Найти в Дзене
Новые факты

Секреты русских картин

В прошлых двух статьях я рассказывал про секреты мировых картин. А сегодня я расскажу про секреты русских картин. Погнали! Богатыри (Виктор Михайлович Васнецов) Картина была написана Виктором Васнецовом с 1881 по 1898 года. 23 апреля 1898 года картина была завершена и куплена коллекционером П. М. Третьяковым для своей галереи. На картине изображены богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. А теперь перейдем к секретам. Пейзаж. Васнецов показывает монументальность природы: пишет нежные полевые цветы, чтобы добавить лиричности, очертания холмов с лесом, которые подчёркивают фигуры богатырей. Курганы за героями. За ними — могилы воинов, павших в битвах прошлых веков. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников родных рубежей. У этой картины есть и другие секреты. Утро в сосновом лесу (Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий) «Утро в сосновом лесу» - картина Ивана Шишкина и Константина Савицкого, написанная в 18

В прошлых двух статьях я рассказывал про секреты мировых картин. А сегодня я расскажу про секреты русских картин. Погнали!

Богатыри (Виктор Михайлович Васнецов)

Богатыри. Виктор Михайлович Васнецов. 1881-1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богатыри. Виктор Михайлович Васнецов. 1881-1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина была написана Виктором Васнецовом с 1881 по 1898 года. 23 апреля 1898 года картина была завершена и куплена коллекционером П. М. Третьяковым для своей галереи. На картине изображены богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. А теперь перейдем к секретам. Пейзаж. Васнецов показывает монументальность природы: пишет нежные полевые цветы, чтобы добавить лиричности, очертания холмов с лесом, которые подчёркивают фигуры богатырей. Курганы за героями. За ними — могилы воинов, павших в битвах прошлых веков. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников родных рубежей. У этой картины есть и другие секреты.

Утро в сосновом лесу (Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий)

Утро в сосновом лесу. Иван Иванович Шишкин, Константин Аполлонович Савицкий.1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Утро в сосновом лесу. Иван Иванович Шишкин, Константин Аполлонович Савицкий.1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Утро в сосновом лесу» - картина Ивана Шишкина и Константина Савицкого, написанная в 1889 году. Картина выполнена в технике масляной живописи на холсте размером 139 × 219 см. А вот и секреты. Шишкин создал пейзаж, а изображение медвежат (четверо) принадлежит кисти Константина Савицкого. Есть мнение, что именно Савицкий придумал эту идею. Изначально медвежат было двое. В этом можно убедиться по эскизам Шишкина, которые сейчас хранятся в Государственном Русском музее. Подпись Савицкого была стёрта. Есть несколько версий, почему это произошло. Одна из них — Третьяков считал работу Шишкина значимей и убрал имя соавтора. Другая — Савицкий отказался от картины в пользу Шишкина после того, как раскритиковали его медвежат. Дерево, на котором лазают медвежата, вырвано с корнем. Возможно, этим автор хотел подчеркнуть, что изображённый на картине лес абсолютно нелюдим, и там обитают лишь дикие звери. Это не секрет, но интересный факт.На обертке конфеты "Мишка косолапый" как раз нарисована картина "Утро в сосновом лесу".

Чёрный квадрат (Казимир Малевич)

Чёрный квадрат. Казимир Малевич. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Чёрный квадрат. Казимир Малевич. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Чёрный супрематический квадрат создан Казимиром Малевичем в 1915 году. Картина входит в цикл супрематических работ, исследующих базовые возможности цвета и композиции. Она является частью триптиха, включающего также «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Картина была написана в 1915 году для выставки «0,10». А вот и секреты. Квадрат Малевича не является правильным четырёхугольником: его углы не равны друг другу, а противоположные грани не параллельны. Малевич не использовал чёрную краску для этой картины, он смешал охру, жжёную кость и мел. Благодаря сочетанию этих трёх пигментов квадрат обладает красивым матовым оттенком. Благодаря рентгеноскопии стало известно, что под «Чёрным квадратом» находятся ещё два произведения. Нижний слой — это кубофутуристическая композиция, сверху неё нанесено изображение в протосупрематическом стиле, и только потом Малевич «закрасил» полотно квадратом.

