Приветствуем всех на канале "Информатика для всех" и приглашаем готовиться к экзаменам по информатике вместе с нами.
Рассмотрим несколько вариантов решения задачи 14, связанной с работой в электронных таблицах.
Условие задачи:
В электронную таблицу внесли результаты анонимного тестирования. Все участники набирали баллы, выполняя задания для левой и правой руки.
Всего в электронную таблицу были внесены данные 1000 участников.
Порядок записей в таблице произвольный.
1. Сколько женщин-пенсионеров участвовало в тестировании? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G2 таблицы.
2. Какова разница между максимальным и минимальным показателями для правой руки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G3 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Задача 14 относится к практической части ОГЭ и для ее решения необходим файл с исходными данными. В предлагаемом в качестве демо-варианта 2025 года файле имеются данные о 1000 участниках тестирования.
Таблица имеет следующую структуру:
- номер участника;
- пол;
- статус;
- левая рука;
- правая рука.
Фрагмент исходного файла приведен на рисунке ниже.
Требования к предметным результатам освоения основной
образовательной программы: Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы
Примерное время выполнения задания (мин.) - 30
Задание содержит три пункта.
Для выполнения первого пункта задания необходимо определить, сколько всего женщин-пенсионеров участвовало в тестировании. Но при этом важно понимать, что для построения диаграммы из пункта 3 понадобятся знания не только про женщин-пенсионеров, но и про остальные статусы женщин - количество женщин-студентов и женщин-служащих.
Поэтому можем сразу проводить расчеты, ориентируясь на все варианты статусов. При расчетах можно использовать вспомогательные столбцы для определения, относится ли участник тестирования к нужной нам категории граждан.
Пример одного из возможных вариантов решения задачи в электронных таблицах Excel приводится на рисунке ниже.
Для определения, относится ли участник тестирования к нужной категории, в примере использована функция ЕСЛИ.
=ЕСЛИ(B2="жен";1;0)
=ЕСЛИ(C2="пенсионер";1;0)
=ЕСЛИ(C2="студент";1;0)
=ЕСЛИ(C2="служащий";1;0)
Как видим на рисунке ниже, результатом применения описанных выше функций будут столбцы из 0 и 1, показывающих, принадлежит ли участник тестирования к требуемой группе.
Далее можно определить, относится ли участник теста к категории женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих.
Для этого можно использовать несколько разных способов, одни из которых приведен на скрине ниже.
В данном случае можно получить искомый результат за счет умножения ячеек, содержащих результаты принадлежности к определенной группе. Например, результат =H2*I2 равен 1 только в том случае, если значение H2 равно 1 и значение I2 равно 1.
При этом мы определим, входит ли участник теста в требуемую категорию: женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих.
Далее с помощью функции СУММ подсчитаем количество участников в каждой группе.
Как видим, количество женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих составило соответственно 143, 240, 100.
При этом мы не только ответили на вопрос первого задания "Сколько женщин-пенсионеров участвовало в тестировании", но при этом рассчитали еще и другие данные для построения диаграммы (задание 3).
Для выполнения задания 2 необходимо ответить на вопрос "Какова разница между максимальным и минимальным показателями для правой руки?"
Это можно сделать, например, используя разность функций МАКС и МИН следующего вида:
=МАКС(E2:E1001)-МИН(E2:E1001)
Данная разность составляет 49 ед.
Для корректного построения диаграммы, включающей легенду и подписи данных, можно отдельно скомпоновать результаты по найденному раннее количеству женщин-пенсионеров, женщин-студентов и женщин-служащих. Затем воспользоваться командой меню Вставка / Диаграмма и выбрать диаграмму кругового типа.
Примерный вид листа с построенной диаграммой приведен на рисунке ниже.
Но надо заметить, что существуют и другие способы определения количества участников тестирования из каждой категории статусов.
Для этого можно использовать, например, вложение функции И в функцию ЕСЛИ (рисунок ниже).
=ЕСЛИ(И(B2="жен";C2="пенсионер");1;0)
Также можно использовать Сводные таблицы Excel.
Сводная таблица – это эффективный инструмент для вычисления и анализа данных, который упрощает поиск сравнений, закономерностей и тенденций.
Шаги создания сводной таблицы:
- Выделите ячейки таблицы, на основе которых вы хотите создать сводную таблицу;
- Выберите команду Вставка/ Сводная таблица;
- Выберите расположение отчета сводной таблицы. Можно поместить сводную таблицу на новый или существующий лист и указать место, где должна отображаться новая сводная таблица.
- Проведите настройку полей сводной таблицы. В правой стороне документа у вас появляется меню «Поля сводной таблицы». Именно там мы продолжаем свою работу. В первой части отметьте галочками те показатели (названия строк и колонок), которые хотите видеть в сводной таблице и выберите вид итога данных. Также вы можете перетаскивать поля таблицы между областями с помощью мыши.
Столбцы (колонки, колонны) – показатели с качественными признаками. Можно сделать сводные колонки, например, по годам или регионам, покупателям, продавцам товара.
Строки – названия показателей, которые будут располагаться по горизонтали. Если в этой области будет более одного показателя, то таблица будет многоуровневой.
Значения – использование различных формул для получения количественного результата. Чаще всего используют формулы суммы, среднего, количества, наибольшего и наименьшего значения.
Для нашей задачи укажем:
После того, как мы указали структуру сводной таблицы, получаем требуемый результат.
Надеемся, наш разбор поможет вам успешно подготовиться к экзамену.
Также предлагаем свое видео по данной задаче: