры сложилась аналогичным образом - хорошие идеи страдали от посредственной реализации.

В 2001 году партию примерно из сотни Тарзанов на базе ВАЗ-21093 оснастили французскими дизельными моторами Peugeot объемом 1,9 л. Такие машины предназначались для коммунальных служб Самарской области. Сегодня "дизельные" Тарзаны - большая редкость даже по сравнению с бензиновыми.

-11

Существовала еще одна любопытная полноприводная модификация универсала ВАЗ-2111 под названием Lada 111 GTI 2.0 4WD. Внешне она напоминала Audi Allroad, а под капотом скрывала 150-сильный двигатель Opel объемом 2 литра.

-12

Такой же мотор применялся на "заряженной" версии ВАЗ-21106, прозванной за характерный окрас "Желтой акулой".