Картины Софии Акимовой представляют собой художественное исследование светской жизни, которое через размытые границы формы и цвета показывает хрупкость, искусственность и эмоциональную пустоту этой среды.
В этом интервью я, Макс Егоров, постараюсь узнать подробнее об этом творческом исследовании, отраженном в работах, которые живописно передают атмосферу праздности, скрытого напряжения и ритуализированного поведения элиты.
Открывайте для себя творчество Софии Акимовой!
София, центральная тема твоих картин — праздная жизнь светского общества. Скажи пожалуйста, были ли в твоей жизни события или впечатления, которые стали отправной точкой для работы с этой темой?
Да, именно эти события активной социальной жизни, мероприятий, и стали для меня вдохновением. Мне трудно «вливаться» в праздник, соответствовать ожиданиям людей, испытывать радость, потому что якобы обстановка располагает.
Ты наблюдатель или участник этой среды? Насколько твое искусство в этом ключе автобиографично?
Так сложилось с раннего детства, что мои родители постоянно меняли место жительства, поэтому приходилось адаптироваться в разных социумах: сады, школы. Уже тогда я начала замечать, несколько все они непохожи, а я всякий раз «новенькая» и хочу быть принятой и «своей».
Поэтому, да, такая потребность была особенно ярко выражена в детстве и юношестве, сейчас я уже научилась дистанцироваться, особенно если мне не близки привычки сообществ. Это знакомо каждому: вот ты случайно оказался на корпоративе «киношников», или на дне рождения, где никого не знаешь кроме именинника. Ну, или на светском рауте, где нужно соблюсти дресс-код и прочие правила.
Раньше казалось, будто со мной что-то не так, раз я не могу «влиться» в компанию. Сейчас же, просто дистанцируюсь и наблюдаю. Запоминаю позы, характеры, выражения лиц. Слушаю разговоры, и несу впечатления в мастерскую.
Как думаешь, почему именно образ праздника стал центральным в твоем творчестве? Твой праздник — это символ жизненной энергии или, наоборот, форма бегства от экзистенциальной пустоты и реальности?
В 2022 году, видимо, у меня начался экзистенциальный кризис, когда постоянно размышляешь о смысле жизни, ценностях, людях. Я стала замечать, что праздников и вечеринок не только не убавилось, их даже стало больше. Когда я оказывалась в гуще событий, то внутри все больше зрел конфликт из-за неприятия этой беззаботности, радости, которая порой казалась неуместной. В то же время, праздник важен и нужен всегда и всем, но что такое - праздник сегодня, здесь и сейчас? Когда-то мы ждали приезда родных, семейного ужина и торт. Сегодня, праздник стал площадкой для нетворкинга и самопрезентации.
Я начала все больше задумываться о феномене объединения людей в сообщества, которые выглядят подобно единому живому организму. Когда место, время и публика сливаются, питают друг друга. И вот, я уже наблюдаю как личности растворяются постепенно в единую грибницу, которая диктует свои настроения, законы. Все объекты связаны незримыми нитями, взаимно подчинены друг другу.
Если говорить о процессе создания твоих картин, можно ли сказать, что в твоей работе есть элемент исследования? Чувствуешь ли ты себя своего рода антропологом или социальным психологом, изучающим поведение людей через искусство?
Все абсолютно так и есть! В процессе живописи, раскрываются глубинные внутренние слои, воспоминания, ассоциации, в то же время я создаю словно свое кино, наполненное персонажами с разными характерами. Воображаю, как они могли бы взаимодействовать и что произойдет в следующем кадре.
На твой взгляд, какие внутренние убеждения объединяют людей на изображенных тобой праздниках? Как они влияют на их поведение?
Интересный вопрос! Безусловно, мои праздники наполняют персонажи, которые мгновенно распознают, кто «свой» и «чужой». Они ценят атрибуты финансового изобилия, умеют абстрагироваться от разных социальных обстоятельств и колебаний. Их жизнь кажется легкой и беззаботной. Вероятно, они прекрасно владеют искусством самопрезентации и достигали совершенства во всех сферах.
