Найти в Дзене
Информатика для всех

ОГЭ по информатике. Решение задачи 14. В электронную таблицу внесли результаты тестирования

Приветствуем всех на канале "Информатика для всех" и приглашаем готовиться к экзаменам по информатике вместе с нами. Рассмотрим несколько вариантов решения задачи 14, связанной с работой в электронных таблицах. Условие задачи: В электронную таблицу внесли результаты анонимного тестирования. Все участники набирали баллы, выполняя задания для левой и правой руки. Всего в электронную таблицу были внесены данные 1000 участников. Порядок записей в таблице произвольный. 1. Сколько женщин-пенсионеров участвовало в тестировании? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G2 таблицы. 2. Какова разница между максимальным и минимальным показателями для правой руки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G3 таблицы. 3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким
Оглавление

Приветствуем всех на канале "Информатика для всех" и приглашаем готовиться к экзаменам по информатике вместе с нами.

Рассмотрим несколько вариантов решения задачи 14, связанной с работой в электронных таблицах.

Условие задачи:

-2

В электронную таблицу внесли результаты анонимного тестирования. Все участники набирали баллы, выполняя задания для левой и правой руки.
Всего в электронную таблицу были внесены данные 1000 участников.
Порядок записей в таблице произвольный.
1. Сколько женщин-пенсионеров участвовало в тестировании? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G2 таблицы.
2. Какова разница между максимальным и минимальным показателями для правой руки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G3 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Задача 14 относится к практической части ОГЭ и для ее решения необходим файл с исходными данными. В предлагаемом в качестве демо-варианта 2025 года файле имеются данные о 1000 участниках тестирования.

Таблица имеет следующую структуру:

  • номер участника;
  • пол;
  • статус;
  • левая рука;
  • правая рука.

Фрагмент исходного файла приведен на рисунке ниже.

-3

Требования к предметным результатам освоения основной

образовательной программы: Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы
Примерное время выполнения задания (мин.) - 30

Задание содержит три пункта.

Для выполнения первого пункта задания необходимо определить, сколько всего женщин-пенсионеров участвовало в тестировании. Но при этом важно понимать, что для построения диаграммы из пункта 3 понадобятся знания не только про женщин-пенсионеров, но и про остальные статусы женщин - количество женщин-студентов и женщин-служащих.

Поэтому можем сразу проводить расчеты, ориентируясь на все варианты статусов. При расчетах можно использовать вспомогательные столбцы для определения, относится ли участник тестирования к нужной нам категории граждан.

Пример одного из возможных вариантов решения задачи в электронных таблицах Excel приводится на рисунке ниже.

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

Для определения, относится ли участник тестирования к нужной категории, в примере использована функция ЕСЛИ.

=ЕСЛИ(B2="жен";1;0)

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

=ЕСЛИ(C2="пенсионер";1;0)

-6

=ЕСЛИ(C2="студент";1;0)

-7

=ЕСЛИ(C2="служащий";1;0)

-8

Как видим на рисунке ниже, результатом применения описанных выше функций будут столбцы из 0 и 1, показывающих, принадлежит ли участник тестирования к требуемой группе.

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

Далее можно определить, относится ли участник теста к категории женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих.

Для этого можно использовать несколько разных способов, одни из которых приведен на скрине ниже.

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

В данном случае можно получить искомый результат за счет умножения ячеек, содержащих результаты принадлежности к определенной группе. Например, результат =H2*I2 равен 1 только в том случае, если значение H2 равно 1 и значение I2 равно 1.

При этом мы определим, входит ли участник теста в требуемую категорию: женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих.

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

Далее с помощью функции СУММ подсчитаем количество участников в каждой группе.

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

Как видим, количество женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих составило соответственно 143, 240, 100.

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

При этом мы не только ответили на вопрос первого задания "Сколько женщин-пенсионеров участвовало в тестировании", но при этом рассчитали еще и другие данные для построения диаграммы (задание 3).

Для выполнения задания 2 необходимо ответить на вопрос "Какова разница между максимальным и минимальным показателями для правой руки?"

Это можно сделать, например, используя разность функций МАКС и МИН следующего вида:

=МАКС(E2:E1001)-МИН(E2:E1001)

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

Данная разность составляет 49 ед.

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

Для корректного построения диаграммы, включающей легенду и подписи данных, можно отдельно скомпоновать результаты по найденному раннее количеству женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих. Затем воспользоваться командой меню Вставка / Диаграмма и выбрать диаграмму кругового типа.

Примерный вид листа с построенной диаграммой приведен на рисунке ниже.

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

Но надо заметить, что существуют и другие способы определения количества участников тестирования из каждой категории статусов.

Для этого можно использовать, например, вложение функции И в функцию ЕСЛИ (рисунок ниже).

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

=ЕСЛИ(И(B2="жен";C2="пенсионер");1;0)

Также можно использовать Сводные таблицы Excel.

Сводная таблица – это эффективный инструмент для вычисления и анализа данных, который упрощает поиск сравнений, закономерностей и тенденций.

Шаги создания сводной таблицы:

  • Выделите ячейки таблицы, на основе которых вы хотите создать сводную таблицу;
  • Выберите команду Вставка/ Сводная таблица;
  • Выберите расположение отчета сводной таблицы. Можно поместить сводную таблицу на новый или существующий лист и указать место, где должна отображаться новая сводная таблица.
  • Проведите настройку полей сводной таблицы. В правой стороне документа у вас появляется меню «Поля сводной таблицы». Именно там мы продолжаем свою работу. В первой части отметьте галочками те показатели (названия строк и колонок), которые хотите видеть в сводной таблице и выберите вид итога данных. Также вы можете перетаскивать поля таблицы между областями с помощью мыши.

Столбцы (колонки, колонны) – показатели с качественными признаками. Можно сделать сводные колонки, например, по годам или регионам, покупателям, продавцам товара.

Строки – названия показателей, которые будут располагаться по горизонтали. Если в этой области будет более одного показателя, то таблица будет многоуровневой.

Значения – использование различных формул для получения количественного результата. Чаще всего используют формулы суммы, среднего, количества, наибольшего и наименьшего значения.

Для нашей задачи укажем:

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

После того, как мы указали структуру сводной таблицы, получаем требуемый результат.

Рисунок создан автором канала Информатика для всех
Рисунок создан автором канала Информатика для всех

Надеемся, наш разбор поможет вам успешно подготовиться к экзамену.

Также предлагаем свое видео по данной задаче:

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставайтесь на связи!

Успехов на экзаменах!