Грачи прилетели (Алексей Кондратьевич Саврасов)

Грачи прилетели. Алексей Кондратьевич Саврасов. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Грачи прилетели. Алексей Кондратьевич Саврасов. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Грачи прилетели» — хрестоматийный пейзаж Алексея Саврасова, созданный в 1871 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картина считается самым известным произведением Саврасова. Саврасов начал работу над «Грачами» в марте 1871 года.Натурные этюды написаны в селе Молвитино Костромской губернии.Прообразом храма является Воскресенская церковь, построенная в конце XVII века.Место работы подтверждено надписью на полотне. А вот и секреты. Асимметричность расположения деревьев. Это усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд. Саврасов применял цветной грунт, красочные слои разного цвета и фактуры, разнонаправленные мазки, а также лессировки и рефлексы. «1871. С. Молвитино. А. Саврасовъ» — надпись в левом нижнем углу картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», которая подтверждает место, где художник работал над полотном. Саврасов начал работу над картиной в марте 1871 года, первые эскизные работы делал в селе Молвитино Костромской губернии (сейчас — посёлок Сусанино).

Девочка с персиками (Валентин Александрович Серов)

 Девочка с персиками. Валентин Александрович Серов. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Девочка с персиками. Валентин Александрович Серов. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Девочка с персиками» написана Валентином Серовым в 1887 году. Написана в усадьбе Абрамцево, где жила семья Мамонтовых. На картине изображена 11-летняя Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Григорьевне.Картина долгое время висела в комнате, затем была передана в Третьяковскую галерею. А вот и секреты. Персики для картины были выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для неё семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья. Желтеющая листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.Игрушечный деревянный солдат в левом углу — изделие сергиево-посадских кустарей. Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, а расписывал её Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Если внимательно посмотреть на левый нижний угол картины, то можно разглядеть на ней даже нарисованного жучка.

Бурлаки на Волге (Илья Ефимович Репин)

Бурлаки на Волге. Илья Ефимович Репин. 1870-1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Бурлаки на Волге. Илья Ефимович Репин. 1870-1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илья Репин начал работу над картиной «Бурлаки на Волге» в 1870 году. Замысел картины возник во время прогулки на пароходе по Неве в 1868 или 1869 году. В 1870 году Репин отправился на Волгу для изучения бурлаков. •В 1870 году Репин создал эскизы и этюды в селе Ширяево.В 1872 году он совершил ещё одну поездку по Волге для завершения картины.В 1873 году картина была представлена на Академической выставке и получила золотую медаль. А вот и секреты. Перевёрнутый флаг. Существует несколько объяснений этой детали. Одно из них — художник просто зафиксировал небрежность, не придавая никакого скрытого смысла. Другое — в морском деле перевёрнутый флаг означал наличие неполадок на судне и даже служил сигналом бедствия. Третье — Репин намеренно перевернул триколор, намекая на то, что в России второй половины XIX века политическая ситуация была на грани переворота. Пароход вдали. Он олицетворяет технический прогресс, который не доходит до простого народа и делает Россию отстающей. На берегу лежит разбитая корзина и камень, перевязанный верёвкой. Корзина — символ тюрьмы, а то, что она поломана, символизирует освобождение. Камень с верёвкой — символ утопленника, это то, что ждёт государство в ближайшем будущем.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (Илья Ефимович Репин)

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Илья Ефимович Репин.1883-1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Илья Ефимович Репин.1883-1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» написана Ильёй Репиным в 1883—1885 годах. Изображает эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он якобы нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану.Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Репин не случайно указал дату 1581 год в названии картины.Замысел возник у него после мартовских событий 1881 года и под впечатлением от симфонической сюиты «Антар» Римского-Корсакова.Репин также был вдохновлён кровавыми сценами на европейских выставках. А вот и секреты. Репин изобразил наиболее драматичный момент — когда царя осенило, что он натворил. Он сделал орудие убийства главной деталью на переднем плане картины, поместив его почти вплотную к краю. Крупное красное пятно, бешеные глаза царя, его костлявая ладонь и угасающий взгляд царевича сразу приковывают внимание зрителя. У этой картины есть и другие секреты

Боярыня Морозова (Василий Иванович Суриков)

Боярыня Морозова. Василий Иванович Суриков. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Боярыня Морозова. Василий Иванович Суриков. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина изображает сцену из истории церковного раскола XVII века. Боярыня Морозова, закованная в цепи, едет по заснеженной московской улице.Вокруг неё толпа, состоящая из москвичей, сочувствующих и любопытствующих. Интерес Сурикова к старообрядчеству связан с его сибирским детством.Суриков использовал «Повесть о боярыне Морозовой» как источник вдохновения.Образ боярыни срисован с реальной старообрядки, юродивый — с московского бедняка.Художник долго искал типаж для боярыни, прототипом стала тётка Сурикова. А вот и секреты. Суриков искал прототипы не только для главной героини, но и для второстепенных персонажей. Например, хохочущего купца он написал с диакона Троицкой церкви, странника с посохом — с паломника. Боярыня Морозова показывает двоеперстие — попытку отстоять старообрядчество, ведь Никон ввёл троеперстие. Два пальца символизируют единство двойной природы Иисуса Христа — божественной и человеческой, а загнутые и соединённые три оставшихся — Троицу.Взгляд раскольницы направлен на икону «Богоматерь Умиление». Таким образом Суриков показывает, что ответ она держит только перед Богом. У этой картины есть и другие секреты.