Какие паттерны поведения ты чаще всего замечаешь в среде, которую изображаешь? Есть ли в твоих картинах скрытый элемент критики или ты относишься к этому миру с нейтральным наблюдательным интересом?
Порой я волнуюсь, что элемент критики перестает быть скрытым. Конечно, он есть, к тому же я часто наполняю праздник тревожной сгущающейся атмосферой. Он соседствует со стихией, которая может легко завершить веселье.
В «тусовке» существуют свои стереотипы начиная с внешнего вида, манеры общения, заканчивая образом жизни. Сейчас модно быть всегда и везде, транслировать идеальный образ, успевать все. Такой вот «общий вайб». Также, порой люди не стесняются и буквально открыто показывают свое намерение в корыстном взаимодействии.
Какой реакции зрителя ты ожидаешь?
Я готова к любой реакции, но особенно люблю, когда нахожу со зрителем общий язык с полуслова. В мае 2024 года в галерее «Триумф» открылась моя персональная выставка «The Last Gala», которую курировала Полина Могилина. Так вот, многие считывали контекст еще до прочтения экспликации. Значит, мне удалось выразить то, что чувствуют люди.
Были ли у тебя моменты, когда создание картин помогало тебе осознать что-то новое о себе или окружающем мире?
Очень часто такое происходит. С каждой новой работой знакомлюсь с собой, это удивительное явление. Особенно когда уходишь в свой персональный язык, развязываешь руки. Пугаясь, идешь в странность, которую раньше избегал. Сталкиваешься со своей темной частью. Искусство тогда становится духовной практикой.
Какое внутреннее состояние тебе необходимо для начала работы? Это вдохновение, сосредоточенность, отстраненность или что-то другое?
Ты очень метко озвучил этот коктейль: сосредоточенность, вдохновение, отстраненность. А также, желание решить сложную для себя задачу. Это касается и сюжета, и технологии. Живопись маслом непостижима и безгранична.
Есть ли у тебя ритуалы перед тем, как приступить к картине? Как ты входишь в нужное эмоциональное творческое состояние?
Люблю заварить кофе, включить любимую музыку. Многие картины написаны под Pink Floyd. К тому же, мне очень близка философия этой группы.
Твои картины — это способ выразить личные переживания или попытка понять чужие состояния?
Интересный вопрос. Я думаю, в первую очередь картины скорее про личные переживания. Но, когда работаю над персонажами, то немного ощущаю себя Херлуфом Бидструпом, размышляя об их жизни, привычках, желаниях и страхах.
Какой этап работы для тебя самый сложный — начало, середина, завершение? И почему?
Самое сложное - создание сюжетов и композиций. Этот процесс занимает огромное количество времени и сил. Найти способ трансформации формы, объединить массы, «отснять» свое кино в голове. Набраться смелости явить идею на большом холсте.
Как ты думаешь, может ли искусство изменить человека? Если да, то как?
Искусство расширяет чувственное восприятие, наполняет гармонией, дает пищу для размышлений. Совершенно точно, искусство играет огромную роль в воспитании вкуса и понимании исторических процессов. Однако, это требует времени. Так что, искусство - мягкая сила, на мой взгляд.
Если сравнить твою жизнь до начала творческой деятельности и после, какие качественные изменения произошли?
Могу лишь вспомнить периоды, когда по каким - то причинам не занималась искусством. По ощущениям, это будто потерянное время и я была - не я, все больше ориентирована на других, стараясь жить «как надо». Поэтому, творческие кризисы мучительны.
Что ты порекомендуешь людям, которые только открывают для себя мир искусства в роли художника?
Я бы посоветовала сначала как можно больше ходить на выставки, общаться с художниками, учиться и развивать насмотренность. В какой - то момент все это стоит на время отпустить чтобы встретиться с собой. Процесс отпускания учителей и ориентиров крайне важен, но это уже для отважных.
В чем Сила искусства?
Искусство выражает то, что неподвластно слову.
Апрель 2025
_______________________________________
Если вы хотите рассказать о своем творческом опыте, присылайте свои истории в Telegram: https://t.me/maksygrv
_______________________________________
Больше о творчестве в ТГ-канале: https://t.me/o_sile_iskusstva