Найти в Дзене

Нирвана как оборона Гармонии: "не для себя, но для дальних миров". Человек должен задолго готовиться к этому состоянию сознания

Встречается убеждение, даже среди изучающих Восточные Учения, что такие понятия, как "Нирвана", далеки от сознания земного. Многим кажется, что вовсе нет необходимости представлять сознание в Нирване – из-за "удалённости" от обычного человека тех состояний, которые являются ступенями по-настоящему великих Сознаний (ступенями, которые, как известно, являются "отложенным" достижением Великих, именуемых в Индии Махатмами, Великими Душами, жертвенно откладывающими следующую свою Ступень ради возможности помогать человечеству, что стало бы невозможно из отдалённых "от Земли" состояний бытия). Ступени восхождения духа и сознания не ограничены в Космической беспредельности. Агни-Йога обращает внимание изучающих на эту истину, утверждая, что за Нирваной следует Паранирвана, и так далее – беспредельно. И, что важно, человек, каким бы отдалённым ни считал он для себя это Будущее, и как бы ни был поглощён трудами самыми необходимыми, всё-таки должен осмысливать высшие состояния бытия духа и соз
Фото автора
Фото автора

Встречается убеждение, даже среди изучающих Восточные Учения, что такие понятия, как "Нирвана", далеки от сознания земного. Многим кажется, что вовсе нет необходимости представлять сознание в Нирване – из-за "удалённости" от обычного человека тех состояний, которые являются ступенями по-настоящему великих Сознаний (ступенями, которые, как известно, являются "отложенным" достижением Великих, именуемых в Индии Махатмами, Великими Душами, жертвенно откладывающими следующую свою Ступень ради возможности помогать человечеству, что стало бы невозможно из отдалённых "от Земли" состояний бытия).

Ступени восхождения духа и сознания не ограничены в Космической беспредельности. Агни-Йога обращает внимание изучающих на эту истину, утверждая, что за Нирваной следует Паранирвана, и так далее – беспредельно.

И, что важно, человек, каким бы отдалённым ни считал он для себя это Будущее, и как бы ни был поглощён трудами самыми необходимыми, всё-таки должен осмысливать высшие состояния бытия духа и сознания, если, конечно, он в принципе способен погружаться в такие размышления и созерцания (о соизмеримости мы говорили в предшествующей статье).

При том, что на высших уровнях Бытия сознание иное, и проявления воли и мысли иные, высшие – соответствуют этим Высшим Планам, где совмещены Единое и Индивидуальное, свобода воли и Воля Иерархии Света, и другие аспекты существования, которые трудно вмещаются в представления земного разума, – всё же в земном труде и творчестве есть те огни, или "искры" Единого Огня, которые объединяют даже очень отдалённые друг от друга Планы Бытия.

Так, в Учении говорится о близости значений понятий "нирвана" и "оборона".

Может показаться необычным такое сравнение, ведь установилось представление о Нирване как о неком возвышенно умиротворённом, в высшей степени отрешённом состоянии.

Но изучающие Учение об Огненной Стихии, Единой на всех уровнях Бытия, объединяющей все формы материи и все состояния сознания, знают, что не существует покоя в земном понимании. Всё есть Движение, даже в том, что именуется "Непроявленным" есть некая особая форма Движения, хотя и недоступная восприятию воплощённых.

Истина Движения, в определённом, Эволюционном смысле, является также законом непрестанного улучшения, или утончения энергий, форм (а также качеств сознаний, возможностей духа). Эта же истина в ином аспекте выражает идею Красоты) закон Красоты, главенствующий во вселенной) – тоже соответствующую возвышению, утончению, трансмутации в новое и более совершенное…

Этот процесс Движения как Эволюции в сознательном Космосе, неотъемлемой "частью" которого является человечество, требует воли, свободной, сознательной и – борющейся.

Что такое эта борьба в Сознательном Космосе? – Это Оборона от Хаоса оборона Проявленного, оборона Гармонии, защита новых образующихся форм и возможностей.

Эти "формы" и "возможности" надо понять широко, как в зримом, так и в Незримости, как в физическом проявлении, так и в духовном.

Всякое соответствующее Истине проявление сознания, то есть соответствующее понятиям "Свет", "Эволюция духа", "Благо", "Красота", будет той или иной формой борьбы с хаосом. Космически – это битва с хаосом неоформленных энергий, в проявленном – битва с хаосом бессознательности.

Разные уровни и разные формы всех соответствующих Свету явлений сознательного бытия будут той или иной формой "обороны" – от волн хаоса. Эта Оборона соответствует непрестанности Борьбы, которая является неотъемлемой от Бытия.

Эта истина непрестанности борьбы света с тьмою, гармонии с хаосом… – одна из труднейших для земного сознания. Когда Будда произнёс понятие "Нирвана", только ближайшие Ученики знали, что эта ступень, "освобождающая" от "цепей" обусловленности земными кармическими "узами", вовсе не является пассивностью, но лишь более широким "простором" бытия духа и более высокими уровнями Творчества, соответствующего высшим уровням сознания, мысли и духа.

Так, вникая в высшие понятия, можно находить общее со всеми высокими качествами и проявлениями духа в земном бытии.

Великие утверждают, что человек (человечество) не должен быть пассивным мечтателем о Высшем, но желая восходить, должен применять все доступные ему огни возможностей, не откладывая на будущее.

Закончим параграфом из Живой Этики, говорящим о схожести таких, казалось бы, далёких друг от друга понятий, как "нирвана" и "оборона":

"…Поражение тьмы есть мечта каждого духовного воителя, но битва является одинаковой и на земном, и на надземном плане. Мы можем посредством вибрации уменьшить напряжение, но космическая битва есть утверждение общей обороны. Оборона и нирвана являются одними из наиболее искажённых понятий. Люди пытаются сделать из них нечто аморфное, распыляющееся и бездейственное, но такие искажения наносят вред эволюции.
К нирване люди задолго сознательно должны готовиться. Люди должны полюбить это состояние всевмещения. Также люди должны полюбить состояние обороны, как самое напряжённое и прозорливое. Люди должны совершенствоваться сознательно, иначе такое участие в космической битве сделается несносным.
Но может ли человек, не размышляя о Мироздании, приучиться к подвигу обороны? В этой обороне человек проявляет высокое самоотвержение. Он действует не для себя, но для дальних миров…
Нужно помочь себе ясностью сознания, полюбить непрерывную битву и понять, что оборона гармонии есть красота. Не нужно позволять, чтобы сомнения могли нарушить стройность гармонии.
Прекрасен дозор, который любит и знает сокровище, им охраняемое…" ("Надземное", 356).

Гореликова М.В., Василевский А.В.

Дорогие подписчики и читатели нашего канала, благодарим Вас за внимание, за отзывы, "лайки" и комментарии! Спасибо!!