Девятый вал (Иван Константинович Айвазовский)

Девятый вал. Иван Константинович Айвазовский. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Девятый вал. Иван Константинович Айвазовский. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Девятый вал» — знаменитая картина Ивана Айвазовского. Хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.Написана в 1850 году. Картина изображает море после ночного шторма.Люди, потерпевшие кораблекрушение, пытаются спастись на обломках мачты.Лучи солнца освещают волны, самая большая из которых — девятый вал.Несмотря на разрушение корабля, люди живы и продолжают бороться. А вот и секреты. Девятый вал на картине представлен в еле заметном жесте последнего моряка. Протягивая руку в сторону, он пытается указать на приближающуюся опасность, но никто из людей на мачте не замечает этого. Таким образом, Айвазовский как бы говорит зрителю: «Всё, что изображено на картине, не имеет значения.Один из секретов картины Ивана Айвазовского «Девятый вал» — отсутствие на самом полотне гигантской волны, которая уничтожает всё на своём пути.

Алёнушка (Виктор Михайлович Васнецов)

Алёнушка. Виктор Михайлович Васнецов. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алёнушка. Виктор Михайлович Васнецов. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов начал работу над картиной «Алёнушка» в 1880 году. Этюды создавались на берегу Вори в Абрамцеве и у пруда в Ахтырке.Картина была закончена зимой 1881 года и отправлена на Передвижную выставку.Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по другим сведениям, юродивых). А вот и секреты. Прототип героини — реальная девушка, которую художник встретил в деревне Ахтырка. Васнецов уговорил её позировать для набросков к картине. Выбор камня для героини не случаен. Возможно, Васнецов вспоминал поговорку «словно камень на душе». Ласточки над головой Алёнушки — символ надежды. Возможно, у героини есть что-то, что укрепляет веру в будущее — и как только Алёнушка прогонит печаль и грусть, она сможет снова вернуться к обществу и к людям. Васнецов использовал природу как зеркало души Алёнушки. Высокая трава, окружающая одиноко сидящую на камне девушку, символизирует её изоляцию от окружающего мира.

Неизвестная (Иван Николаевич Крамской)

 Неизвестная. Иван Николаевич Крамской. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неизвестная. Иван Николаевич Крамской. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Неизвестная» — картина Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Портрет часто ошибочно называют «Незнакомкой» из-за стихотворения Александра Блока. На полотне изображена молодая женщина в открытом экипаже на Невском проспекте.Женщина одета по моде 1880-х годов: бархатная шляпка, пальто, муфта, перчатки.Взгляд женщины царственный, таинственный и грустный. Существует легенда, что прототипом была курская крестьянка Матрёна Саввишна. Секрет этой картины только один - кто является этой женщиной на картине.

Купчиха за чаем (Борис Михайлович Кустодиев)

Купчиха за чаем. Борис Михайлович Кустодиев. 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Купчиха за чаем. Борис Михайлович Кустодиев. 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"Купчиха за чаем" - картина русского художника Бориса Кустодиева, написанная в 1918 году. Картина изображает купеческую семью за чаепитием, что является типичным сюжетом для Кустодиева. Кустодиев начал работу над картиной в 1916 году, вдохновленный посещением провинциального города Кинешмы.Работа над картиной продолжалась в течение двух лет, и в 1918 году она была завершена. А вот и секреты. Модель для купчихи — астраханская баронесса Галина Адеркас, соседка по дому художника. На картине она выглядит гораздо старше и внушительнее, чем была в действительности. Однако автор не преследовал цели портретного сходства — это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка. Время написания — 1918 год, в то время художнику было 40 лет. Большевики пришли к власти, условия жизни были тяжёлыми и голодными, а Кустодиев ещё и оказался тяжело болен. Тема картины — размеренная купеческая провинциальная жизнь, которая была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности.

А вы знали это? Пишите в комментариях. Пока!